о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2010 года Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Рубцовой Н.В.,

при секретаре Жалниной Е.Е.

с участием представителя истца Неземского В.Ф., представителя ответчика Савцова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4241/10 по иску Матвеева ФИО8 к Военному комиссариату <адрес> о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии

УСТАНОВИЛ:

Истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Проходил военную службу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность военной службы составляет 27 лет 01 месяц 22 дня, в том числе в льготном исчислении 12 лет 2 месяца 20 дней <данные изъяты> в <адрес> в должности старшины команды управления <данные изъяты>

Пенсия назначена ДД.ММ.ГГГГ Истец указывает, что он получает пенсию без учета районного коэффициента, установленного для <адрес>.

Он обратился в военный комиссариат с заявлением о пересмотре пенсии, но получил отказ, поскольку выслуга лет составляет менее 15 лет.

Истец считает указанные действия незаконными, поскольку военная служба на атомной подводной лодке с действующим реактором дает ему право на льготное исчисление пенсии с учетом районного коэффициента при стаже работ по списку № производства, работ, профессий, должностей в районах Крайнего Севера не менее 6 лет 8 месяцев с учетом районного коэффициента 1,4 с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. №4520-1, а именно с 01 июня 1993 года.

В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с учетом районного коэффициента в размере 1,4 начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.

Представитель истца по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности представил письменный отзыв, согласно которого просит в иске отказать, поскольку Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям», распространяется на лиц, проработавших в данных местностях. Данные гарантии и компенсации распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы по возрасту или и в связи с сокращением Вооруженных сил, только в случаях прямо предусмотренных Законом.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела пенсионера, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьями 19 и 55 Конституции Российской Федерации установлено, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 28.02.1993 года за № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ст. 48 указанного закона пенсии исчисляются с учетом районного коэффициента только в отношении лиц, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах 15 или 20 лет (календарных) соответственно.

Согласно требованиям ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела судом установлено, что согласно послужного списка ДД.ММ.ГГГГ году истец был призван на военную службу и принял присягу при войсковой части №.

ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен старшим радиотехником команды управления <данные изъяты>. Военную службу проходил до ДД.ММ.ГГГГ на подводной лодке. И был уволен с ДД.ММ.ГГГГ в запас по выслуге установленного срока службы. Был исключен из списков личного состава и направлен в <данные изъяты>

При этом календарная выслуга лет составила 06 дней 03 месяца 14 лет. Поскольку истец служил на атомной подводной лодке, то выслуга лет в льготной исчислении составила 20 дней 02 месяца 12 лет (один месяц за два), а всего 22 дня 01 месяц 22 года.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия.

Каких - либо доказательств, подтверждающих свое право на получение пенсии с учетом районного коэффициента, а также подтверждающих стаж истца более 15 лет службы в районах Крайнего Севера, истцом суду представлено не было.

Конституционным судом Российской Федерации было рассмотрено заявления ФИО6 Определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тиханова ФИО9 на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 11 закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Также ДД.ММ.ГГГГ Конституционным судом Российской Федерации было рассмотрено заявление граждан на нарушение их конституционных прав и частью второй статьи и частями первой и второй статьи 31 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и было принято определение №, об отказе в принятии к рассмотрению указанных жалоб.

Также Верховным судом Российской Федерации неоднократно принимались решения по указанным делам, о чем были приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ г. «ГКПИоо-1411, от 14.01.1998 г. №ГКПИ97-457).

Действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно части первой его статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.

Право на перерасчет пенсий с применением районного коэффициента для военнослужащих названный Закон не предусматривает - его статья 31 предоставляет это право лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет либо проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев по Списку N 1 мужчинам и не менее 5 лет - женщинам (Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, эта статья, как и другие, касающиеся пенсионного обеспечения, признаны утратившими силу).

Пенсии таким гражданам (в том числе пенсии по старости в связи с особыми условиями труда) назначались по нормам действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), который увязывал право на пенсионное обеспечение по старости с достижением определенного возраста, как правило, даже при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и наличием установленной продолжительности общего и (или) специального трудового стажа, закреплял определенный порядок исчисления пенсий, включающий ограничение их размеров уровнем трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости, повышения их минимальных и максимальных размеров гражданам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, а также сохранения назначенной с учетом районного коэффициента пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере в случае выезда пенсионера на новое постоянное место жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста, их размеры, как правило, выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.

Частью третьей статьи 48 названного Закона (в редакции от 10 января 2002 года) предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5 независимо от времени обращения за назначением пенсии.

С учетом перечисленных различий пенсий за выслугу лет на военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях, установленная в Законах Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дифференциация правил исчисления пенсий с применением районного коэффициента на основании, в том числе, такого критерия, как работа по трудовому договору или военная служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) при реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.

Доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически ими ставится вопрос о необходимости расширения круга военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента.

Граждане, чей срок военной службы в районах Крайнего Севера составляет более 15 календарных лет, получающие пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента с 1 января 2003 года (на основании части третьей статьи 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции от 10 января 2002 года), полагая, что их пенсии должны исчисляться в таком порядке с даты назначения пенсии (либо с даты вступления в силу Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"), по сути, ставят вопрос о придании обратной силы правилам об исчислении пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента военнослужащим, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до назначения пенсии, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, учитывая, что истцом не было представлено доказательств, подтверждающих его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента, суд не находит в действиях ответчика нарушение действующего законодательства Российской Федерации, а потому в удовлетворении заявленных исковых требований истцу должно быть отказано в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Матвеева ФИО11 к Военному комиссариату <адрес> об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента в размере 1,4 начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и взыскании задолженности в размере <данные изъяты> руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.