Цибарева М.В. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе РМЭ» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию




Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово « 26 » июля 2011 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Дунаевой А.П., с участием: истца Цибарева М.В., представителя ответчика: ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» Семеновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Цибарева М.В. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию

УСТАНОВИЛ:

Цибарев М.В. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» с иском, указанным выше.

В судебном заседании истец Цибарев М.В., на основании ст. 39 ГПК РФ уточнил свои исковые требования к УПФР по Звениговскому району РМЭ, просил принять их в следующей редакции: просил признать за ним право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в стаж его педагогической деятельности период службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года в льготном исчислении как один день службы за два дня работы, период прохождения курсов повышения квалификации с 20.10.2003 года по 31.10.2003 года в календарном исчислении, и назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, уточненные исковые требования поддержал, суду показал, что 15.04.2011 года обратился с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии ГУ Управления ПФР в Звениговском районе РМЭ от 6.05.2011 года за в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности, согласно указанного решения специальный стаж на момент обращения составил 21 год 10 месяцев 27 дней, при необходимом – 25 лет. С данным решением не согласен, поскольку при условии включения в специальный стаж периода службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года в льготном исчислении и периода прохождения курсов повышения квалификации с 20.10.2003 года по 31.10.2003 года в календарном исчислении, специальный стаж на момент обращения будет составлять более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, каковую и просит назначить с момента обращения за назначением пенсии – 15.04.2011 года. Требования о включении указанных периодов основаны на действующем в то время Постановлении Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, нормах Постановления Совета министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года и ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 187 ТК РФ, более подробное обоснование заявленных требований и доказательства изложены в исковом заявлении, которое просит принять за основу. Взыскивать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины не желает.

Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ» Семенова С.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что 15.04.2011 года Цибарев М.В. обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. После проверки ему было отказано в назначении пенсии, так как стаж его педагогической деятельности, засчитываемый для назначения пенсии по выслуге лет, на дату обращения с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ составил 21 год 10 месяцев 27 дней, при необходимом стаже – 25 лет. Период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года в специальный стаж, как в льготном, так и в календарном исчислении, включить не представляется возможным, поскольку это не соответствует нормам, изложенным в Постановлении Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. и Постановлении Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Доводы истца о необходимости применения Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, которое действовало до 1.10.1993 года считает несостоятельными, так как согласно нормам указанного постановления Совмина СССР период службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы только при условии, что на момент действия данного Постановления у лица имеется 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения льготной пенсии. Данное Постановление действовало до 1.10.1993 года, и у истца Цибарева М.В. по состоянию на 1.10.1993 года не было 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа для назначения льготной пенсии. Период и факт прохождения истцом курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации с 20.10.2003 года по 31.10.2003 года документально подтвержден и ответчиком не оспаривается, вместе с тем указанный период исключен из льготного стажа на основании Постановления Правительства № 516 от 01.07.2002 года, которым установлено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно, в течение полного рабочего дня. Период обучения на курсах не связан с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных фактов и его включение в специальный стаж не предусмотрено законодательством. В соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность. В связи с этим в назначении пенсии Цибареву М.В. обоснованно отказано. Просит в иске отказать в полном объеме.

Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истец и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.

В судебном заседании исследованы представленные истцом материалы дела: Согласно трудовой книжке , выданной ДД.ММ.ГГГГ, Цибарев М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 15.08.1983 года занимался и по настоящее время занимается педагогической деятельностью (л/д 5-6); Согласно Военного билета от ДД.ММ.ГГГГ, Цибарев М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР (ныне - Российской Армии) (л/д 7), указанное подтверждено сведениями вышепоименованной трудовой книжки – запись 3, и справкой Военного комиссариата Звениговского района от 18.07.2011 года .

Период и факт прохождения Цибаревым М.В. курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком признается и не оспаривается, получение в этот период истцом заработной платы и производство необходимых страховых пенсионных отчислений подтверждается Выпиской из лицевого счета застрахованного лица – Цибарева М.В. (л/д 8-17).

Согласно решения ГУ «Управление ПФ РФ по Звениговскому району РМЭ» от 6.05.2011 года , Цибареву М.В. отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия специального стажа, указанный на 15.04.2011 года составляет 21 год 10 месяцев 27 дней, при необходимом – 25 лет. Периоды прохождения: службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации с 20.10.2003 года по 31.10.2003 года, в специальный стаж не включены (л/д 4).

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.

