Исаев Ю.В.к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе РМЭ» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периода работы и понуждении назначить пенсию




Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово « 27 » февраля 2012 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Веретенниковой О.С., с участием: истца Исаева Ю.В., представителя ответчика: ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» Мельникова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Исаева Ю.В. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периода работы и понуждении назначить пенсию

УСТАНОВИЛ:

Исаев Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» с иском, указанным выше.

В судебном заседании истец Исаев Ю.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, признать за ним право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с <.....> деятельностью, обязать ответчика включить в стаж его <.....> деятельности службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года и назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно в связи с <.....> деятельностью с момента обращения – 20.12.2011 года, суду показал, что 20.12.2011 года он обратился с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с <.....> деятельностью. Решением комиссии ГУ Управления ПФР в Звениговском районе РМЭ от 27.12.2011 года за в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа <.....> деятельности, согласно указанного решения специальный стаж на момент обращения составил 22 года 9 месяцев 12 дней, при необходимом – 25 лет, не учтен, в том числе, период службы в армии по призыву. С данным решением не согласен, поскольку при условии включения в специальный стаж периода службы по призыву в Вооруженных силах СССР, специальный стаж на момент обращения будет составлять более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с <.....> деятельностью, каковую и просит назначить с момента обращения за назначением пенсии – 20.12.2011 года. Требования о включении указанных периодов основаны на действующем в то время Постановлении Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года и ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», более подробное обоснование заявленных требований и доказательства изложены в исковом заявлении, которое просит принять за основу. Взыскивать с ответчика судебные расходы – государственную пошлину, не желает.

Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ» Мельников А.Е., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что 20.12.2011 года Исаев Ю.В. обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. После проверки ему было отказано в назначении пенсии, так как стаж его <.....> деятельности, засчитываемый для назначения пенсии по выслуге лет, на дату обращения с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ составил 22 года 9 месяцев 12 дней, при необходимом стаже – 25 лет. Период службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года в специальный стаж включить не представляется возможным, поскольку это не соответствует нормам, изложенным в Постановлении Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Доводы истца о необходимости применения Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, которое действовало до 1.10.1993 года считает несостоятельными, так как согласно нормам указанного постановления Совмина СССР период службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж <.....> работы только при условии, что на момент действия данного Постановления у лица имеется 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения льготной пенсии. Данное Постановление действовало до 1.10.1993 года, и у истца Исаева Ю.В. по состоянию на 1.10.1993 года не было 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа для назначения льготной пенсии. Вышеуказанные периоды документально подтверждены и ответчиком не оспариваются. В соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <.....> деятельность. В связи с этим в назначении пенсии Исаеву Ю.В. обоснованно отказано. Просит в иске отказать в полном объеме.

Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных исковых требований.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истец и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.

В судебном заседании исследованы представленные истцом материалы дела: Согласно трудовой книжке , выданной 15.08.1986 года, Исаев Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 15.08.1986 года занимался и по настоящее время занимается <.....> деятельностью (л/д 5-6); Согласно Военного билета от 20.10.1986 года, Исаев Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР (ныне - Российской Армии) (л/д 8), указанное подтверждено сведениями вышепоименованной трудовой книжки (л/д 5).

Согласно решения ГУ «Управление ПФ РФ по Звениговскому району РМЭ» от 27.12.2011 года , Исаеву Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с <.....> деятельностью по причине отсутствия специального стажа, указанный на день обращения за назначением пенсии – 20.12.2011 года составляет 22 года 9 месяца 12 дней, при необходимом – 25 лет, в специальный стаж, в том числе, не включен период службы по призыву с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года (л/д 7).

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.

По убеждению суда, позицию ответчика в части не включения в специальный стаж указанного периода, а, следовательно, и в отказе в назначении досрочно пенсии, нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Закрепляя в Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о <.....> деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.01 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <.....> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Нормы ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с <.....> деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно п. 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с вышеуказанным законом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <.....> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы. В указанном списке периодыслужбы по призыву не поименован и не учтен, не поименован он и в Постановлении Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года.

Вместе с тем, в период службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно подпункта «г» пункта 1 которого учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР, при этом ограничения в части указанной службы - до, после или в период занятия <.....> деятельностью, не установлены.

Согласно пункту 4 указанного Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, вышеуказанный период засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В судебном заседании установлено, и ответчиком не оспаривается, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии в связи с <.....> деятельностью – 20.12.2011 года, специальный стаж истца составлял 22 года 9 месяцев 12 день, при необходимом – 25 лет, следовательно, к моменту подачи заявления о назначении пенсии продолжительность <.....> деятельности истца составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Возможность включения в специальный стаж периода службы истца по призыву в Вооруженных силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года ответчиком отрицается, хотя указанный период был объективно и документально подтвержден.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6.03.2003 года № 107-О приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 5.11.2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период службы истца по призыву в Вооруженных силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года подлежит включению в стаж <.....> деятельности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы ответчика о том, что наличие 2/3 специального 25 летнего стажа должно приходиться на период работы истца до утраты силы Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 основаны на неправильном толковании закона.

В судебном заседании установлено, что специальный (<.....>) стаж истца, признанный ответчиком, по состоянию на день обращения за назначением пенсии – 20.12.2011 года, составил 22 года 9 месяцев 12 дней, с учетом периода, подлежащего включению в специальный стаж: службы истца по призыву в Вооруженных силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года, специальный стаж истца на день обращения за назначением пенсии досрочно в связи с <.....> деятельностью, достигает необходимого стажа для назначения пенсии по старости досрочно – 25 лет, следовательно, истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с <.....> деятельностью.

Принимая во внимание обращение истца в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» 20.12.2011 года с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным исковые требования Исаева Ю.В. удовлетворить полностью.

Удовлетворяя требования истца, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истца на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исаева Ю.В. удовлетворить полностью, признать за Исаевым Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на досрочную пенсию по старости в связи с <.....> деятельностью, обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» включить в стаж работы Исаева Ю.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением <.....> деятельности, период службы Исаева Ю.В. по призыву в Вооруженных силах СССР с 20.10.1986 года по 3.02.1989 года, назначить Исаеву Ю.В. трудовую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением <.....> деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с 20.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий: судья О.В. Михайлов

Копия верна: судья Михайлов О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200