Дело № 2-88/2011 О признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию



Дело № 2-88/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово « 22 » февраля 2011 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Дунаевой А.П., с участием: истицы Батолиной В.П., представителя ответчика: ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» Семеновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Батолиной Валентины Петровны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию

УСТАНОВИЛ:

Батолина В.П. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов ее работы в должности заведующей фельдшерским здравпунктом, курсов повышения квалификации, понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл – ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Батолина В.П. уточнила исковые требования - просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, обязать ответчика: включить в специальный стаж лечебной и иной работы истицы по охране здоровья периоды: с 19.06.1985 года по 31.07.1985 года, с 1.01.1986 года по 12.11.1986 года и с 19.02.1988 года по 13.09.1989 года – работа в качестве заведующей здравпунктом-фельдшером здравпункта медсанчасти треста <адрес> в <адрес>, в льготном исчислении – 1 год работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца, с 13.11.1986 года по 18.02.1988 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.

Истица уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в сельской местности, согласно указанного решения специальный стаж на момент обращения составил 22 года 2 месяца 9 дней. С данным решением не согласна, поскольку при условии включения в специальный стаж спорных периодов – работа фельдшером – в льготном исчислении, отпуск по уходу за ребенком в календарном исчислении, ее специальный стаж на момент обращения за назначением пенсии составит более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, каковую и просит назначить с момента обращения. При работе заведующей здравпунктом-фельдшером исполняла обязанности фельдшера, а именно: принимала поступающих больных, производила медицинские назначения, делала инъекции, устанавливала системы, работала в выходные дни и в субботу и в воскресенье, днем и ночью, иного медперсонала в здравпункте не было. Специфика работы в сельской местности значительно отличается от городской, так как круг обязанностей фельдшера значительно шире. Должность фельдшера предусмотрена Списком, утвержденным постановлением РФ от 29 октября 2002 года № 781. Истица, имея среднее специальное медицинское образование, в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет ранее действующим законодательством включался в специальный стаж работы по охране здоровья. Взыскивать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины не желает.

Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ» Семенова С.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия досрочно назначается лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа независимо от их возраста. Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и правила назначения указанной пенсии утверждается Правительством российской Федерации. Батолина В.П. обратилась в Управление пенсионного фонда в Звениговском районе РМЭ ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа независимо от их возраста. Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе РМЭ, изучив представленные документы вынесло решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст. 27.1.20 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии в специальный стаж Батолиной В.П. не включены спорные периоды работы, поскольку должность заведующий фельдшерским здравпунктом не поименован списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», отсутствует возможность включения в специальный стаж спорных периодов и на основании Постановления Совета министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а так же Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1066. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком исключен из специального стажа, поскольку указанный отпуск проистекал не в период медицинской деятельности. Ввиду недостаточности специального стажа – 25 лет медицинской деятельности, в назначении пенсии Батолиной В.П. обоснованно отказано. Обоснование возражений и позиции ответчика подробно и мотивированно изложены в отзыве на исковое заявление, которое просит приобщить к материалам дела и принять за основу.

Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истица и представитель ответчика обосновывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.

В судебном заседании, по ходатайству истицы, допрошены свидетели.

Свидетели ФИО5 и ФИО6 суду показали, что Батолина В.П. действительно работала фельдшером здравпункта в <адрес> в период строительства газопровода, оказывала медицинскую помощь как строителям газоровода, что подтвердил свидетель ФИО6, так и жителям <адрес>, что подтвердила свидетель ФИО5, поскольку иного медицинского учреждения в <адрес> не было. Батолина работала в здравпункте одна, сама производила медицинские назначения, сама проводила лечение, иных медработников не было.

В судебном заседании исследованы представленные истицей материалы и доказательства: Согласно трудовой книжке АТ-II №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Батолина (Краснова) В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.1985 года занималась и по настоящее время занимается лечебной деятельностью (л/д 5-6), фамилия «Краснова» изменена на «Батолина» согласно свидетельства о браке; Батолина В.П. имеет специальное медицинское образование, квалификацию «фельдшер».

Согласно сведений Государственного архива документов по личному составу <адрес> Батолина (Краснова) В.П. с 1.04.1985 года принята линейным фельдшером медсанчасти при тресте «<данные изъяты>», с 13.11.1986 года по 18.02.1988 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, в лицевых счетах за 1985 год значится фельдшером, с 19.06.985 года – заведующей фельдшерским здравпунктом, в тарификационных списках на 1.01.1989 года значится заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером, работала полный рабочий день, полную рабочую неделю (л\д 8); сведений <данные изъяты>», в 1985-1989 годах в связи с строительством магистрального газопровода в <адрес> базировался полевой городок, в его составе имелся фельдшерский здравпункт в котором с 1.04.1985 года по 18.06.1985 года в качестве линейного фельдшера. А с 19.06.1985 года по 13.09.1989 года в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшера, работала Батолина В.П.

