о возложении обязанностей



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года город Москва

Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Т.В. Солёной,

при секретаре С.В. Калининой,

с участием представителя истца Цветкова И.В., представителя ответчика Правительства города Москвы, представителя третьего лица - Департамента земельных ресурсов города Москвы - Валеевой И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-Номер обезличен по иску Шелухиной ФИО-1 к Правительству города Москвы, Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы о возложении обязанностей

УСТАНОВИЛ:

Истец Шелухина В.Д. обратилась в суд с иском к Правительству г. Москвы, Префектуре ЮЗАО г. Москвыо признании незаконным (неправомерным) бездействие ответчиков в процедуре формирования и предоставления истцу земельного участка в г. Москве для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке на свободном земельном фонде - общей площадью 2950 кв.м., находящемуся по адресному ориентиру: ..., кадастровый квартал № Номер обезличен, понудить ответчиков обеспечить выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную уполномоченным органом с видом разрешенного использования участка - для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке и обеспечить постановку участка на государственный кадастровый учет в Росреестре, понудить ответчиков в двухнедельный срок со дня предоставления им кадастрового паспорта на испрашиваемый уже сформированный земельный участок обеспечить принятие решения о передаче такого земельного участка в аренду на 49 лет без оплаты стоимости права на заключение договора аренды и оплатой арендных платежей по ставке и формуле, утвержденной Московской городской думой и направить копию такого решения с приложением кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, а так же понудить ответчиков в недельный срок со дня принятия решения о передаче в аренду участка подписать со своей стороны договор аренды на 49 лет, на согласованных сторонами условиях типовой формы договора аренды, мотивируя это тем, что истец, как инвалид, имеет право на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства, вне зависимости от наличия или отсутствия у ответчиков, определяющих конкретный механизм реализации такого права.

Истец Шелухина В.Д. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, просил иск удовлетворить. В судебном заседании пояснил, что бездействие ответчиков нарушает права истца на реализацию права на получение земельного участка из свободных земель в аренду после проведения обязательных работ по формированию участка. Кроме того, истцом данный участок выбран по принципу наличия и близости объектов социальной инфраструктуры, транспортной доступности вблизи от места проживания. А так же на основании официальных данных кадастровых планов Росреестра по г. Москве и подробной географической и семантической информации Москомархитектуры об отсутствии сформированных участков и сторонних правообладателей на испрашиваемой территории. В Префектуру ЮЗАО г. Москвы и центр обслуживания населения и организаций в режиме «одного окна» для решения вопроса о постановки на учет не обращались, поскольку это не является обязательным. Истец является жителем района Тропарево -Никулино Западного административного округа г. Москвы. В решении учреждения медико-социальной экспертизы нет указаний на то, что истцу рекомендовано предоставление земельного участка в районе Южное Бутово города Москвы.

Представитель ответчика Правительства г. Москвы и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора- Департамента земельных ресурсов г. Москвы - Валеева И.Р. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать, мотивируя тем, что предоставление участка возможно только при постановки участка на кадастровый учет (ФЗ № 221 от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости»). Спорный земельный участок не сформирован и кадастрового номера не имеет, то есть земельный участок, о котором истец заявляет исковые требования, отсутствует как объект земельно-правовых отношений. В свою очередь полномочия по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, необходимой для проведения кадастрового учета земельного участка, полномочия по заключению договора аренды земельных участков переданы Департаменту земельных ресурсов г. Москвы. Деятельность Департамента регламентирована Постановление Правительства г. Москвы от Дата обезличена года № Номер обезличен «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в Дата обезличена году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на Дата обезличена год». Указанным постановление утвержден Регламент подготовки документов Департаментом в режиме «одного окна», которым определён порядок подготовки запрашиваемых документов. Истец ссылается на ст. 17 ФЗ № 181 от 24.11.1995 года, указанной нормой предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Однако у истца отсутствует право требовать конкретный земельный участок без распорядительного акта полномочного органа исполнительной власти. Правительство г. Москвы считает, что истцом выбран неправильный способ реализации своего права. Все земли в г. Москве относятся к категории земель населённых пунктов, генеральным планом г. Москвы не предусмотрено использование земельных участков на территории города в сельскохозяйственных целях. Постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2006 года № 909-ПП утверждена Городская целевая среднесрочная программа, целью которой является обеспечение льготных категорий граждан, проживающих в г. Москве, садовыми земельными участками на территории Московской и сопредельных с ней областей.

