И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Звенигово 15 июня 2011 года Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Чапаевой Е.А., с участием сторон и их представителей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комиссаровой Р.И., Шутникова А.А. к администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о признании права на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, возложении обязанности произвести выплату поощрения и компенсации морального вреда, суд У С Т А Н О В И Л: Комиссарова Р.И обратилась в суд с иском о признании права на получение единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципального служащего. Свои требования мотивировала тем, что, работая <данные изъяты> администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район», была уволена в связи с ликвидацией управления. Стаж муниципальной службы составил более 24 лет, а, потому полагая о наличии права на получение единовременного вознаграждения, обратилась с соответствующим заявлением к главе администрации. Письмом заместителя главы администрации района от 18 февраля 2011 года получен отказ в выплате единовременного поощрения. Отказ мотивирован тем, что такая выплата муниципальному служащему полагается при выходе на пенсию и оставлении в связи с этим муниципальной должности. Основанием же к прекращению трудовых отношений Комиссаровой Р.И. явилась ликвидация предприятия (п.1 ст.81 ТК РФ), а не по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Выходное пособие в связи с ликвидацией организации получено в полном объеме. Имея необходимый стаж муниципальной службы, и наличие оснований для поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, Комиссарова Р.И. предъявила настоящий иск. В ходе подготовки дела к рассмотрению, Комиссарова Р.И., приведя соответствующий расчет, увеличив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать ответчика выплатить единовременное поощрение в размере <данные изъяты>, с выплатой компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, на сумму, составляющую месячный оклад. Требование о компенсации морального вреда мотивировано незаконным лишением социальной гарантии, отчего пострадало здоровье Комиссаровой Р.И., и она с 18 по 25 февраля 2011 года находилась в связи с этим на амбулаторном лечении (л.д.50-51, т.1). Шутников А.А. обратился в суд с аналогичным иском к тому же ответчику и требованием о признании за ним права на получение единовременного поощрения, мотивируя свои требования наличием стажа безупречной муниципальной службы более 19 лет. Заявление принято к производству, возбуждено гражданское дело №. В ходе подготовки дел к рассмотрению, определением судьи от 12 мая 2011 года по правилам ст. 151 ГПК РФ эти гражданские дела соединены в одно производство. Шутниковым А.А. также иск увеличен требованиями о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Звениговский муниципальный район» выплаты единовременного поощрения в размере <данные изъяты>, с выплатой компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, составляющий месячный оклад. Незаконным отказом в получении социальной выплаты Шутникову А.А. причинены физические и нравственные страдания, которые выразились в том, что повысилось артериальное давление, появились головные боли, рвота (л.д.52-53, т.1) Также со стадии подготовки дела к рассмотрению по инициативе суда привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора на стороне ответчика финансовый отдел и Управление сельского хозяйства (ликвидационная комиссия) администрации МО «Звениговский муниципальный район». Управление сельского хозяйства (ликвидационная комиссия) администрации МО «Звениговский муниципальный район» явку в суд своего представителя не обеспечило. Дело рассмотрено без участия третьего лица по правилам ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании Комиссарова Р.И., Шутников А.А. поддержали иск в полном объеме предъявленных требований, изложив соответствующее вышеуказанному. Из объяснений Комиссаровой Р.И. также следует, что в данном случае приобретение ею права на получение единовременного поощрения, предусмотренного ст. 52 Устава муниципального образования не должно связываться с основанием увольнения и получением в связи с этим выходного пособия работника, увольняемого в связи с ликвидацией организации. Считая достаточными для признания права на получение единовременной выплаты факт наличия стажа муниципальной службы, дающего права на получение данного вида поощрения; длительный период безупречной муниципальной службы и отсутствие взысканий, полагала иск подлежащим удовлетворению. Требование о взыскании морального вреда обоснованы Комиссаровой Р.И. ухудшением состояния здоровья вследствие получения отказа в выплате именно от администрации МО «Звениговский муниципальный район». Шутников А.А. также объяснил, что такое основание для увольнения, как сокращение штатов, не является препятствием для получения социальной гарантии, предусмотренной нормативным актом органа местного самоуправления. Моральный вред, как указано Шутниковым А.А., причинен незаслуженной обидой, нанесенной таким отказом, и ухудшением в связи с этим состоянием здоровья. Ответчик администрация муниципального образования «Звениговский муниципальный район» в лице представителя Засорина Н.