РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года город Москва
Зюзинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Солёной Т.В.
при секретаре ФИО0,
с участием представителя истца префектуры Юго-Западного административного округа ... - ФИО3, ответчика ФИО4, третьего лица ФИО2, представителя третьего лица Юго-Западного Номер обезличен Территориального бюро технической инвентаризации - ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Префектуры Юго-Западного административного округа ... к ФИО4 о признании объекта самовольной постройки и возложении обязанности по ее сносу,
Установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику ФИО4 о признании объекта по адресу: ... самовольной постройкой; возложении обязанности на ФИО4 по сносу самовольной постройки, расположенной по адресу: ... своими силами и (или) за свой счет. В случае неисполнения ФИО4 решения суда в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу, префектура вправе осуществить снос самовольно возведенного объекта, расположенного по адресу: ... за свой счет и (или) своими силами с последующим взысканием расходов по осуществлению работ по сносу объекта с ФИО4, мотивируя тем, что ФИО4 были проведены самовольные строительные работы на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке, без получения согласований и разрешений. В результате произведенных работ был возведен жилой дом, без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Подтверждением являются документы технического учета. Указанный спорный объект обладает признаками самовольной постройки, закрепленными в п.1 ст.222 ГК РФ. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Он не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет.
Представитель истца - префектуры ЮЗАО ... в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объёме, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований префектуры ЮЗАО ... отказать.
Третье лицо, не заявляющий самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО2 в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУП МосгорБТИ - ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, представила письменные пояснения, из которых следует, что согласно положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объёктов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года № 921, БТИ осуществляет технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства. В своей деятельности БТИ руководствуется инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 37 от 04.08.1998 года. В соответствии с п. 3.7 инструкции, изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов, путем обследования последних на месте инвентаризаторами. Согласно архивных данных, первичная инвентаризация жилого бревенчатого дома, расположенного по адресу: ..., была проведена Дата обезличена года. Площадь жилого бревенчатого дома составляла 30,96 кв.м. Площадь объекта по состоянию на Дата обезличена года составляла 278,5 кв.м. При инвентаризации объекта Дата обезличена года, прежний жилой дом отсутствовал. На земельном участке было учтено два жилых дома. Дата обезличена года проинвентаризировано строение 3: двухэтажный кирпичный жилой дом с мансардой и цокольным этажом, общей площадью 577,0 кв.м., 2008 года постройки. В связи с тем, что разрешение на произведенные строительные работы в ТБТИ не предъявлено, в технической документации три строения отражены в красных линиях и проставлены штампы установленного образца «на возведение или переоборудование разрешение не предъявлено».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО8 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом, возражений на исковые требования не представила.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, ответчика, третьего лица, представителя третьего лица, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьих лиц по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Выслушав представителя истца, ответчика, третье лицо, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования префектуры ЮЗАО ... подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании из объяснений представителя истца, ответчика, третьего лица, представителя третьего лица, представленных доказательств судом установлено, что на основании договора купли-продажи доли жилого дома от Дата обезличена года, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации Номер обезличен ФИО4 принадлежало 28/100 долей в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 153,8 кв.м., жилой 88,3 кв.м. Ранее эти доли в праве собственности на жилой дом принадлежали ФИО11 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверенного Старшим государственным нотариусом Третьей Московской государственной нотариальной конторы ФИО10 Дата обезличена года за реестровым Номер обезличен, зарегистрированным в Районным бюро технической инвентаризации Исполкома Москворецкого Райсовета Дата обезличена года Номер обезличенб/н.
Согласно поэтажному плану, экспликации на дату обследования Дата обезличена года, жилое помещение представляло собой одноэтажный жилой дом общей площадью без учета летних помещений 118,9 кв.м., общей площадью с учетом летних помещений - 168,3 кв. м., жилой площадью - 58,6 кв.м., высота потолков-2,50 м., с указанием на то, что строения В,Д,в,е,Б- частично снесены.
