|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово « 16 » июня 2010 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Дунаевой А.П., с участием: истицы Мурулькиной А.Л., представителя ответчика: ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» Семеновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
Мурулькиной Анны Леонидовны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию
УСТАНОВИЛ:
Мурулькина А.Л. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода учебы с 01.09.1984 г. по 25.06.1985 г., понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл – 31.03.2010 года.
В судебном заседании истица Мурулькина А.Л. иск поддержала, суду показала, что 31.03.2010 года обратилась с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 10.04.2010 г. за № в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности, согласно указанного решения специальный стаж на момент обращения составил 24 года 9 месяцев 5 дней, при необходимом – 25 лет. С данным решением не согласна, поскольку при условии включения в специальный стаж периода учебы по специальности с 01.09.1984 г. по 25.06.1985 г. в специальный стаж, на момент обращения он будет составлять более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, каковую и просит назначить с момента обращения за назначением пенсии – 31.03.2010 года. Требования о включении указанного периода основаны на действующем в то время Постановлении Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, более подробное обоснование заявленных требований и доказательства изложены в исковом заявлении, которое просит принять за основу. Взыскивать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины не желает.
Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ» Семенова С.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что 31.03.2010 г. Мурулькина А.Л. обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. После проверки заявления ей было отказано в назначении пенсии, так как стаж ее педагогической деятельности, засчитываемый для назначения пенсии по выслуге лет, на дату обращения с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ составил 24 года 9 месяцев 5 дней, при необходимом стаже – 25 лет. Период учебы с 01.09.1984 г. по 25.06.1985 г., в специальный стаж включить не представляется возможным, поскольку это не соответствует нормам, изложенным в Постановлении Правительства РФ № 516 и Постановлении Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.. Доводы истицы о необходимости применения Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, которое действовало до октября 1993 года считает несостоятельными, так как согласно нормам указанного постановления Совмина СССР, период учебы по специальности, которому предшествовала и за которым следовала работа по специальности, засчитывается в стаж педагогической работы только при условии, что на момент действия данного Постановления у лица имеется 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения льготной пенсии. Данное Постановление действовало до 01 октября 1993 года, и у истицы Мурулькиной А.Л. по состоянию на 1 октября 1993 года не было 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа для назначения льготной пенсии. В соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность. В связи с этим в назначении пенсии Мурулькиной А.Л. обоснованно отказано.
Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истица и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.
В судебном заседании исследованы представленные истицей материалы дела: Согласно трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Мурулькина (Этиганова) А.Л., 1956 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ занималась и по настоящее время занимается педагогической деятельностью (л/<адрес>); на основании Свидетельства о заключении брака I-ЕС №, фамилия «Этиганова» изменена на «Мурулькина» (л/<адрес>); согласно ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ рег №, Мурулькина А.Л. в 1984-1985 учебных годах обучалась в одногодичном педагогическом классе, присвоена квалификация «воспитатель детского сада» (л/<адрес>), указанное, а именно обучение с отрывом от работы, которому предшествовала и за которым следовала работа по специальности, подтверждено сведениями вышепоименованной трудовой книжки; Согласно решения ГУ «Управления ПФ РФ по <адрес> РМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Мурулькиной А.Л. отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия специального стажа, который составляет 24 года 9 месяцев 5 дней, при необходимом – 25 лет (л/<адрес>).
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.
По убеждению суда, позицию ответчика в части не включения в специальный стаж указанного периода, а, следовательно, и в отказе в назначении досрочно пенсии, нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Закрепляя в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Нормы ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно п. 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с вышеуказанным законом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы. В указанном списке периоды учебы по специальности не поименованы и не учтены, не поименованы они и в Постановлении Правительства РФ № 516.
Вместе с тем, в период учебы истицы - до 1 октября 1993 года, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно пункта 2 которого учителям и другим работникам просвещения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно пункту 4 указанного Положения, вышеуказанные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В судебном заседании установлено, и ответчиком не оспаривается, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии – 31.03.2010 года, специальный стаж истицы составлял 24 года 9 месяцев 5 дней, при необходимом – 25 лет, следовательно, к моменту подачи заявления о назначении пенсии продолжительность педагогической деятельности истицы составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ. Возможность включения в специальный стаж периода учебы истицы, общей продолжительностью 09 месяцев 24 дня, ответчиком отрицается, и при рассмотрения заявления истицы о назначении досрочной пенсии не учитывалась, хотя факт обучения истицы в спорный период в педагогическом учебном заведении, с отрывом от работы, которому предшествовала и за которым следовала работа по специальности, был объективно и документально подтвержден, судом установлен. Осуществление истицей педагогической деятельности до и после учебы признано и ответчиком, поскольку включено в специальный стаж.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период обучения истицы по специальности с 01.09.1984 г. по 25.06.1985 г. подлежит включению в стаж педагогической деятельности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы ответчика о том, что наличие 2/3 специального 25 летнего стажа должно приходиться на период работы истца до утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 основаны на неправильном толковании закона.
С учетом вышеизложенного суд считает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии – 31 марта 2010 года, истица выработала требуемый 25 – летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения льготной трудовой пенсией по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Принимая во внимание обращение истицы в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» 31.03.2010 года с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным исковые требования Мурулькиной А.Л. удовлетворить полностью, поскольку при включении в специальный (льготный) стаж спорного периода, истица по состоянию на 31.03.2010 г. имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.
Удовлетворяя требования истицы, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истца на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурулькиной А.Л. удовлетворить, признать за Мурулькиной Анной Леонидовной? ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения Мурулькиной А.Л. в одногодичном педагогическом классе с 1 сентября 1984 года по 25 июня 1985 года, назначить Мурулькиной Анне Леонидовне трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, досрочно, с 31 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: судья О.В. Михайлов
Копия верна: судья Михайлов О.В.