Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 июня 2011 года Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Рубцовой Н.В., При секретаре Новикове Е.В. С участием представителя истца по доверенности Рудаковой Э.В., представителя ответчика по доверенности Гильязова Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1635/2011 по иску Горелова имя и отчество к ООО «Юнитурс», ЗАО «Фирма Нева» о взыскании денежных средств, неустойки Установил: <дата> между турагентом ООО «Юнитурс» и Гореловым имя и отчество заключен договор № об оказании услуг по предоставлению туристского продукта. На основании п. 1.1. указанного договора турагент обязался совершить действия по подбору и бронированию комплекса услуг по перевозке и размещению (турпродукт), оказываемых туроператором ЗАО «Фирма Нева», а турист обязуется принять и оплатить турпродукт в порядке и на условиях, определенных заявкой на бронирование турпродукта, настоящим договором и приложением к нему. Вышеуказанные услуги оказываются туроператором ЗАО «ФИРМА «НЕВА», в сроки, указанные в приложении к договору, заключенному между туристом и турагентом, а именно с <дата> по <дата> На основании произведенной туристом <дата> оплаты услуг всего в сумме <данные изъяты> руб., турагенством была предоставлена туристу путевка и авиабилеты. В указанный в перечисленных документах день - <дата>, турист прибыл в аэропорт, зарегистрировался на рейс <данные изъяты> и прошел таможенный контроль. Находясь в зоне посадки на самолет, который должен был отправиться в 06 час. 15 мин., турист узнал из сообщения на мониторе, что данный рейс задерживается и стал ожидать сообщения о посадке в кафе, расположенном примерно в 20 метрах от выхода на посадку. Но сообщения о посадке передано не было, фамилии туриста и его спутницы не оглашались, в результате чего турист не улетел своим рейсом, отправившимся из аэропорта в 06 час. 34 мин. Обращения туриста к администратору аэропорта, а также к представителям перевозчика авиакомпании «Сибирь» и туроператора ЗАО «ФИРМА «НЕВА» результатов не дали. Заказное письмо с претензией, отправленное ответчику туроператору ЗАО «ФИРМА «НЕВА» вернулось туристу с отметкой: «истек срок хранения». Ответчиком турагентом ООО «Юнитурс» от <дата> сообщается, что претензия туриста находится на рассмотрении у туроператора ЗАО «ФИРМА «НЕВА», но ответа от туроператора турист так и не получил до настоящего времени. <дата> был получен ответ на претензию от ответчика турагента ООО «Юнитурс» за подписью генерального директора Кольбус М.Г. с отказом в выплате и сообщением о том, что ни турагент, ни туроператор не несут ответственности за действия третьих лиц, со ссылкой на пункт 2.9. договора о реализации туристского продукта. Истец считает такой отказ безосновательным, так как в статье 9 Федерального закона РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» прямо записана ответственность туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться эти услуги). Туроператор также отвечает перед туристом за действия третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристом несет третье лицо. На основании пункта 5.3. указанного договора, истец предъявил письменное требование о выплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к страховщику ООО «Страховая и перестраховочная компания Юнити », который в соответствии с договором № от <дата> предоставило финансовое обеспечение в виде банковской гарантии туроператору ЗАО «ФИРМА «НЕВА» в размере <данные изъяты> руб., но до настоящего времени ни ответа, ни денежных средств истец не получил. В связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, истец понес реальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб. В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае нарушения исполнителем сроков оказания услуг, потребитель может отказаться от исполнения договора, потребовать возврата оплаченной суммы, а также взыскать неустойку в размере трех процентов общей цены оказания услуги за каждый день просрочки до момента предъявления потребителем требования об отказе от исполнения договора предоставления услуг. Просрочка исполнения договора составляет 12 дней, начиная с <дата> по <дата> - дня предъявления требования об отказе от исполнения договора. Неустойка - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3% х 12 дней). Общая сумма предъявленного требования - <данные изъяты> руб. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчиков турагента ООО «Юнитурс», туроператора ЗАО «ФИРМА НЕВА», солидарно <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. - сумма оплаты по договору, а <данные изъяты> руб. - неустойка. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ЗАО «Фирма Нева» по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, так как они выполнили свои обязательства по договору, а именно забронировали номер в гостинице, организовали и оплатили трансфер, приобрели билеты. Невозможность исполнения договора возникла по вине истца, который опоздал на рейс. Они не принимали на себя обязательства по сопровождению истца на посадку в транспортное средство, информация о задержке вылета было доведена до ее сведения. В то же время билеты, приобретенные истцом, доказывают факт заключения договора между ним и ОАО «Афиакомпанией «Сибирь», поэтому ответственность за ненадлежащее извещение должна нести указанная организация. Ответчик ООО «Юнитурс» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен. С учетом мнения сторон судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика ООО «Юнитурс». Как установлено в судебном заседании и подтверждается доказательствами по делу, между ООО «Юнитурс» и Гореловым В.П. <дата> заключен договор №, согласно которого, турагент обязался совершить действия по подбору и бронированию комплекса услуг по перевозке и размещению (турпродукт), оказываемых туроператором ЗАО «Фирма Нева», а турист обязуется принять и оплатить турпродукт в порядке и на условиях, определенных заявкой на бронирование турпродукта, настоящим договором и приложением к нему (л.д.№). Вышеуказанные услуги оказываются туроператором ЗАО «ФИРМА «НЕВА», в сроки, указанные в приложении к договору, заключенному между туристом и турагентом, а именно с <дата> по <дата> Между ЗАО «Фирма Нева» и ООО «РЦ Юнитурс» <дата> заключен агентский договор (л.д.№). Общая сумма турпродукта составляет <данные изъяты> руб. (л.д.№), которые были оплачены истцом (л.д.№). Турагенством была предоставлена туристу путевка и авиабилеты (л.д.№ В указанный в перечисленных документах день - <дата> в 06 часов 15 минут (л.д.№), истец прибыл в аэропорт, зарегистрировался на рейс № и прошел таможенный контроль. Согласно сообщения АВК ДМД 15 рейс 9007 фактически вылетел в 06 часов 34 минуты (л.д.14). Как указывает истец, находясь в зоне посадки на самолет, который должен был отправиться в 06 час. 15 мин., турист узнал из сообщения на мониторе, что данный рейс задерживается и стал ожидать сообщения о посадке в кафе, расположенном примерно в 20 метрах от выхода на посадку. Но сообщения о посадке передано не было, его фамилии и его спутницы не оглашались, в результате чего турист не улетел своим рейсом, отправившимся из аэропорта в 06 час. 34 мин. Обращения туриста к администратору аэропорта, а также к представителям перевозчика авиакомпании «Сибирь» и туроператора ЗАО «ФИРМА «НЕВА» результатов не дали. Заказное письмо с претензией, отправленное ответчику туроператору ЗАО «ФИРМА «НЕВА» вернулось туристу с отметкой: «истек срок хранения». Ответчиком турагентом ООО «Юнитурс» от <дата> сообщается, что претензия туриста находится на рассмотрении у туроператора ЗАО «ФИРМА «НЕВА», но ответа от туроператора турист так и не получил до настоящего времени (л.д.20). <дата> был получен ответ на претензию от ответчика турагента ООО «Юнитурс» за подписью генерального директора ФИО - 1 с отказом в выплате и сообщением о том, что ни турагент, ни туроператор не несут ответственности за действия третьих лиц, со ссылкой на пункт 2.9. договора о реализации туристского продукта (л.д.№). ОАО «Авиакомпания Сибирь» истцу сообщило о том, что для объективного расследования необходимо истцу представить авиабилеты, а также иные документы, имеющие отношение к данной претензии. После этого претензия будет рассмотрена. (л.д.№). Истец считает, что ответчики несут ответственность за неисполнение своих обязательств. Согласно абз. 13 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" (далее - Закон N 132-ФЗ) туристский продукт включает комплекс услуг по перевозке и размещению туристов. В силу ст. 403 ГК РФ туроператор как лицо, обязанное исполнить договор по оказанию туристу соответствующих услуг, отвечает за их ненадлежащее исполнение третьими лицами, в том числе перевозчиками, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо - перевозчик. Согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 г. «132-ФЗ «Об основах туристской деятельности», Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). В силу ст. 787 ГК РФ и ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (чартер) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется Воздушным кодексом РФ. В соответствии с требованиями ст. 795 ГК РФ и ст. ст. 116, 120 ВК РФ ответственность за задержку отправления и за просрочку доставки пассажира несет перевозчик. Исходя из условий договора, заключенного месту истцом и ООО «Юнитурс», ООО «Юнитурс» и ЗАО «Фирма Нева» выполнили свои обязательства по договору и предоставили истцу билеты на вылет и прилет обратно. Из вышеприведенного законодательства следует, что турагент и туроператор не несут ответственности за невылет истца в назначенное время. При этом пунктом 6.1 договора предусмотрено, что перевозочный документ удостоверяет наличие отдельного договора между Туристом и перевозчиком. И авиаперевозчик имеет право задержать рейс. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиками исполнены обязательства по договору. Положения ст. 9 Федерального закона не устанавливают ответственность ответчиков за невылет истца. В данном случае устанавливается ответственность по иным обязательствам, например предоставление по факту гостиницы не отвечающей требованиям, установленным в договоре. Суд учитывает, что истец не лишен своего права обратиться в установленном порядке, с предоставление документов, к перевозчику. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л В удовлетворении исковых требований Горелова имя и отчество к ООО «Юнитурс», ЗАО «Фирма Нева» о взыскании денежных средств, неустойки отказать. Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья: