Дело № 2-72/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Звенигово 28 февраля 2011 года
Звениговский районный суд в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Яковлевой А.Ю., с участием помощника прокурора Звениговского района Липиной М.А., истца Охотникова С.А., представителя ответчика Засорина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Звениговского района Республики Марий Эл в интересах Охотникова Сергея Аркадьевича к Администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения, |
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Звениговского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах Охотникова С.А. к Администрации МО «Звениговский муниципальный район», в котором просил обязать Администрацию муниципального образования «Звениговский муниципальный район» предоставить вне очереди жилое помещение, площадью не ниже 33 кв.м., по договору социального найма Охотникову Сергею Аркадьевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес>
В обоснование иска указал, что Охотников С.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Распоряжением главы администрации Красногорского поссовета Звениговского района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь ФИО3 и Охотникова С.А.» Охотников С.А. поставлен на льготную очередь на получение жилой площади. До настоящего времени Охотникову С.А. жилое помещение по договору социального найма не ниже социальных норм не предоставлено, чем нарушено его право на жилище.
В судебном заседании прокурор Липина М.А., заявленные требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме.
Истец Охотников С.А., присутствовавший в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, просил иск удовлетворить.
Пояснил, что в настоящее время проживает в общежитии <адрес> университета, где обучается в аспирантуре по очной форме обучения. Комната предоставлена ему на период обучения в учебном заведении. После получения диплома о высшем образовании, снят с государственного обеспечения.
Представитель ответчика администрации МО «Звениговский муниципальный район» Засорин Н.Н., также в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Из объяснений ответчика следует, что у администрации нет финансовых средств, для обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Кроме того, Охотников С.А. зарегистрирован и проживает в <адрес>, поэтому решение вопроса о предоставлении вне очереди жилого помещения должно решатся по месту его жительства, органами местного самоуправления <адрес>, либо органами местного самоуправления по месту постановки его на учет, то есть администрацией МО «Городское поселение Красногорский». В связи с чем, администрация МО «Звениговский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком.
Указывал на то, что основанием к отказу в иске является и то обстоятельство, что Охотников С.А., достигший возраста 29 лет, не подпадает под действие закона. Притом, что также, ответчиком выражена позиция и о не наступлении у Охотникова С.А. такого права в силу Федерального закона № 159-ФЗ. Поскольку граждане указанной категории, обеспечиваются жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении, а Охотников С.А. обучается в аспирантуре <адрес> университета по очной форме обучения, и, как полагает ответчик, Охотников С.А. не завершил обучения и пребывания в учебном заведении.
Кроме того, предоставление вне очереди жилого помещения Охотникову С.А., по мнению ответчика, нарушает права других граждан, нуждающихся в жилом помещении, в том числе детей-сирот, проживающих на территории МО «Звениговский муниципальный район».
Представитель третьего лица администрации МО «Городское поселение Красногорский» Веретенникова О.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что Охотников С.А. действительно поставлен на льготную очередь на получение жилой площади распоряжением главы администрации Красногорского поссовета Звениговского района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь ФИО3 и Охотникова С.А.», решение вопроса об обязании администрации МО «Звениговский муниципальный район» предоставить Охотникову С.А. жилое помещение, оставила на усмотрение суда.
В судебное заседание, назначенное ДД.ММ.ГГГГ указанные выше стороны и третьи лица, будучи надлежаще извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, дело рассмотрено без участия этих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы настоящего дела, проанализировав и оценив объяснения сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из смысла данных правовых норм следует, что граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье и окончания службы в Вооруженных силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, следовательно, органы местного самоуправления обязаны незамедлительно обеспечить их жильем.
Согласно свидетельству о рождении Серии I-EC № Охотников С.А. является уроженцем <адрес>.
Как усматривается из материалов дела Охотников С.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается имеющимся в материалах дела решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым родители Охотникова С.А., лишены родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей, в том числе Сергея, ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 8).
С ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ год Охотников С.А. воспитывался в <адрес> доме ребенка, а в последующем являлся воспитанником иных детских учреждений <адрес> предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением главы администрации Красногорского поссовета Звениговского района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь ФИО3 и Охотникова С.А.» Охотников С.А. поставлен на льготную очередь, по учету лиц данной категории на территории указанного поселения, на получение жилой площади (л.д. 5).