По убеждению суда, позицию ответчика в части не включения в специальный стаж указанного периода, а, следовательно, и в отказе в назначении досрочно пенсии, нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Закрепляя в Федеральном законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Нормы ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно п. 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с вышеуказанным законом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы. В указанном списке периоды службы по призыву не поименованы и не учтены, не поименованы они и в Постановлении Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г.

Вместе с тем, в период службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР - с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно подпункту «г» пункта 1 которого учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР, при этом ограничения в части службы - до, после или в период занятия педагогической деятельностью, не установлены.

Согласно пункту 4 указанного Положения, вышеуказанные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В судебном заседании установлено, и ответчиком не оспаривается, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии – 15.04.2011 года, специальный стаж истца составлял 21 год 10 месяцев 27 дней, при необходимом – 25 лет, следовательно, к моменту подачи заявления о назначении пенсии продолжительность педагогической деятельности истца составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ. Возможность включения в специальный стаж периода службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года, ответчиком отрицается, и при рассмотрения заявления истца о назначении досрочной пенсии не учитывалась, хотя факт службы по призыву был объективно и документально подтвержден.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6.03.2003 года № 107-О приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 5.11.2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период прохождения истцом военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года подлежит включению в календарном исчислении в стаж педагогической деятельности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы ответчика о том, что наличие 2/3 специального 25 летнего стажа должно приходиться на период работы истца до утраты силы Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 основаны на неправильном толковании закона.

Факт службы истца в период с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР подтвержден доказательствами, содержащимися в трудовой книжке и военном билете истца, указанным доказательствам судом дана соответствующая оценка.

Нормы ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно п. 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионныйфонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионныйфонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 20.10.2003 года по 31.10.2003 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с педагогической деятельностью, в календарном исчислении.

Разрешая заявленные исковые требования в части включения службы по призыву в специальный – педагогический, стаж в льготном исчислении, как один день службы за два дня работы, и возложении на ответчика обязанности назначить истцу трудовую пенсию досрочно в связи с педагогической деятельностью, суд признает их необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Истец претендует на включение в специальный стаж службы по призыву в льготном исчислении, мотивируя свою позицию нормами Постановления Совета министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года и ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Постановлением Совета министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года, регламентируется исчисление выслуги лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. К указанной категории лиц истец, претендующий на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, не относится.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 10 Федерального Закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель урегулировал включение в стаж работы по специальности время службы по контракту в календарном исчислении, а по призыву – в льготном исчислении, в сфере трудовых правоотношений, о чем свидетельствует и заголовок ст. 10 – «Право на труд». Данная правовая норма не содержит прямого указания на е распространение в области социального обеспечения, в том числе при назначении пенсии в сфере пенсионных правоотношений. Следовательно, подлежит применению специальное пенсионное законодательство, по которому льготное исчисление стажа при назначении пенсии производится в случаях, прямо указанных в законе.

В действующем ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и № 781 не содержится правовых норм о льготном исчислении для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов военной службы по призыву или по контракту. Действующим в период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР по призыву законодательством - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 года же не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Вооруженных силах СССР по призыву.

Абзац 2 п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» так е не может быть применен к данным правоотношениям, поскольку регулирует зачет в спецстаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет времени прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья и при условии, что указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

При указанных обстоятельствах правовые обстоятельства для исчисления (включения) службы истца по призыву в Вооруженных силах СССР в специальный – педагогический, стаж в льготном исчислении, как один день службы за два дня работы, отсутствуют.

В судебном заседании установлено, что специальный (педагогический) стаж истца, признанный ответчиком по состоянию на день обращения за назначением пенсии – 15.04.2011 года, составил 21 год 10 месяцев 27 дней, с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж: службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 27.04.1984 года по 21.10.1985 года и прохождение курсов повышения квалификации с 20.10.2003 года по 31.10.2003 года, в календарном исчислении, суммарно составляющих 1 год 6 месяцев 6 дней, специальный стаж истца не достигает необходимого стажа для назначения пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности – 25 лет, ни на день подачи истцом заявления о назначении трудовой пенсии досрочно, ни на день вынесения решения судом, следовательно, истец не приобрел право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью.

На основании вышеизложенного, суд считает законным и обоснованным заявленные истцом исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Цибарева М.В. удовлетворить частично, обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» включить в стаж работы Цибарева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в календарном исчислении, периоды: прохождения Цибаревым М.В. службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с 27 апреля 1984 года по 21 октября 1985 года; нахождения Цибарева М.В. на курсах повышения квалификации с 20 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд Республики Марий Эл в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, т.е. 29 июля 2011 года.

Председательствующий: судья О.В. Михайлов

Копия верна: судья Михайлов О.В.