Представитель ответчика - Префектура ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещался надлежащим образом, возражений на иск не представил.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве Территориального объединения регулирования землепользования Юго-Западного административного округа г. Москвы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся представителя ответчика, представителей третьих лиц по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

На основании ст. 1 Закона г. Москвы от 20.12.2006 года № 65 «О Правительстве г. Москвы», Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим высшей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность органов исполнительной власти г. Москвы.

Пунктом 4 ст. 1 Закона города Москвы от 19.12.2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» установлено, что все земли в г. Москве относятся к категории земель населённых пунктов. Предоставление свободных земельных участков гражданам и юридическим липам возможно лишь исключительно с согласия собственника этого земельного участка.

В соответствии со ст.ст. 209, 260 ГК РФ, собственнику земельного участка принадлежит право пользования, владения и распоряжения этим земельным участком.

На основании ст. 10 ФЗ № 137 от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение землями в г. Москве, собственность на которые не разграничена (не зарегистрировано право собственности) осуществляет Правительство г. Москвы.

В соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы от 20.12.2006 года № 65 «О Правительстве Москвы», Правительство Москвы определяет полномочия подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Полномочия по принятию решения о предоставлении земельных участков в порядке ст. 34 ЗК РФ переданы Префектурам административных округов. Однако данная норма устанавливает лишь процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, но не определят категорию лиц, имеющих право на предоставление земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии таких данных в договоре условие об объекте, подлежащим передаче, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор считается не заключенным.

В связи с тем, что определяющими характеристиками земельного участка являются его площадь, кадастровый номер, адресный ориентир, заключение договора аренды не представляется возможным без проведения государственного кадастрового учета.

В судебном заседании из объяснений представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, представленных документов, судом установлено, истец просит суд обязать ответчиков предоставить в аренду на 49 лет для ведения садоводства на территории г. Москвы, свободный земельный участок общей площадью 2950 кв.м., находящемуся по адресному ориентиру: ..., кадастровый квартал № Номер обезличен.

Основывая свои требования на том, что истец является инвалидом, обратился к ответчикам с мотивированной просьбой предоставить в аренду земельный участок, общей площадью 2950 кв.м., находящемуся по адресному ориентиру: г..., кадастровый квартал № Номер обезличен на 49 лет для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке. Владельцем указанного земельного участка, то есть правомочным собственником земель свободных от имущественных прав и обременении, государственная собственность на которые не разграничена, является Правительство г. Москвы, которое может действовать как самостоятельно, так и с участием уполномоченного органа, а именно: Префектуры ЮЗАО г. Москвы. Истец, как инвалид, имеет право на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства. По мнению истцов, из положения абзаца 14 ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов РФ» следует, что разрешение требования о первоочередном предоставлении инвалиду земельного участка не ставится в зависимость от наличия или отсутствия определяющих конкретный механизм реализации такого права. Данная норма, по мнению истца, является нормой прямого действия на территории РФ и подлежит непосредственному применению. Законом не предусмотрено оснований для отказа или каких-либо ограничений данным лицам в реализации своего первоочередного права.

Правительством г. Москвы на Департамент земельных ресурсов возложена исключительная обязанность утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории г. Москвы, формировать земельные участки и принимать решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Ссылка истца на положение Федерального закона «О социальной защите инвалидов», по мнению суда, является не обоснованной.

Федеральным и региональным земельным законодательством предусматривается обязанность собственника земельного участка передать его в собственность (пользование) иных лиц только в конкретных установленных случаях.

Предоставление же свободных земельных участков гражданам (юридическим лицам) возможно лишь исключительно с согласия собственника этого земельного участка.

Постановлением Правительства г. Москвы от Дата обезличена года № Номер обезличен «О городской целевой среднесрочной программе дальнейшего развития садоводства для жителей города Москвы на Дата обезличена годы» утверждена Городская целевая среднесрочная программа, целью которой является обеспечение льготных категорий граждан, проживающих в городе Москве, садовыми земельными участками на территории Московской и сопредельных с ней областей.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что собственник земли город Москва обоснованно отказал истцу в предоставлении свободного земельного участка для ведения садоводства на территории города.

Довод представителя истца о том, что решение учреждения медико-социальной экспертизы являющееся обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти является основанием для предоставления истцу земельного участка, выбранного истцом, суд находит несостоятельным, противоречащим действующему законодательству, поскольку в указанном решении МСЭК не имеется указаний о необходимости выделения истцу земельного участка именно в районе Южное Бутово города Москвы и именно общей площадью 2950 кв.м., находящемуся по адресному ориентиру: ..., кадастровый квартал № Номер обезличен, указанного земельного участка не существует как объекта земельно - правовых отношений.

При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шелухиной ФИО-1 к Правительству города Москвы, Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы о возложении обязанностей

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда через Зюзинский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.

Судья: