о защите избирательных прав



                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    21 марта 2012 года Зюзинский районный суд г. Москвы в составе: судьи Максимовой Е.В.., с участием прокурора Моргуновой И.И., при секретаре Артемьевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1223/12 по заявлению Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о защите избирательных прав,

                                                         УСТАНОВИЛ:

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обратилось в суд с жалобой на действия участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2114 г.Москвы и просит суд признать незаконным решение УИК № 2114 об удалении наблюдателя Шевченко К.А., признать незаконным решение УИК № 2114 г.Москвы об отстранении от участия в работе комиссии и удалении из помещения для голосования члена УИК с правом совещательного голоса Костикова Д.В., признать недействительными итоги голосования по избирательному участку № 2114, мотивируя тем, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» направила Шевченко имя и отчество наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного №2114 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.Решением УИК №2114 от ДД.ММ.ГГГГ наблюдатель Шевченко К.А. был удален из помещения для голосования.Решение об удалении наблюдателя Шевченко К.А. не является мотивированным и обоснованным, так как в нем явно отсутствует логическое объяснение факта удаления наблюдателя. Мотивировка о том, что Шевченко «создавал тяжелую психологическую обстановку» никак не подкреплена фактами и нормами закона. Иные указанные в решении действия наблюдателя не являются нарушением законодательства о выборах, так как они были направлены на обеспечение соблюдения избирательной комиссией норм законодательства о выборах. В результате удаления Шевченко К.А. из помещения для голосования нарушены его права как наблюдателя, закрепленные частью 6 статьи 30 ФЗГД. Наблюдатель не смог осуществить наблюдение за правильностью подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования по избирательному участку. В результате удаления наблюдателя нарушены права Партии «Яблоко» на осуществление наблюдения за проведением голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования, что в свою очередь повлекло за собой нарушение прав избирателей, проголосовавших за Партию «Яблоко» на данном избирательном участке.

Решением УИК №2114 от ДД.ММ.ГГГГ член УИК №2114 с правом совещательного голоса Костиков имя и отчество был отстранен от участия в деятельности комиссии. Решение УИК №2114 об отстранении члена УИК с правом совещательного голоса не является мотивированным, так как в нем не указаны конкретные нормы законодательства о выборах, которые были нарушены действиями члена УИК с правом совещательного голоса. В результате отстранения от участия в работе избирательной комиссии Костикова имя и отчество нарушены его права как члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Костиков Д.В. не смог осуществить наблюдение за правильностью подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования по избирательному участку.

Решением УИК №2114 от ДД.ММ.ГГГГ , член УИК. с правом совещательного голоса Костиков Д.В. был удален из помещения для голосования. Решение об удалении члена УИК с правом совещательного голоса Костикова Д.В. является незаконным как принятое за пределами полномочий УИК Решение об удалении члена УИК с правом совещательного голоса не является мотивированным, так как в нем не указаны конкретные нормы законодательства о выборах, которые были нарушены действиями члена УИК с правом совещательного голоса.

     В результате удаления Костикова Д.В. и Шевченко К.А. нарушены права заявителя на осуществление наблюдения за проведением голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования на избирательном участке № 2114, что в свою очередь повлекло за собой нарушение прав избирателей, проголосовавших за Партию «Яблоко» на данном избирательном участке.

     Представители заявителя по доверенности Хижняк А.И. и Максимова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, указав о незаконности принятых решений, нарушающих права партии «Яблоко» на осуществление наблюдения за проведением голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования. Решения вынесены без законных на то оснований, за пределами полномочий избирательной комиссии, не мотивировано.

      Председатель Территориальной избирательной комиссии района Зюзино Семенова Л.В. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, мотивируя законностью и обоснованностью вынесенных решений.

      Председатель Московской городской избирательной комиссии по доверенности Реут Д.А. в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

      Заинтересованные лица Шевченко К.А. и Костиков Д.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлялись, письменных возражений на заявленные требования не представили.

      Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей свидетель 1, свидетель 2, свидетель 3, учитывая заключение прокурора, полагавшего жалобу не обоснованной, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

      В соответствии со статьей 20 Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, в качестве территориальных избирательных комиссий.

      Согласно ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.

       В силу ст.22 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в случае регистрации федерального списка кандидатов - по одному такому члену избирательной комиссии в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии.

     Вышеуказанным законом определены права и обязанности членов участковой избирательной комиссии с совещательным голосом.

Согласно статьи 30 вышеуказанного Закона на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

В пунктах девятом и десятом указанной статьи закреплены права и обязанности наблюдателя.

         Согласно п.15 ст.75 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой избирательной комиссии, отстраненного от участия в работе данной избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Судом установлено, что в соответствии с решением Регионального Совета Российской объединенной демократической партии «Яблоко» от ДД.ММ.ГГГГ, Костиков Д.В. назначен членом участковой избирательной комиссии № 2114 с правом совещательного голоса на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

    Направлением Председателя регионального отделения РОДП «Яблоко» в г.Москве от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Шевченко К.А. направлен наблюдателем в Участковую избирательную комиссию участка № 2114 г.Москвы от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».

    Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2114 от ДД.ММ.ГГГГ Костиков Д.В. отстранен от участия в деятельности УИК № 2112 (л.д.). Как следует из решения комиссии, основанием для его вынесения послужило следующее: в ходе процедуры подсчета голосов избирателей на УИК № 2114 член УИК Костиков Д.В. неоднократно создавал тяжелую психологическую обстановку, препятствующую нормальной деятельности участковой избирательной комиссии. Решение принято единогласно, так как все члены УИК не могут продолжать исполнение свои обязанностей. Ранее замечания Костикову Д.В. делались по поводу его попытки видеосъемки.

       Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко К.А. удален из помещения для голосования (л.д.). Как следует из решения комиссии, основанием для его вынесения послужило следующее: в ходе процедуры подсчета голосов избирателей на УИК № 2114 наблюдатель Шевченко К.А. неоднократно создавал тяжелую психологическую обстановку, препятствующую нормальной деятельности участковой избирательной комиссии. Ранее Шевченко К.А. делались замечания о попытке организации несанкционированной видеосъемки. Решение принято единогласно, так как все члены УИК не могут продолжать исполнение свои обязанностей.

           Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2114 от ДД.ММ.ГГГГ Костиков Д.В. удален из помещения для голосования (л.д.). Как следует из решения комиссии, основанием для его вынесения послужило следующее: в ходе процедуры подсчета голосов избирателей на УИК № 2114 член УМК Костиков Д.В. удаляется из помещения для голосования в связи с действиями, препятствующими нормальной работе участковой комиссии.

Согласно представленных представителем ТИК района «Зюзино» докладных записок, в период голосования ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя УИК 2114 поступали докладные от секретаря свидетель 1 с указанием на то, что представитель от партии «Яблоко» подходил к ее рабочему столу и своими необоснованными замечаниями мешал ей в работе (л.д.).

Член комиссии свидетель 2 указывала в докладной записке, что представитель от партии «Яблоко» подходит к избирателям и проводит с ними беседу (л.д.).

Член комиссии лицо 1 указывала в докладной записке, что представитель от партии «Яблоко» в ДД.ММ.ГГГГ начал подходить к членам комиссии, стоял за спиной, тем самым мешая работать, заглядывал в книгу, записывал данные в тетрадь, звонил по телефону (л.д.).

В судебном заседании были допрошены свидетели свидетель 1, свидетель 2, свидетель 3

Так свидетель свидетель 1 показала суду, что являлась секретарем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2114 на выборах ДД.ММ.ГГГГ. Наблюдатель Шевченко К.А. и член участковой избирательной комиссии № 2114 с правом совещательного голоса Костиков Д.В. от партии «Яблоко» изначально пришли с негативным настроением, всем своим видом показывая, что все члены комиссии мошенники. В течение всего дня голосования постоянно создавали нервозную обстановку, бесконечно подходили к Председателю УИК, отвлекали ее, безосновательно что-то выясняли, явно нагнетая обстановку. Один из них развалился на лавочке, поставленной для отдыха наблюдателей, выражая явную пренебрежительность. В конце дня один из представителей партии «Яблоко», Шевченко либо Костиков, она точно не помнит, достал аппарат для фотосъемки, стал фотографировать, отвлекать комиссию от работы. Членами комиссии, единогласно было принято решение об их отстранении от участия в работе комиссии, поскольку их действия, как на протяжении всего дня, так и при начале подсчета голосов, явно мешали работе комиссии. Дословно, какое решение было принято об отстранении либо удалении она не помнит, но принудительно из помещения их никто не удалял, после оглашения решения они некоторое время находились в помещении, затем самостоятельно покинули участок.

Свидетель свидетель 2 показала суду, что являлась членом ТИК № 2114 на выборах ДД.ММ.ГГГГ. В конце дня голосования, после закрытия участка, все члены комиссии проголосовали единогласно об удалении представителей от партии «Яблоко» Шевченко и Костикова, т.к. оба на протяжении всего дня вели себя вызывающе, по хамски, заглядывали в бюллетени, мешали работе, им неоднократно делались замечания. Последней каплей послужило, когда, при начальном подсчете бюллетеней, один из них достал фотоаппарат и стал пытаться осуществлять видеосъемку, отвлекая комиссию от подсчетов. При этом решение было принято в отношении одного из них об удалении, а другого об отстранении, конкретно, за прошедствием длительного периода времени, она не помнит.

Свидетель свидетель 3 показала суду, что с самого начала работы комиссии, Шевченко и Костиков вели себя некорректно, подходили к урнам, избирателям, заглядывали в книги, всеми своими действиями создавали неблагоприятную обстановку, мешали работе, на замечания не реагировали. После закрытия участка пытались осуществлять видеосъемку, отвлекая и мешая членам комиссии.