Согласно объяснений ответчика, домовладение ... было уничтожено пожаром.
В 2008 году ФИО4 на земельном участке общей площадью 2177 кв.м., расположенном по адресу... возвела двухэтажный жилой дом с цокольным этажом и мансардой площадью 557 кв.м.
По сообщению государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости ... от Дата обезличена года, на земельном участке общей площадью 2177 кв.м. расположены три домовладения. Земельные участки, прилегающие к жилым домам, разгорожены кирпичным забором на три самостоятельных участка площадью 694 кв.м., 557 кв.м. и 971 кв.м. На земельном участке площадью 971 кв.м. расположен двухэтажный дом с мансардой, используемый ФИО4 Правоустанавливающие документы на строительство и использование дома, а также прилегающий к нему земельный участок в ходе проверки не представлены л.д. Номер обезличен).
По результатам, произведенных Юго-Западное Номер обезличен ТБТИ работ на Дата обезличена года, общая площадь вновь возведенного жилого дома составила 577,1 кв.м., жилая площадь - 358,5 кв.м., высота потолков по цокольному этажу составила 2,56 м., по первому этажу - 3,32 м., по второму этажу - 2,82 кв.м., высота мансарды - 2,48 кв.м. Данные изменения были отражены в документах технического учета красными линиями с указанием о том, что заказчиком не предъявлено разрешение на возведение строения 3 по адресу: ..., ..., ....
Суд не может принять в качестве бесспорного и допустимого доказательства, обосновывающего возражения ответчика на исковые требования, проект 1-555 жилого дома, составленный архитектором ФИО13 в 1999 году, поскольку на момент составления указанного проекта ФИО4 не являлась собственником домовладения ...; в указанном проекте не содержится сведений, что дом будет построен по спорному адресу, отсутствуют необходимые согласования. Штамп на проекте «Согласовано. Глава управы района Южное Бутово ФИО15», суд не может принять в качестве бесспорных доказательств согласования проекта, так как на нем отсутствует дата согласования, а кроме того отсутствуют согласования других ведомств, необходимых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. 8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации. 9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Форма разрешения на строительство устанавливается Правительством Российской Федерации. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, отсутствие разрешения на строительство жилого дома, отсутствие согласованного органами архитектурного надзора проекта, не позволяет суду сделать вывод о соблюдении ФИО4 норм и правил при возведении дома (контроль за строительством не вёлся, обладание строителями соответствующими разрешениями и лицензиями не доказано, качество использованных при строительстве дома строительных материалов остаётся неустановленным, соответствие проектных решений, конструктивных элементов дома строительным нормам и правилам истицей не подтверждено).
В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 года № 378-РМ «О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве», согласованные технико-экономические показатели включают в себя следующие элементы: объем, площадь застройки, этажность, верхняя отметка (max) в м., общая площадь.
Вместо восстановления сгоревшего дома, ранее существовавшего по адресу: ..., ..., ..., ответчиком ФИО4 было возведено абсолютно новое строение, не совпадающее с прежним домом по площади, и не являющееся тождественным с ранее сгоревшим домом, где ФИО4 на праве собственности принадлежало 28/100 долей дома, что составляло 43,07 кв.м.. В настоящее время, вновь возведенное ФИО4 жилое строение по адресу: ... имеет общую площадь 559,2 кв.м., в том числе общую площадью без учета балконов и лоджий - 557 кв.м., жилую площадь - 358,5 кв.м. Данный факт ответчиком не отрицается.
Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества был возведен на земельном участке, принадлежащим на праве собственности городу Москве в силу закона, поскольку земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью (ст.214 ГК РФ).
Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации (п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.01.2001 №137-ФЗ).