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал. Полагая отказ администрации в выплате законным и обоснованным, утверждал о том, что увольнение истцов по основанию при ликвидации организации, лишает их права на получение единовременного поощрения, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 52 Устава МО «Звениговский муниципальный район», предусматривающей право на получение такого вознаграждения только при выходе муниципального служащего на пенсию и оставлению муниципальной службы именно по этому основанию. Причинение морального вреда ответчик полагал недоказанным, и требование о выплате такой компенсации не основанным на Законе. Представитель финансового отдела МО «Звениговский муниципальный район» ФИО5, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что производство такого вида выплаты как единовременное вознаграждение при выходе муниципального служащего на пенсию осуществляется, и на эти цели предусмотрены расходные обязательства муниципального органа. В случае выхода на пенсию муниципального служащего кадровой службой определяется стаж, что и является одним из составляющих элементов назначения данного вида выплаты. В данном споре Комиссарова Р.И. и Шутников А.А., являющиеся уже пенсионерами по старости, и получающие соответствующие пенсии, уволены по инициативе работодателя руководителя Управления <данные изъяты>, им было начислено и выплачено пособие, соответствующее правовому основанию их увольнения. Иное не предусмотрено. Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон и исследовав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему. Как следует из документов, и не оспаривается сторонами, Комиссарова Р.И. состояла в трудовых отношениях в должности <данные изъяты> в Управлении сельского хозяйства администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район». Трудовые отношения прекращены по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.17 т.1). Комиссарова Р.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, получает пенсию по старости. Истец Шутников А.А. состоял в трудовых отношениях в должности <данные изъяты> в Управлении сельского хозяйства администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район». Трудовые отношения прекращены по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.17 т.1). Шутников А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, также получает пенсию по старости. Выходное пособие работнику подлежащее выплате при увольнении по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации истцам выплачено. Обоснованность и законность увольнения по этому основанию истцами не оспаривается. Как видно из материалов дела, Комиссарова Р.И. и Шутников А.А. обратились к главе администрации с заявлением о выплате единовременного вознаграждения, предусмотренного ч. 4 ст. 52 Устава муниципального образования «Звениговский муниципальный район». Ими были получены отказы по тому основанию, что при увольнении в связи с ликвидацией организации данный вид вознаграждения не выплачивается. Поскольку такая выплата единовременного поощрения предусмотрена только при выходе муниципального служащего на пенсию и оставлении в связи с этим муниципальной должности муниципальной службы. Суд полагает, что при установлении правового механизма, определяющего обоснованность данного вида выплаты, проверки законности действий ответчика по настоящему спору, необходимо учитывать содержание правовых норм в этой области, и буквальное толкование ч.ч. 4,5 ст. 52 Устава муниципального образования «Звениговский муниципальный район» в совокупности. Так, положениями статьи 52 Устава муниципального образования «Звениговский муниципальный район» установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Согласно части 2 названной статьи Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми Собранием депутатов муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл. По правилам ч. 4 Муниципальному служащему при выходе на пенсию и оставлении в связи с этим муниципальной должности муниципальной службы выплачивается единовременное поощрение за счет средств бюджета муниципального района. Решение о выплате единовременного поощрения принимается соответствующим органом местного самоуправления. Этой же нормой (ч.5) установлено, что при расторжении трудового договора (контракта) с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. Недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления (статьи 12, 130, 133 ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В статье 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В республике Марий Эл принят Закон от 31.05.2007 № 25-З (ред. от 02.03.2010) «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы». Статьей 1 Закона установлено, что в пределах предоставленных Республике Марий Эл федеральным законом полномочий данный Закон регулирует правоотношения, связанные с осуществлением муниципальной службы в Республике Марий Эл, в целях обеспечения правовых и социальных гарантий деятельности муниципальных служащих. Согласно ст. 2 Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральным законом. Также в статье 6 приводится перечень видов поощрений. Предусмотрено, что нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для муниципальных служащих могут быть предусмотрены иные виды поощрения. Порядок применения поощрения муниципального служащего устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами и настоящим Законом. Решением 39 сессии 4 созыва Собрания