Оснований не доверять показаниям свидетелей суд не усматривает, поскольку они последовательны и непротиворечивы, согласуются между собой и иными доказательствами по делу.

Согласно требований действующего законодательства, Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

Из объяснений лиц, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей и являющихся непосредственными очевидцами произошедшего, следует, что действия Шевченко К.А. и Костикова Д.В. препятствовали нормальной работе УИК, отвлекали от поставленной цели - гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов, осуществления контроля подготовки и проведения выборов на соответствующей территории.

      В ходе судебного заседания установлено, что председателем комиссии указанным лицам неоднократно делались замечания на необходимость корректного и достойного как члену комиссии, так и наблюдателю поведения, однако на замечания председателя они не реагировали.

Несмотря на то, что пунктом 2.3.5 Постановления Центризбиркома РФ от 17.08.2011 N 26/254-6 (ред. от 22.11.2011) "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" предусмотрено право наблюдателей и иных лиц, указанные в пункте 2.3.2 настоящей Инструкции вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, однако Инструкцией предусмотрено, что данное право предоставляется в случае, если при этом не допускается нарушений тайны голосования и не препятствует работе избирательной комиссии.

Как следует из показаний допрошенных свидетелей, съемка отвлекала членов комиссии и мешала ее работе.

Суд, оценивая собранные доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу, что действия Шевченко К.А. и Костикова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке № 2114 дезорганизовывали его работу, ослабляли и нарушали организацию по проведению порядка избирательного процесса и процедуры голосования, что препятствовало правильной и нормальной работе членов УИК.

В силу п. 12 ст. 64 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме.

Согласно ч. 2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Суд считает, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2114 от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии члена УИК № 2114 с правом совещательного голоса Костикова Д.В. и решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2114 от ДД.ММ.ГГГГ об удалении из помещения для голосования наблюдателя Шевченко К.А. вынесено в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, в пределах компетенции участковой избирательной комиссии, путем голосования большинства из ее членов, с соблюдением требований ст.28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" поэтому оснований для их отмены не имеется.

Суд также учитывает, что Шевченко К.А. и Костиков Д.В. самостоятельно с жалобой об оспаривании данных решение не обращались, о явке в судебное заседание были извещены, но не явились, документов, свидетельствующих об уважительности неявки в суд не представили, из чего следует вывод о том, что данные лица признали законность вынесения данных решений.

    В связи с изложенном, суд отказывает в удовлетворении заявленных Политической партией «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» требований в части признания незаконными решение УИК № 2114 об удалении наблюдателя Шевченко К.А. и решение УИК № 2114 г.Москвы об отстранении от участия в работе комиссии члена УИК с правом совещательного голоса Костикова Д.В.

При этом суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Политической партией «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» требований в части признания незаконным решения УИК № 2114 г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ об удалении из помещения для голосования члена УИК с правом совещательного голоса Костикова Д.В., поскольку указанное решение вынесено в нарушение требований п. 12 ст. 64 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Действующим законодательством установлено, что член участковой избирательной комиссии может быть отстранен от участия в работе участковой избирательной комиссии, что и было сделано УИК избирательного участка № 2114 в соответствии с решение от ДД.ММ.ГГГГ, обоснованность и основание для вынесения решение комиссии второго решения в отношении Костикова Д.В. о его удалении из помещения для голосования суду не приведено, указанное решение, по мнению суда вынесено без законных на то основание за пределами полномочий ТИК 2114 г.Москвы, а соответственно не может быть признано законным.

Политической партией «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» также заявлено о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 2114.

Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В ходе судебного разбирательства заявителем не приведено каких-либо конкретных обстоятельств, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования, также как и не представлено допустимых доказательств, подтверждающих допущенные участковой избирательной комиссией N 2114 нарушения закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования.

Признание судом незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Костикова Д.В. о его удалении из помещения для голосования, само по себе не может свидетельствовать о недействительности итогов голосования по избирательному участку г.Москвы.

Голосование избирателей на избирательном участке N 2114, подсчет голосов избирателей и составление протоколов об итогах голосования осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса города Москвы, что следует из содержания протоколов об итогах голосования, представленном в настоящем судебном заседании.

Судом не установлено нарушений ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ходе порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией N 2114, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, которые в силу пунктов 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут являться основаниями для отмены решения участковых избирательных комиссий.

При указанных обстоятельствах, требования о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 2114 удовлетворению не подлежат.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

      Заявленные Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» требования удовлетворить частично.

       Признать незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2112 от ДД.ММ.ГГГГ об удалении из помещения для голосования члена УИК с совещательным голосом от партии «Яблоко» Костикова Д.В.

      В удовлетворении заявления Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о признании незаконным решений участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2114 от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении от участия в деятельности УИК Костикова Д.В. и об удалении из помещения для голосования Шевченко К.А., признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 2114 г.Москвы - отказать.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде через районный суд.

Судья                                                                                                                 Е.В.Максимова