Нарушение ПДД, повлешее по неосторожности смерть человека



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

16 августа 2011 года                                             пос.Зубова Поляна РМ

судья Зубово-Полянского районного суда РМ Шиндин В.В.

при секретаре Леветаевой Т.П.

с участием государственного обвинителя-заместителя прокурора Зубово-Полянского района РМ Гулина Д.П.

адвоката Сазонова В.В., представившего ордер № 84 от 27 апреля 2011 года и служебное удостоверение от 17 февраля 2003 года

потерпевших П.А. и П.М.

подсудимого Носенко В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос.Зубова Поляна РМ уголовное дело по обвинению

Носенко В.Н., __.__.____ года рождения, уроженца <Адрес>, ..., проживающего по <Адрес>, ранее не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Носенко В.Н., управляя автомобилем, совершил нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью двум лицам, а также повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах:

13 сентября 2010 года примерно в 3 часа 20 минут, точное время в судебном заседании не установлено, водитель Носенко В.Н., управляя личным, технически исправным автомобилем марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., следовал со скоростью более 80 километров в час по Федеральной автодороге «М-5 УРАЛ», со стороны г. Пензы в направлении г.Москвы. Двигаясь по 450 километру вышеуказанной автодороги, расположенному в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия, он в ночное время развил высокую скорость, не соответствующую метеорологическим и дорожным условиям и при этом, грубо нарушая требования пунктов 1.3, 1.4,1.5,9.1,9.10 и 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которых:

п. 1.3 «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов, светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами»,

п. 1.4 «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств»,

п. 1.5 «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»

п.9.1 «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1,1.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самим водителем с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева»,

п.9.10 «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

п. 10.1 « Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»,

- проявил преступное легкомыслие и невнимательность к окружающей обстановке и не учел дорожные и метеорологические условия. Так, двигаясь в темное время суток по неосвещенному участку проезжей части дороги, имеющему незначительный поворот в правую сторону по ходу его движения, он избрал скорость, не обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением управляемого им транспортного средства, тем самым создал, как для себя, так и для других участников дорожного движения опасную аварийную обстановку, для обеспечения безопасности своего движения никаких своевременных и должных мер не предпринял, то есть он предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий от своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, в результате чего он не справился с рулевым управлением автомобиля, выехал на встречную для себя полосу движения. где совершил столкновение с автомобилем марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... под управлением водителя П.А., который следовал по своей стороне движения во встречном ему направлении.

В результате данного дорожно-транспортного происшествия, следовавшему в качестве пассажира в автомобиле марки «ВАЗ-21124» М.П., согласно заключения судебно-медицинского эксперта за № 144 от 18 ноября 2010 года и дополнительного заключения судебно-медицинского эксперта за № 145 от 18.11.2010 года были причинены следующие телесные повреждения: .... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение тяжкого вреда его здоровью по признаку опасности для жизни и повлекли за собой его смерть.

- водителю автомобиля марки «ВАЗ-21124» П.А., согласно заключения судебно-медицинского эксперта за № 378 от 08 ноября 2010 года и дополнительного заключения судебно-медицинского эксперта за № 379 от 08.11.2010 года были причинены следующие телесные повреждения: .... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение тяжкого вреда его здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

- Следовавшему в качестве пассажира в автомобиле марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., под управлением водителя Носенко В.Н., его сыну - А.В., согласно заключения судебно-медицинского эксперта за № 375 от 08.11.2010 были причинены следующие телесные повреждения; .... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение тяжкого вреда его здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

Допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого Носенко В.Н. виновным себя в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ признал в полном объеме и показал, что он проживает по вышеуказанному адресу со своей семьей. Его сын А.В. является курсантом .... Дочь А.В. __.__.____ рождения, находится на его иждивении. В его личной собственности имеется автомашина марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак .... 12 сентября 2010 года примерно в 22 часа они сыном А.В. на вышеуказанной автомашине выехали из гор.Ульяновск, где сын находился на соревнованиях по картингу, в гор.Рязань по месту обучения сына. Примерно в 3 часа ночи 13 сентября 2010 года они доехали до гос.дороги «М-5 Урал» и решили доехать до пос.Умет Зубово-Полянского района РМ, где планировали переночевать. Видимость в направлении движения была плохая, при этом осадков не было, дорожное покрытие было сухое. Проехал с.Новые Выселки Зубово-Полянского района РМ, затем через небольшое расстояние начался небольшой поворот вправо. В этот момент он на небольшом расстоянии от своей автомашины увидел, что во встречном направлении движется автомашина. Других автомашин в попутном и встречном направлениях не было. Как произошло столкновение ведомой им автомашины и автомашины, следующей во встречном направлении он сказать не может. Он на некоторое время потерял сознание, когда пришел в сознание, то увидел, что возле него находятся мужчина и женщина. Также к ним подошел мужчина в форме сотрудника Госавтоинспекции. Он предъявил данному мужчине свои документы. Данный сотрудник ГИБДД сообщил ему, что во встречной автомашине было три человека. Затем его самого на автомашине скорой помощи отправили в Зубово-Полянскую ЦРБ. В больнице 16 сентября 2010 года его сыну А.В. сделали операцию, а 17 сентября 2010 году ему самому сделали операцию. Затем он был перевезен в больницу по месту жительства для прохождения курса лечения. Он в полном объеме признает себя виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия. Действительно, он на своей автомашине выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомашиной марки « ВАЗ-21124».