Абзац 4 ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были поставлены на льготную очередь в возрасте 23 лет.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в списке очередности, нуждающихся в жилых помещениях Охотников С.А. состоит в данном списке под № 1 с 1998 года.
Таким образом, Охотников С.А. является лицом, признанным в установленном законом порядке до достижения 23 лет, нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
До настоящего времени право Охотникова С.А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовано.
Исходя из этого, он в соответствии с вышеприведенными нормами материального закона, вправе требовать внеочередного предоставления ему жилья на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, доводы ответчика о том, Охотников С.А. по достижении 29 лет утратил право на получение мер социальной поддержки, опровергаются вышеуказанными нормами закона и не могут быть приняты судом во внимание.
Получение Охотниковым С.А. высшего образования подтверждается дипломом № № регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему присуждена степень магистра техники и технологии.
Судом установлено, что в настоящее время Охотников С.А. является аспирантом <адрес> университета, обучается по очной форме обучения, проживает в комнате общежития, предоставленной за плату на период обучения (л.д. 21-22). Указанное, по мнению ответчика, также является основанием к отказу в иске, полагая о не наступлении юридического факта окончания пребывания в учреждении, как это предусмотрено вышеназванной нормой закона.
Данный довод ответчика, судом не может быть принят во внимание, так как в соответствии с ч. 2 ст.19 ФЗ от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Указанная норма закона определяет статус участников правоотношений, осуществляющих послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, докторантуре, либо самостоятельно в процессе подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата либо доктора наук, что, по мнению суда, соотносит статус Охотникова С.А. с лицом, получающим послевузовское образование, притом, что право на обучение в аспирантуре, может наступить только после окончания высшего учебного заведения, что в настоящем споре и является необходимым условием реализации права исходя из ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Справкой Звениговского отделения филиала по РМЭ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие зарегистрированных на праве собственности за Охотниковым С.А. жилых помещений.
Согласно письму главы администрации Красногорского поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ, Охотников С.А. в пос. Красногорский Звениговской района не имеет закрепленного жилого помещения.
Письмом администрации городского округа «город Йошкар-Ола» установлено, что Охотников С.А., в списке граждан, имеющих право на предоставление вне очереди жилых помещений, не состоит.
Судом установлено, что Охотников С.А. не обеспечен жильем, его регистрация в <адрес> носит временный характер, следовательно органом местного самоуправления нарушено его право на получение жилого помещения по договору социального найма, гарантированное Конституцией РФ.
Оценивая доводы ответчика о том, что в случае признания права Охотникова С.А. на обеспечение жильем, такое право должно реализовываться за счет средств муниципального образования по месту учета администрацией <адрес> суд отмечает следующее.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14.2 Закона Республики Марий Эл № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
Из смысла данной нормы закона следует, что государственными полномочиями в рамках обеспечения данной категории граждан жильем наделены муниципальные образования районного уровня, иное не установлено.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Поэтому доводы представителя ответчика о том, что предоставлением жилого помещения Охотникову С.А. вне очереди будут нарушены права других граждан, имеющих аналогичное право на получение жилья вне очереди, о злоупотреблении правом со стороны истца, признаны судом несостоятельными.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых средств в бюджете муниципального образования, не могут быть приняты судом во внимание и не могут служить основанием для нарушения Конституции РФ и прав гражданина РФ.
Согласно постановлению главы администрации МО «Городское поселение Красногорский» от 15.08.2007г. № 143 норма предоставления жилого помещения для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилом фонде муниципального образования «Городское поселение Красногорский» на территории которого, Охотников С.А. был поставлен на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, на одиноко проживающего гражданина в отдельной квартире составляет 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о предоставлении Охотникову С.А. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте <адрес>.
Иные доводы ответчика, приводимые в обосновании возражений, судом проверены, и с учетом установленных, в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств, также не могут повлиять на выводы суда об удовлетворении иска.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Звениговский муниципальный район» предоставить Охотникову Сергею Аркадьевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, с подаче жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья Е.П. Александрова