Дело № 2-90/2011 О признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию



Дело № 2-90/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово « 4 » февраля 2011 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Дунаевой А.П., с участием: представителя ответчика: ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» Семеновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Ивановой Эльвиры Ивановны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Эл» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию

УСТАНОВИЛ:

Иванова Э.И. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья с момента обращения за назначением пенсии – ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии ДД.ММ.ГГГГ г. за № 99 в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в сельской местности, согласно указанного решения, специальный стаж на момент обращения составил 24 года 10 месяцев 12 дней. С данным решением не согласна, поскольку при условии включения в специальный стаж спорных периодов - курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации; ее специальный стаж составляет более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, каковую и просит назначить с момента обращения. При прохождении курсов трудовая деятельность не прерывалась, прохождение курсов повышения квалификации не прерывает трудовой стаж, так как при прохождении таковых сохраняется рабочее место, выплачивается заработная плата, производятся пенсионные отчисления. Прохождение курсов является обязательной процедурой, является неотъемлемой частью трудового договора, предусмотрена ст. 187 Трудового кодекса РФ, относится к категории обязательного выполнения работником своих трудовых обязанностей. Требования о взыскании судебных издержек не заявлены.

Истица Иванова Э.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ» Семенова С.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия досрочно назначается лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского, независимо от их возраста. Истица Иванова Э.И. обратилась в Управление пенсионного фонда в Звениговском районе РМЭ ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа независимо от их возраста. Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе РМЭ, изучив представленные документы вынесло решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с нормами закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии в специальный стаж Ивановой Э.И. не включены заявленные истицей спорные периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, общей продолжительностью 2 месяца 29 дней, поскольку это противоречит нормам Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Специальный стаж истицы составил 24 года 10 месяцев 12 дней, при необходимом – 25 лет, в связи с этим в назначении пенсии Ивановой Э.И. обоснованно отказано. Просит в иске отказать.

Суд рассмотрел дело в объеме заявленных исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истица и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.

В судебном заседании исследованы представленные истицей материалы и доказательства: Согласно трудовой книжке АТ-III №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Иванова (Янаева)Эльвира Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ занималась и по настоящее время занимается лечебной деятельностью в сельской местности (л/<адрес>), фамилия «Янаева» изменена на «Иванова» в связи с замужеством (л/<адрес>); имеет специальное медицинское образование (л/<адрес>), в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (л/<адрес>).

Согласно решения ГУ «Управления ПФ РФ по Звениговскому району РМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ за №, Ивановой Э.И. отказано в назначении пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия специального стажа, который на момент обращения – ДД.ММ.ГГГГ, составляет 24 года 10 месяцев 12 дней, при необходимом – 25 лет, в специальный стаж не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы профессиональной переподготовки и повышения (л/<адрес>).

Оценив объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.

По убеждению суда, позицию ответчика нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Закрепляя в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа.

В судебном заседании установлено, что лечебная деятельность истицы по охране здоровья населения осуществлялась в сельской местности и поселках городского типа.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионныйфонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что на день обращения истицы за назначением досрочной пенсии ее специальный стаж, принятый ответчиком, составлял 24 года 10 месяцев 12 дней. Суммарно со спорными периодами: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, общей продолжительностью 2 месяца 29 дней, стаж работы истицы превышает 25 лет, что достаточно для назначении пенсии досрочно в связи с лечебной деятельностью.

Принимая во внимание обращение истицы в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным исковые требования Ивановой Э.И. удовлетворить, поскольку при включении спорных периодов в специальный стаж, истица имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которое она может реализовать с момента обращения.

Удовлетворяя требования истицы, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истицы на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой Э.И. удовлетворить, признать за Ивановой Эльвирой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы Ивановой Э.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Ивановой Э.И. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: судья О.В. Михайлов

Копия верна: судья Михайлов О.В.