по иску прокурора об обязании администрации МО ликвидировать свалку бытовых и производственных отходов



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Зуевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Богатовой Г.Т.,

с участием заместителя прокурора <адрес> прокуратуры Мартьяновой Л.И.,

при секретаре Рыловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязанности администрации МО «<данные изъяты>» и МУ «<данные изъяты>» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и производственных отходов путем очистки территории с рекультивацией земельного участка с инвентаризационным кадастровым номером №,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию администрации <адрес>, администрации <адрес> поселения <адрес> об обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и производственных отходов, указывая на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки целевого использования земельного участка, выявлено, что администрацией муниципального образования <адрес> поселение <адрес> грубо нарушается законодательство об отходах производства и потребления. Земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>, далее по проезду, далее по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>). Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> приняла принадлежащий МУП «<адрес>» вышеуказанный земельный участок общей площадью 143763,8 кв.м. На указанном земельном участке без разрешения складируется опил, кора, то есть отходы производства, твердые бытовые отходы. Указанный земельный участок на праве аренды и в пользование никому не предоставлен, т.е. находится в ведении администрации <адрес>. Администрация <адрес>, как собственник указанного земельного участка, в силу требований законодательства обязана принимать меры к надлежащему содержанию земельного участка. Указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор Мартьянова Л.И. в интересах неопределенного круга лиц заявленные требования поддержала, просит обязать администрацию МО «<адрес> поселение» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления расположенную на земельном участке с инвентаризационным кадастровым номером № северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>, далее по проезду, далее по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес> в дальнейшем с рекультивацией земельного участка; администрацию МУ «<адрес>» обязать организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов данной несанкционированной свалки.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования <адрес> поселение <адрес> – Пластинин Ю.В. иск частично признает в отношении сбора и вывоза бытового мусора, пояснил при этом, что администрацией района не принимались меры к ликвидации этой свалки. Администрация района должна производить разборку зданий и вывозить строительный мусор, минеральные удобрения, которые находятся на этой свалке, у администрации города таких полномочий нет. Ликвидировать мусор также должна администрация района. Городская администрация не является владельцем данного земельного участка. Если районная администрация очистит данный участок от мусора и рекультивирует его, то городская администрация такой участок может принять себе.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования <адрес> <адрес> поселение <адрес> – глава администрации <адрес> поселения Семаков О.Д. иск частично признает, пояснил, что сбором и вывозом бытового мусора должна заниматься городская администрация. Указанная свалка отходов находится не на землях городской администрации, там есть и полуразрушенные здания, и минеральные удобрения. Разборкой старых зданий и их вывозом, а также вывозом минеральных удобрений должна заниматься администрация района, которая никаких мер к ликвидации указанной свалки отходов не принимала.

Представитель ответчика – администрации <адрес> – Наговицына С.М. иск не признает, считает, что надлежащим ответчиком должна быть городская администрация. Пояснила, что свалка находится на земельном участке, собственность которого не разграничена. Данный земельный участок находится в черте городского поселения, и администрация поселения должна осуществлять земельный контроль.

Представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «ДД.ММ.ГГГГ» - Лукина Г.В. в суде пояснила, что администрация района заключила с ООО «<адрес>» договор на вывоз твердых бытовых отходов, опил и минеральные удобрения они не вывозят, так как полигоны их не принимают. Если договор заключен с поселением, то ООО вывозит мусор с территории поселения.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года

N131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года

N131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24июня1998года № 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ)
к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки выявлена несанкционированная свалка на земельном участке площадью143763,8 кв.м. Земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>, далее по проезду, далее по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>). Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> приняла принадлежащий МУП «<адрес>» вышеуказанный земельный участок общей площадью 143763,8 кв.м., но право собственности <адрес> на данный участок не зарегистрировано. На данном земельном участке без разрешения складируется опил, кора, бытовые отходы, строительный мусор, полуразрушенные конструкции зданий, минеральные удобрения, то есть отходы производства, твердые бытовые отходы. Указанный земельный участок на праве аренды и в пользование никому не предоставлен, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, находится в границах <адрес> поселения, поэтому надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу будет администрация <адрес> поселения.

Факты нарушения законодательства об отходах производства и потребления нашли свое отражение также и в свидетельских показаниях и в материалах дела.

Свидетель ФИО7 в суде показала, что районной Думой принималась целевая программа межпоселенческого характера по охране окружающей среды, в бюджете района предусматривались денежные средства в размере 557 тыс. рублей по данной программе и главы поселений должны были знать об этой программе. Освоено из этих денег было только 12000 рублей на экологическое просвещение. Из бюджета района за девять месяцев на мероприятия по охране окружающей среды не было потрачено ни одного рубля. Свалка в районе бывшей МСО объемом 3000 м?, там и строительный мусор, твердые бытовые отходы от вырубки деревьев, опил, полуразрушенные строения, минеральные удобрения.

Пунктами 10 и 14 ч. 1 ст. 8 и пунктами 11 и 15 ч. 5 ст. 32 Устава муниципального образования «<адрес> <адрес>» предусмотрено, что к вопросам местного значения района и к компетенции администрации района относится в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (л.д.11-12).

По сообщению Зуевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> несанкционированная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 143763 кв. метра, ранее на участке располагалась база минеральных удобрений <адрес> <данные изъяты>, в чьем постоянном пользовании и находился указанный земельный участок, что следует из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ Данный земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>, далее по проезду, далее по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>) (л.д.27-28).

Свидетельство о бессрочном (постоянном) пользовании указанным земельным участком было выдано <адрес> администрацией <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 29).

Распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным земельным участком, предоставленным МУП «<данные изъяты>». (л.д. 63).

Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на вышеуказанный земельный участок отсутствуют (л.д.64).

Согласно представленной администрацией <адрес> информации полигон твердых бытовых отходов спроектирован и построен для размещения твердых бытовых и промышленных отходов. Приемка опила на полигон ТБО возможна при условии определения администрацией <адрес> поселения объема поставки опила на действующий полигон.

Нарушение ответчиками законодательства об отходах производства и потребления нашло свое подтверждение в судебном заседании, администрация <адрес> поселения обязана принимать меры к надлежащему содержанию земельного участка, администрация района обязана организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов данной несанкционированной свалки, так как указанные нарушения ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду,

Частичное признание иска ответчиком - администрацией <адрес> поселения принимается судом, поскольку не нарушает прав и законных интересов сторон.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию МО «<адрес> поселение» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с инвентаризационным кадастровым номером № в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес>, далее по проезду, далее по границе населенного пункта <адрес>, далее по <адрес> в дальнейшем с рекультивацией земельного участка, а администрацию МУ «<адрес>» обязать организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов данной несанкционированной свалки.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения, мотивированное решение отложено на пять дней.

Судья Зуевского районного суда Г.Т. Богатова.