По сообщению Территориального управления в Юго-Западном административном округе города Москвы от Дата обезличена года Номер обезличен на земельный участок по адресу: ... земельно-правовые отношения не оформлены. По состоянию на Дата обезличена года обращения об оформлении земельно-правовых отношений на указанный участок в службу «Одного окна» ТУ ЮЗАО не поступали л.д. Номер обезличен).
ФИО4, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, также не были представлены бесспорные, письменные доказательства, подтверждающие наличие у неё прав собственности, постоянного бессрочного пользования либо пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный под спорным домом по адресу: ..., ..., ....
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возведении ФИО4 строения на земельном участке, не отведенном ей для этих целей, и на не принадлежащем ей ни на одном из вещных прав, земельном участке.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, устанавливает правило, согласно которому, возведение жилья допускается при условии соблюдения застройщиком целевого назначения земельного участка, с соблюдением им требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с требованиями Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ (ст.3 Закона), гражданин, имеющий намерение осуществить строительство архитектурного объекта (заказчик), для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства.
Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если участок находится в собственности субъекта Российской Федерации.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за застройщиком, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст. 222 ГК РФ).
Верховный Суд РФ, в обзоре судебной практики за II квартал 2005 года, указывает, что право собственности на самовольную постройку, осуществленную лицом на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано судом в том случае, если лицо имеет право на земельный участок и им соблюдено целевое назначение этого земельного участка, если сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также если лицом соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы.
ФИО4, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не были представлены документы, подтверждающие наличие необходимых согласований на возведение объекта, соблюдения ею требований безопасности при возведении объекта, а также не был представлен план, согласованный с архитектурно-планировочным управлением как обязательное условие при выдаче ответчику разрешения на возведение объекта.
Соответственно, пока не доказано, что при возведении ФИО4 дома не было допущено нарушений градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарных и иных правил и нормативов, как следствие этого отсутствует угроза жизни и здоровью граждан, у суда отсутствуют основания для вывода о надежности и безопасности возведённого истцом жилого дома. Суд, разрешая данное дело по существу в отсутствие доказательств соблюдения ФИО4 при возведении дома градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, отвечающих критериям относимости и допустимости (статьи 59 и 60 ГПК РФ), не может исходить из предположения о соблюдении при строительстве жилого дома норм и правил, принимая на себя риски наступления неблагоприятных последствий.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Полномочия истца на обращение с требованиями о признании объекта самовольной постройкой определены Постановлением Правительства г. Москвы от 23.05.2006 N 333-ПП «Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» (п.9).
Согласно положениям ст.222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В судебном заседании не были представлены документы, подтверждающие законность возведения строения .... Имеющиеся в деле материалы, свидетельствуют о самовольном характере возведенной постройки: отсутствуют план архитектурно-планировочного управления, проектная документация, согласованная со всеми уполномоченными органами (органов санитарно-эпидемиологического надзора, органов пожарного надзора и др.). Земельный участок под возведение объекта на имя ФИО4 не отводился, земельный участок, на котором произведено строительство дома, ФИО4 не принадлежит ни на праве собственности, ни на ином вещном праве.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая самовольный характер возведенной постройки, а также наличие у префектуры административного округа права обращаться в суд с подобными требованиями, суд считает требования префектуры ЮЗАО г. Москвы подлежащими удовлетворению, поскольку строение, возведенное ФИО4 является самовольной постройкой.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы к ФИО4 о признании объекта самовольной постройкой и возложении обязанности по её сносу - удовлетворить.
Признать объект, возведенный ФИО4, расположенный по адресу: ..., самовольной постройкой.
Возложить на ФИО4 обязанность снести самовольную постройку по адресу: ... своими силами и (или) за свой счет в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения ФИО4 решения суда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, префектура Юго-Западного административного округа г. Москвы вправе осуществить снос самовольно возведенного объекта по адресу: ... за свой счет и (или) своими силами, с последующим взысканием расходов по осуществлению работ по сносу объекта с ФИО4.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда через Зюзинский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.
Судья: