РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2012 года город Москва
Зюзинский районный суд гор. Москвы в составе председательствующего судьи Зосиной Е.В., при секретаре Балюк Л.В., с участием истца Насибула Я.Л., представителя истца Немцева М.А., представителя ответчика Военного комиссариата Московской области Шейко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-939/2012 по иску Насибула ФИО7 к Военному комиссариату Московской области об обязании рассчитывать пенсионное обеспечение из 100% денежного довольствия с учетом 70% выслуги лет, взыскании недоплаты пенсионного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд и просит обязать Военный комиссариат Московской области с Дата рассчитывать пенсионное обеспечение из №% денежного довольствия с учетом №% выслуги лет; взыскать с Военного комиссариата Московской области в пользу истца недоплату пенсионного обеспечения за Дата г. в сумме <данные изъяты> руб.
Свои требования истец мотивирует тем, что он является пенсионером Министерства обороны с Дата. До Дата получал пенсионное обеспечение из №% денежного довольствия и компенсацию в размере №% за выслугу лет, которая ему была предоставлена в качестве отмены льготы в размере 50% по оплате жилья, коммунальных услуг и за пользование телефоном.
Это право истец получил на основании ст. 43 Закона РФ 12.02.1993 г. №4468-I, Федерального закона от 07.05.2002 г. №49-ФЗ, данные права защищены ч.2, 3 ст. 55 Конституции РФ и гарантированы ст. 45 Конституции РФ.
О неприкосновенности полученных ранее прав и свобод, а также о правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения неоднократно отмечал в своих постановлениях Конституционный суд РФ (Постановление от 03.06.2004 №11-П, Постановление от 29.01.2004 г).
В ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-I в редакции 2012 года законодатель признает факт, что изымает часть собственности (пенсионного обеспечения) в размере 46%, которая будет компенсироваться пенсионеру в течение 23 лет, однако по своему возрасту, истец не сможет дожить до этого срока, что нарушает его права и свободы.
По смыслу ст.ст. 49, 51 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-I, действовавшее до 01 января 2012 года пенсионное законодательство, не предусматривало возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.
Истец считает, что ответчик незаконно уменьшил объем причитающейся к выплате ему пенсии, в нарушение законодательства Российской Федерации о пенсионном обеспечении, а также в нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 6, ст. 17) и Протоколов к ней (ст. 1 Протокола №1).
Истец и его представитель по доверенности Немцев М.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить. Поддержали письменные объяснения истца (л.д. №, №). Дополнительно пояснили, что нормы Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ), Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ не могут распространяться на пенсии, назначенные в соответствии с Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 до 01 января 2012 года. Перерасчет пенсии ведется не по ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как это утверждается ответчик, а по ст. 49 этого Закона. Просили суд при принятии решения руководствоваться ст. 15 Конституции РФ и применить ее нормы, как акта, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие, поскольку считают, что имеет место неопределенность в толковании применения статей 43 и 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а именно, для перерасчета пенсии истца должна применяться ст. 49 Закона, в то время, как ответчик применяет статью 43 Закона. По мнению истца, к правоотношениям, регулирующим пенсионное законодательство, по аналогии должны быть применены положения ГК РФ, в соответствии с которыми законодательные акты, ухудшающие положение субъектов правоотношений, не имеют обратной силы, а поэтому уменьшение процентной надбавки за выслугу лет и уменьшение денежного довольствия, установленные новым пенсионным законодательством, не может к нему применяться.
Представитель ответчика по доверенности Шейко О.А. в судебном заседании не согласилась с требованиями истца, просила отказать, пояснила, что Военный комиссариат Московской области производит все выплаты в соответствии с действующим законодательством, которое изменилось с 01 января 2012 года. Поддержала свой письменный отзыв (л.д. №).
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.12.2007 N 311-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно литере «б» пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ, Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 был дополнен частью второй, которой установлено: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента".
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:
1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. №992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» установлены должностные оклады по воинским званиям и по типовым воинским должностям.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства РФ установлено применять оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Насибула Я.Л. является пенсионером <данные изъяты> с Дата года в звании подполковника (л.д. №).
В судебном заседании истец пояснил, что имеет выслугу более <данные изъяты> лет, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Размер должностного оклада и оклада по воинскому званию, установленного с Дата на основании постановления Правительства РФ от 05.12.2011 г. №992 истцом не оспаривается.
С Дата по Дата размер пенсии Насибула Я.Л. составлял <данные изъяты> руб., и состоял из №% от № % денежного довольствия (суммы должностного оклада - <данные изъяты> руб., оклада по воинскому званию - <данные изъяты> руб. и процентной надбавки в размере №% за выслугу от суммы должностного оклада и оклада по воинскому званию), а также включал в себя ежемесячную доплату к пенсии в размере <данные изъяты> руб. ((<данные изъяты>+<данные изъяты>+№%*(<данные изъяты>+<данные изъяты>))*№% +<данные изъяты> = <данные изъяты>) (л.д. №).
Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»
Пунктом 9 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ установлено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
С Дата размер пенсии Насибула Я.Л. был пересмотрен в связи с принятием Федерального закона №309-ФЗ от 08.11.2012 г., Федерального закона №306-ФЗ от 07.11.2011 г., и составил <данные изъяты> руб.
Размер пенсии включил в себя №% от №% денежного довольствия (суммы должностного оклада - <данные изъяты> руб., оклада по воинскому званию - <данные изъяты> руб. и процентной надбавки в размере №% за выслугу от суммы должностного оклада и оклада по воинскому званию) ((<данные изъяты>+<данные изъяты>+№%*(<данные изъяты>+<данные изъяты>))*№%*№% = <данные изъяты> руб.) (л.д. №).
Оценивая все доказательства в их совокупности, проверив правильность исчисления пенсии, суд приходит к выводу, что правомерность пересмотра пенсии истца и ее размер, рассчитанный ответчиком, соответствуют статьям 43, 49 Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ), статье 2 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. №992.
Указанные нормативные акты являются действующими на территории Российской Федерации, не отменены в установленном законом порядке, поэтому у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Доводы истца о том, что нормы Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ), Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ не могут распространяться на пенсии, назначенные до 01 января 2012 года, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат п. 8, 9 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ.
Истец Насибула Я.Л. просит суд при принятии решения руководствоваться ст. 15 Конституции РФ и применить ее нормы, как акта, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие, поскольку считает, что имеет место неопределенность в толковании применения статей 43 и 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а именно, для перерасчета пенсии истца должна применяться ст. 49 Закона, в то время, как ответчик применяет статью 43 Закона.
Суд не соглашается с доводами истца, что имеется неопределенность в толковании применения указанных статьей закона, поскольку согласно литере «а» абзаца 1 ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Таким образом, ст. 49 Закона является отсылочной и учитывает денежное довольствие, которое исчисляется в соответствии с требованиями статьи 43 «Денежное довольствие для исчисления пенсий».
Доводы истца о том, что Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 №309-ФЗ), Федеральный закон от 07.11.2011 №306-ФЗ, устанавливающие исчисление пенсии из 54% денежного довольствия, а также из 40% за выслугу лет, ограничивают его конституционные права, лишают права на установленное ранее пенсионное обеспечение, которое согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено только в определенных случаях, суд считает несостоятельными, поскольку с 01 января 2012 года размер пенсионного обеспечения истца значительно повысился, что подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.
Доводы истца о том, уменьшение процентной надбавки за выслугу лет и уменьшение денежного довольствия, установленные новым пенсионным законодательством не может к нему применяться, поскольку к правоотношениям, регулирующим пенсионное законодательство, по аналогии должны быть применены положения ГК РФ, в соответствии с которыми законодательные акты, ухудшающие положение субъектов правоотношений не имеют обратной силы, суд считает несостоятельными, поскольку законодательные акты, вступившие в силу с 01 января 2012 года улучшили материальное положение истца, так как размер его пенсии был повышен почти в два раза.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Насибула ФИО8 к Военному комиссариату Московской области об обязании рассчитывать пенсионное обеспечение из №% денежного довольствия с учетом №% выслуги лет, взыскании недоплаты пенсионного обеспечения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мосгорсуд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья