Жалоба Волкова В.Т. на постановление начальника отдела надзорной деятельности от 19 марта 2012 года



Дело

Решение

г. Звенигово 09 апреля 2012 года

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием <.....> Волкова В.Т., заместителя начальника ОНД <.....> муниципального района З.К.Л., рассмотрев жалобу Волкова В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на постановление начальника отдела надзорной деятельности <.....> муниципального района от 19 марта 2012 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей,

установил:

постановлением начальника отдела надзорной деятельности <.....> муниципального района УНД Главного управления МЧС России по <адрес> от 19 марта 2012 года должностное лицо – <.....> Волков В.Т. привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание с применением положений ст. 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6000 рублей.

Волков В.Т., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в суд, указав, что назначенное наказание является чрезмерно суровым, поскольку выявленные нарушения Правил пожарной безопасности не являются существенными.

В судебном заседании Волков В.Т. поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что ТСЖ <.....> образовано в 2007 году. С момента образования товарищество к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности не привлекалось, все перечисленные в постановлении нарушения Правил пожарной безопасности к настоящему времени устранены. На должность <.....> ТСЖ назначен 01 февраля 2012 года, то есть за незначительное время до проведения надзорным органом проверки деятельности ТСЖ.

Заместитель начальника ОНД <.....> муниципального района З.К.Л. в судебном заседании с жалобой не согласился, считает постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, а назначенное наказание минимальным.

В судебном заседании заместителем начальника ОНД <.....> муниципального района представлено дело об административном правонарушении в отношении ТСЖ <.....> Волковым В.Т. представлен устав товарищества, а также сведения, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав Волкова В.Т., З.К.Л., суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья не связан с доводами жалобы.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с правилами ст.ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ, необходимо выяснить, имело ли место наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, обстоятельства, исключающие административную ответственность, достоверность доказательств по делу, имеются ли основания для прекращения производства по делу.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Волков В.Т. привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно, за нарушение требований пожарной безопасности при осуществлении своих должностных полномочий в должности <.....> ТСЖ <.....>, расположенном по адресу: <адрес>.

Так, на основании распоряжения Главного государственного инспектора <.....> муниципального района по пожарному надзору С.В.И. от 02 марта 2012 года в отношении ТСЖ <.....>, расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности».

В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- электрические светильники этажного освещения, подвальных помещений не обеспечены защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППБ-01-03 п. 60, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ);

- допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, использование поврежденных розеток, выключателей (ППБ-01-03 п. 60, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ);

- электрощитовая не обеспечена первичными средствами пожаротушения (ППБ-01-03 п. 60, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ);

- не проведено обязательное обучение в специализированном учреждении в области пожарной безопасности должностного лица, ответственного за проведение противопожарного инструктажа; приказом не назначены лица, ответственные за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, помещений; с работниками организации не проведен противопожарный инструктаж (ППБ-01-03 п.п. 7, 8, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ);

- в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций, различными инженерными и технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости (ППБ-01-03 п. 37, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ)

за что предусмотрена административная ответственность по ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

По результатам проверки должностное лицо – <.....> ТСЖ <.....> Волков В.Т. привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения, по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.

Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 3 ст. 38 этого же Закона лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов.

Положениями ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Таким образом, факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении, распоряжением надзорного органа от 02 марта 2012 года, актом проверки от 16 марта 2012 года, предписанием от 16 марта 2012 года, приказом от 01 февраля 2012 года о назначении на должность <.....> ТСЖ <.....> выпиской из протокола общего собрания ТСЖ <.....> от 14 января 2012 года) и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) <.....> ТСЖ <.....> Волкова В.Т. событий административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.

Вопрос виновности заявителя исследован в ходе производства по делу об административном правонарушении. Вина <.....> ТСЖ <.....> Волкова В.Т. административным органом установлена и доказана.

Порядок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюден, должностному лицу назначено наказание с применением правил ст. 4.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, исследовав обоснованность назначения заявителю наказания, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Волков В.Т. привлечен к административной ответственности как должностное лицо – <.....> ТСЖ <.....> при описанных в решении обстоятельствах.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В судебном заседании установлено, что на указанную должность Волков В.Т. назначен 01 февраля 2012 года. Проверка деятельности ЖСК <.....> в ходе которой выявлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности, проведена в период с 12 по 16 марта 2012 года, то есть спустя незначительное время после его назначения на должность, к моменту рассмотрения жалобы заявителем предприняты необходимые меры для устранения выявленных нарушений.

Указанные обстоятельства, в совокупности с непосредственной ролью правонарушителя в совершении правонарушения и характером выявленных нарушений Правил пожарной безопасности свидетельствуют о том, что в сложившейся ситуации виновные действия (бездействия) Волкова В.Т. не представили существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не повлекли за собой создание опасной пожарной ситуации, в связи с чем суд полает возможным освободить виновное лицо от административной ответственности за совершение правонарушения при установленных обстоятельствах и ограничиться устным замечанием, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Отменить постановление начальника отдела надзорной деятельности <.....> муниципального района УНД Главного управления МЧС России по <адрес> от 19 марта 2012 года о назначении Волкову В.Т. административного наказания в виде штрафа в размере 6000 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Производство по делу прекратить по основаниям ст. 2.9 КоАП РФ, освободив Волкова В.Т. от административной ответственности в связи с малозначительностью административных правонарушений, ограничиться устным замечанием.

О принятом решении уведомить заинтересованных лиц, направить им копии решения.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в вышестоящий суд.

Судья А.В. Смирнов