Дело № 2-173/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 21 мая 2010 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи - Чикризовой Н.Б.
при секретаре Яковлевой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Звениговского района Республики Марий Эл Липиной М.А., представителя муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Надеждина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Звениговского района Республики Марий Эл в защиту интересов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону в части Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № (339) в редакции решений Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Звениговского района Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» и неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону пункт 1.6.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № (339) в редакции решений Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявления указал, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнения в решение Собрание депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района» указанное Положение дополнено пунктом 1.6.1, которым предусмотрено, что по решению собственника жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда передаются в порядке приватизации в собственность гражданам, занимающим данные жилые помещения по договорам социального найма специализированного жилого помещения, при условии их непрерывной трудовой деятельности в качестве врачей – специалистов муниципального учреждения здравоохранения «Звениговская центральная районная больница», участковых уполномоченных милиции государственного учреждения «Отдел внутренних дел по Звениговскому району», педагогов, других работников муниципальных и государственных учреждений Звениговского муниципального района в течение не менее чем десяти лет.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Звениговского района на решение Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № был принесен протест, но решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № протест прокурора удовлетворен лишь частично.
Из положений со ст. 92, 93 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из положений п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.
В настоящее время законодательством Республики Марий Эл (Закон Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года № 13-3 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл») основания и условия приватизации служебных помещений не предусмотрены.
В судебном заседании помощник прокурора Звениговского района ФИО3 заявленные требования поддержала, просила признать п. 1.6.1 оспариваемого Положения незаконным, т.к. оно принято с превышением полномочий органа местного самоуправления и противоречит федеральному законодательству. Противоречие закону пункта 1.6.1. Положения в том, что приватизации служебных жилых помещений не урегулирована законом субъекта РФ. В этом случае необходимо руководствоваться федеральным законом, которым запрещается отчуждение служебных помещений.
Представитель Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от чем в деле имеется расписка, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с п. 2 ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район», извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Надеждин А.В., действующий на основании доверенности, заявление прокурора Звениговского района не признал, представил возражения на заявление прокурора, суду показал, что оспариваемая норма муниципального правового акта закрепляет предусмотренное законом право муниципального образования как собственника распоряжаться своей собственностью, т.е. жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Правомочия муниципального образования как собственника муниципального имущества владеть пользоваться и распоряжаться им закреплены также в ст. 15 ч. 1 п. 3 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ст. 7 данного закона органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, в том числе по вопросам, касающимся муниципального имущества. На основании ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе принимать участие в формировании жилищного законодательства. В заявлении не указано ни одной нормы закона, которое нарушило бы п. 1.6.1 Положения. Заявление прокурора основано на отсутствии закона Республики Марий Эл, регулирующего основания и условия приватизации жилых помещений. Однако, действующее законодательство не предусматривает необходимости принятия указанного закона как обязательное условие возможности реализации собственником своего правомочия по распоряжению имуществом. Администрация МО «Звениговский муниципальный район» обращалась с законодательной инициативой принятия соответствующего закона республики, однако было заявлено о нецелесообразности принятия данного закона. Непринятие соответствующего закона порождает запрет на принятие собственником решения о приватизации жилых помещений, что противоречит законодательно закрепленным основам права собственности. Право собственника жилищного фонда принимать решение о приватизации служебных жилых помещений предоставлено ему частью второй ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не противоречит ст. 93 ЖК РФ не распространяющей сове действие на отношения между наймодателем и нанимателем. Также указал, что в заявлении прокурора не указано какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются пунктом 1.6.1 Положения, что необходимо в силу ч. 5 ст. 251 и ч. 3 ст. 131 ГПК РФ. Также имеется заключение Министерства юстиции РМЭ по оспариваемому нормативному акту, согласно которому протест прокуратуры является необоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ граждане, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Положение «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района» принято решением Собрания депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими дополнениями и изменениями, вносимыми решениями Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, которые опубликованы в газете «Звениговская неделя» от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 5, 6), от ДД.ММ.ГГГГ № (9135) (стр. 5), и от ДД.ММ.ГГГГ № (9151) (стр. 5).
Согласно Уставу муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Собрание депутатов муниципального образования «Звениговский муниципальный район» (далее Собрание депутатов) является представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Звениговский муниципальный район», которое в пределах своей компетенции вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района.
Таким образом, Положение «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района» является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в установленном порядке опубликовано, поэтому его положения прокурор вправе оспорить на предмет несоответствия нормам федерального закона.
Пунктом 1.6.1 Положения «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что по решению собственника жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда передаются в порядке приватизации в собственность гражданам, занимающим данные жилые помещения по договорам социального найма специализированного жилого помещения, при условии их непрерывной трудовой деятельности в качестве врачей – специалистов муниципального учреждения здравоохранения «Звениговская центральная районная больница», участковых уполномоченных милиции государственного учреждения «Отдел внутренних дел по Звениговскому району», педагогов, других работников муниципальных и государственных учреждений Звениговского муниципального района в течение не менее чем десяти лет.
Исходя из положений п."к"ч.1ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 76 частью 2 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего кодекса, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Вопросы приватизации жилых помещений урегулированы Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от29декабря2004 г.), частью 1 статьи 4 которого установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Частьювторой данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Основания и условия приватизации таких жилых помещений данным федеральным законом не урегулированы.
Системное толкование указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, законодатель предусматривает возможность приватизации служебных помещений, предоставляя право принимать такие решения собственникам жилых помещений, в том числе и муниципальным образованиям в отношении специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Однако, основания и условия для принятия таких решений с учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации и к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
Данная правовая позиция также отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 441-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
На основании изложенного, пункт 1.6.1. Положения «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, следует признать недействующим, поскольку оспариваемый пункт нормативного акта принят по вопросу, который не может быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня.
Доводы представителя администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» несостоятельны, так как основаны на ином толковании приведенных выше норм материального права. Доводы относительно того, что в заявлении прокурора не отражено в чем заключается нарушение прав и свобод гражданина или неопределенного круга лиц, так же несостоятелен, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на прокурора такую обязанность. Наличие заключения Министерства юстиции Республики Марий Эл по оспариваемому нормативному правовому акту не может иметь определяющего значения для рассмотрения данного заявления судом.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Звениговского района подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Звениговского муниципального района Республики Марий Эл.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Звениговского района Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать пункт 1.6.1 Положения «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Звениговского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим со дня вступления данного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течении 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Копия верна: Судья Н.Б. Чикризова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