Дело № 2-10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
12 января 2011 года г. Зуевка Кировской областиЗуевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Г.Т. Богатовой,
с участием помощника прокурора Зуевской районной прокуратуры Е.А. Шульмина,
при секретаре М.В. Рыловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зуевского района в интересах неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу <адрес> об обязании разработать проект зоны санитарной охраны и установить зону санитарной охраны у эксплуатационной артезианской скважины № 6265,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зуевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу <адрес> об обязании разработать проект зоны санитарной охраны и установить зону санитарной охраны у эксплуатационной артезианской скважины № 6265, указывая на то, что проведенной прокуратурой района проверкой санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения установлено, что у эксплуатируемой водозаборной скважины № 6265, расположенной по адресу <адрес>, территория первого пояса зоны санитарной защиты у эксплуатируемой водозаборной скважины не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к павильону не имеет твердого покрытия, что является нарушением требования п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопровод питьевого назначения». В нарушение п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует проект зон санитарной охраны. Павильон скважины не закрывается, имеется свободный доступ к скважине. В нарушение п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствует аппаратура контроля дебита водопотребления и кран для отбора проб воды. Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны (ЗСО) должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие ограждения зоны санитарной охраны первого пояса и планирования территории ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, отсутствие дорожек с твердым покрытием у эксплуатационной артезианской скважины № 6265 может привести к загрязнению водоносного слоя. Скважина № 6265 находится в собственности СПК <адрес>. Согласно договору аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ СПК <адрес> передал в аренду здание артезианской скважины № 6265 ООО «<адрес> которое в настоящее время обслуживает эксплуатационную артезианскую скважину. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение водного горизонта, создает угрозу использования водозаборной (артезианской) скважины в террористических целях. Указанные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья населения, ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие зоны санитарной охраны у эксплуатационной артезианской скважины № 6265 может способствовать акту терроризма.
В судебном заседании прокурор Е.А. Шульмин в интересах неопределенного круга лиц заявленные требования поддержал, подтвердив изложенное в заявлении, просит обязать сельскохозяйственный производственный кооператив разработать проект зоны санитарной охраны, установить зону санитарной охраны, спланировать территорию ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, оборудовать дорожки с твердым покрытием у эксплуатационной артезианской скважины № 6265, расположенной по адресу <адрес>.
Представитель ответчика – сельскохозяйственного производственного кооператива <адрес> на судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, об уважительных причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица – территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Кирово-Чепецком районе на судебное заседание не явился. От заинтересованного лица имеется письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя, с исковыми требованиями согласны. Представитель третьего лица ООО <адрес> П.В. Наумов с исковыми требованиями прокурора согласен, указав при этом, что СПК <адрес> не принимает должных мер, направленных на установление зоны санитарной защиты первого пояса строгой охраны артезианской скважины № 6265, тем самым создается угроза жизни и здоровью граждан, ограничиваются права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с договором аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО <адрес> арендует у СПК <адрес> магистральные сети водоснабжения и водоотведения и две артезианские скважины. Арендодатель обязан за свой счет устранить все нарушения, связанные с эксплуатацией артезианских скважин, расположенных на территории Зуевского городского поселения и привести их в соответствии с СанПиН 2.1.4.11.1110-02. Арендодатель должен получить заключение центра санитарно-эпидемиологического надзора по проекту зон санитарной защиты, осуществить ограждение первого пояса (строгой охраны) санитарных зон, спланировать территорию артезианских скважин для отвода поверхностных стоков за их пределы.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной охраны источников водоснабжения (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Создание таких зон предусмотрено Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта1999 года N52-ФЗ в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ,), а именно в соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), введенных в действие постановлением от 14 марта 2002 г. № 10 главного государственного санитарного врача РФ, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4. 1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой района была проведена проверка санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения. Территория первого пояса ЗСО у эксплуатируемой водозаборной скважины № 6265 не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, дорожка к павильону не имеет твердого покрытия, что является нарушением требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4. 1110-02. Не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Бездействие СПК <адрес>, выразившееся в непринятии мер к установлению зоны санитарной охраны у эксплуатационной скважины, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также способствует совершению акта терроризма.
Факт нарушения режима зон санитарной охраны источника водоснабжения нашли свое отражение также и в материалах дела.
Между СПК <адрес> и ООО <адрес> заключен договор аренды имущества ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому здание артезианской скважины № 6265 передано во временное пользование и владение ООО <адрес> для оказания услуг водоснабжения населению и юридическим лицам, о чем также имеется акт приема-передачи имущества по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6- 10).
По справке государственного инспектора по геологическому контролю по Кировской области о состоянии водозаборных скважин № 6265 и № 6266, переданных по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № ООО <адрес>, водозаборная скважина № 6265, находящаяся на <адрес>, расположена в кирпичном павильоне. На люке павильона отсутствует запорное устройство, скважина не оборудована водомером и краном для отбора проб воды. Ограждение зоны санитарной охраны первого пояса скважины неисправно. (л.д.11).
По информации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в результате проверки требований санитарного законодательства в части охраны источников питьевого водоснабжения выявлены нарушения требований п. 3.2.1.1, 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4. 1110-02 (л.д.13).
В материалах дела имеется паспорт эксплуатационной артезианской скважины № 6265, которая введена в эксплуатацию в 1972 году (л.д.15-25).
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зуевского района удовлетворить.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив <адрес> разработать проект зоны санитарной охраны, установить зону санитарной охраны, спланировать территорию ЗСО первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы зоны, оборудовать дорожки с твердым покрытием, у эксплуатационной артезианской скважины № 6265.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение может быть обжаловано в Кировский облсуд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Зуевского районного суда Г.Т. Богатова.