депутатов МО «Звениговский муниципальный район» от 26 марта 2008 года № утверждено Положение о видах поощрения муниципального служащего МО «Звениговский муниципальный район» и порядок их применения. Данное положение не содержит в себе такого вида поощрения, как единовременное вознаграждение в связи с выходом на пенсию и оставлении в связи с этим муниципальной службы (п.2 Положения). Отсюда, закрепление в ст. 52 Устава МО «Звениговский муниципальный район» положения о выплате единовременного поощрения за счет средств бюджета муниципального района определяется только этим нормативным актом органа местного самоуправления, как основанная на принципах оплаты труда муниципального служащего толкуется как социальная гарантия, что, по мнению суда, не противоречит законам субъекта Российской Федерации. Согласно статье 11 вышеназванного Закона № 25-З оплата труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных надбавок за квалификацию, за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения, премии, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и иных выплат. С учетом конституционного положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах, предоставленных его органам полномочий, принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления, притом, что в соответствии со ст. 31, 87 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов самостоятельности бюджетов является право самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств, а также содержание органов местного самоуправления. Анализ вышеприведенных норм в своей совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что пунктом 4 ст. 52 Устава МО «Звениговский муниципальный район» предусмотрена выплата, являющаяся по своей сути социальной гарантией для муниципального служащего, обеспечивающей дополнительную финансовую поддержку муниципальному служащему при выходе на пенсию и оставлении в связи с этим муниципальной должности муниципальной службы. Такой вывод подтверждается и тем, что размер такого поощрения исчисляется в зависимости от стажа муниципальной службы не менее 15 лет с пропорциональным расчетным увеличением. Отклоняя доводы истцов о праве на получение единовременного вознаграждения и при увольнении по п. 1 ст. 81 ТК РФ, суд отмечает следующее. Частью 5 ст. 52 Устава предусмотрен иной вид выплат, обусловленный расторжением трудового договора (контракта) с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления либо сокращением штата работников. Выплата выходного пособия, полагающегося работнику в связи с ликвидацией организации, как это предусмотрено нормами Трудового кодекса РФ была произведена работодателем при расторжении трудового договора по основанию, предусмотренному п.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что истцами и не оспаривается. Действительно, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соглашаясь с основаниями увольнений, истцы же полагали это обстоятельство не препятствующим к признанию права на получение единовременного поощрения, поскольку после такого увольнения они не были трудоустроены. Однако из системного толкования приведенных выше норм материального права следует, что муниципальному служащему Звениговского муниципального района в соответствии с установленными Трудовым кодексом РФ гарантиями, такие виды выплат разграничены по их основаниям (ч. 5 ст. 52 Устава). Основанием к увольнению истцов является именно п. 1 ст. 81 ТК РФ, установленное как расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Именно Управлением сельского хозяйства было выплачено выходное пособие, то есть гарантия прав высвобождаемого работника в связи с утратой возможности трудиться, реализована. То обстоятельство, что в результате такого увольнения Комиссарова Р.И. и Шутников А.А. по их мнению, вынужденно оказались на пенсии, исходя из буквального толкования ч.ч. 4, 5 ст. 52 Устава МО «»Звениговский муниципальный район» во взаимосвязи с правовыми нормами Трудового законодательства Российской Федерации, регламентирующими основания расторжения трудового договора (контракта), не может, по мнению суда, являться основанием для возникновения права истцов на получение единовременного вознаграждения, полагающегося муниципальному служащему при выходе на пенсию и оставлении в связи с этим муниципальной должности муниципальной службы. Вышеизложенное является основанием к отказу в удовлетворении требований истцов о признании права на получение единовременного вознаграждения. Комиссаровой Р.И. и Шутниковым А.А. также предъявлены требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав работника при увольнении. Требование предъявлено не к работодателю, основано на отказе ответчика в выплате, предусмотренной муниципальным образованием, такой отказ судом признан не противоречащим Закону, а потому требование о взыскании морального вреда вне зависимости от доводов истцов о перенесенных ими физических страданиях, также удовлетворению не подлежит. Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года. Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Комиссаровой Р.И., Шутникову А.А. к администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о признании права на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, возложении обязанности произвести выплату поощрения и компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд. Председательствующий судья Е.П.Александрова