Давая оценку вышеизложенному, суд считает, что в указанные периоды истица занималась медицинской деятельностью в качестве фельдшера фельдшерского здравпункта в <адрес>

Согласно решения ГУ «Управления ПФ РФ по Звениговскому району РМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Батолиной В.П. отказано в назначении пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия специального стажа, который на момент обращения – ДД.ММ.ГГГГ, составляет 22 года 2 месяца 9 дней, при необходимом – 25 лет (л/д 7).

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.

По убеждению суда, позицию ответчика в части не включения в специальный стаж указанных периодов, а, следовательно, и в отказе в назначении досрочно пенсии, нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Закрепляя в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа.

В судебном заседании установлено, что лечебная и иная деятельность истицы по охране здоровья населения осуществлялась в сельской местности.

Нормы ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно п. 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионныйфонд Российской Федерации.

Давая оценку требованиям истицы о включении периода ее работы в должности фельдшера фельдшерского здравпункта в <адрес> в льготный стаж, суд находит их обоснованными и исходит из того, что должность фельдшера предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и аналогичным Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Истица, имея среднее специальное медицинское образование, в течение полного рабочего дня осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера, в том числе и обязанность при амбулаторном обращении больных и пострадавших в здравпункт качественно оказывать им экстренную медицинскую помощь. Имеющиеся в трудовой книжке и иных документах записи должности истицы как «Заведующая фельдшерским здравпунктом», при условии ее работы и профессиональной деятельности как фельдшера, по мнению суда, не могут ограничивать права истицы на льготное пенсионное обеспечение, поскольку должность «фельдшер» и наименование учреждения – здравпункт, поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Согласно трудовой книжке и уточняющих справок, представленных истицей, исследованных доказательств и свидетельских показаний, суд считает установленным осуществление истицей лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, как в качестве фельдшера с 19.06.1985 года по 31.07.1985 года, с 1.01.1986 года по 12.11.1986 года и с 19.02.1988 года по 13.09.1989 года, факт полной занятости истицы в указанный период сторонами в судебном заседании не оспаривался.

На основании данных, содержащихся в указанных документах, объяснений истца и показаний свидетелей, суд признает установленным, что фактически в спорные периоды времени работа истицы, ее характер и условия, квалификационные и образовательные требования соответствовали должности фельдшера, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Характер и условия работы истицы в спорные периоды установлены судом, в том числе и свидетельскими показаниями, которые суд счел возможным, оценив их в совокупности с другими доказательствами, принять за основу, поскольку ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Осуществление истицей лечебной деятельности, сопряженной с неблагоприятным воздействием различного рода фактов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером выполняемых обязанностей, что установлено в судебном заседании, в должности, прямо не поименованной в подзаконном либо локальном (штатном расписании) акте, само по себе не может служить основанием для ущемления права истицы на льготное пенсионное обеспечение, дискриминировать ее в отношении находившихся в идентичных условиях работников и быть поставлено под условие в связи с изменением подзаконных актов либо правоприменительной практики.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11-П, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящихся в одинаковых или сходных условиях). Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

По убеждению суда, позицию ответчика в части не включения в специальный стаж периода ухода за ребенком нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам. имеющим детей» с 1.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

Данное положение действовало до 6.10.1992 года, истица просит включить в специальный стаж периоды своей работы до 6.10.1992 года.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с пунктом 5 абзац «а» Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в городе, сельской местности и поселке городского типа, производится с применением льготного порядка исчисления стажа (год работы как год и три месяца – работа в сельской местности).

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что на день обращения истицы за назначением досрочной пенсии ее специальный стаж, принятый ответчиком, составлял 22 года 2 месяца 9 дней, спорные периоды составляют: с 19.06.1985 года по 31.07.1985 года – 1 месяц 13 дней, с 1.01.1986 года по 12.11.1986 года – 10 месяцев 12 дней, и с 19.02.1988 года по 13.09.1989 года – 1 год 6 месяцев 25 дней, суммарно – 2 года 5 месяцев 20 дней, в льготном исчислении более трех лет, период с 13.11.1986 года по 18.02.1988 года – 1 год 3 месяца 6 дней, в календарном исчислении.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание уточненные истицей исковые требования, а также то, что истица по настоящее время продолжает заниматься педагогической деятельностью, суд считает, что истица выработала требуемый 25 – летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и в поселках городского типа, необходимый для назначения льготной трудовой пенсией по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Принимая во внимание обращение истицы в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным исковые требования Батолиной В.П. удовлетворить, поскольку при включении спорных периодов в льготный стаж, истица приобретает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которое она может реализовать с момента обращения.

Удовлетворяя требования истицы, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истицы на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Батолиной В.П. удовлетворить, признать за Батолиной Валентиной Петровной право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы Батолиной В.П.: с 19.06.1985 года по 31.07.1985 года, с 1.01.1986 года по 12.11.1986 года и с 19.02.1988 года по 13.09.1989 года – в качестве заведующей здравпунктом-фельдшером здравпункта медсанчасти <адрес> в льготном исчислении – 1 год работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца; с 13.11.1986 года по 18.02.1988 года – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; назначить Батолиной Валентине Петровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: судья О.В. Михайлов

Копия верна: судья Михайлов О.В.