На первоначальном этапе после дорожно-транспортного происшествия не предпринимал попыток связаться с потерпевшими и возместить им ущерб, причиненный в результате совершения преступления, поскольку он сам находился на лечении в медицинском учреждении. Однако, в июле месяце 2011 года в адрес потерпевших П.А. и П.М. им было направлено по 50000 рублей в счет возмещения ущерба. Потерпевшие отказались принимать от него данные деньги, и они были возвращены ему обратно. Он согласен возместить обоим потерпевшим П.А. и П.М. материальный ущерб и загладить моральный вред, причиненные данным потерпевшим в результате совершенного им дорожно-транспортного происшествия. Просит суд строго не наказывать, т.е. назначить ему наказание, не связанное с реальным лишением свободы.

Кроме личного самопризнания Носенко В.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ его вина в совершении данного преступления подтверждается показаниями потерпевших, свидетелей, материалами уголовного дела, оглашенными и исследованными в судебном заседании по ходатайствам сторон, а именно:

Допрошенный в судебном заседании в качестве потерпевшего П.А. показал, что 13 сентября 2010 года он, управляя автомашиной марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ..., принадлежащей на праве личной собственности его маме С.А., следовал по Федеральной автодороге «М-5 УРАЛ», со стороны г.Москвы в направлении гор.Пензы. С ним в качестве пассажиров следовали его знакомые, Л.А., который находился на переднем пассажирском сиденье и М.П., который находился на заднем сиденье, сзади переднего пассажирского места. Двигался он по своей полосе движения, с включенным ближним светом фар, со скоростью примерно 80 километров в час, при этом, дорожное покрытие было сухое, видимость была хорошая, осадков не было. Проехав с.Аким Сергеевку Зубово-Полянского муниципального района РМ и двигаясь по 450 километру ФАД «М-5 УРАЛ», где имеется незначительный поворот налево, он увидел, что ему навстречу движется с включенным ближним светом фар, со скоростью, большей чем следует его автомобиль, легковой автомобиль, как он узнал впоследствии марки «Мицубиси-Лансер», который, двигаясь по незначительному повороту, выехал на полосу его движения. Он, увидев на незначительном расстоянии, что встречная автомашина выехала на полосу встречного движении, т.е. на полосу его движения,, то он сразу же применил торможение и стал смещаться вправо к обочине дороги и, когда его автомобиль следовал юзом, то произошло столкновение левыми передними частями его автомобиля со встречным автомобилем марки «Мицубиси Лансер», столкновение произошло на его полосе движения. От столкновения он получил травмы и потерял сознание и пришел в себя лишь в Зубово- Полянской ЦРБ, где он находился на лечении. В результате дорожно-транспортного происшествия ему были причинены телесные повреждения, которые впоследствии описаны в заключении судебно-медицинского эксперта. В июле месяце 2011 года Носенко В.Н. выслал в его адрес 50000 рублей в счет возмещения ущерба. Однако, он от данной суммы отказался и деньги были возвращены Носенко В.Н.. Он как потерпевший по данному уголовному делу просит суд наказать Носенко В.Н. по закону. Также, как потерпевший по данному уголовному делу, он просит суд сохранить за ним право обращения по мере выздоровления в суд в порядке гражданского судопроизводства о взыскании с Носенко В.Н. в счет возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда определенных денежных сумм.

Потерпевший П.М. в судебном заседании показал, что его сын М.П. 9 сентября 2010 года поехал со своим знакомым П.А. на автомобиле последнего из г.Саранска в г.Москву. 12 сентября 2010 года примерно в 23 часа 30 минут сын М.П. по мобильному телефону отправил ему «СМС» - сообщение, в котором сообщил, что возвращается в друзьями из гор. Москвы в гор. Саранск., при этом также сообщил, что они проехали гор.Рязань. Также примерно в 00 часов 13 сентября 2010 года они созвонились с сыном М.П., который сообщил, что они следуют на автомашине домой, и уже проехали гор.Рязань. После данного звонка, примерно в 4 часа утра 13 сентября 2010 года они с женой неоднократно пытались до звониться до сына по мобильному телефону на его мобильный телефон, поскольку к данному времени сын с друзьями уже должен был приехать в гор.Саранск. Однако, сын на их звонки не отвечал. Утром 13 сентября 2010 года они с женой ушли на работу, при этом их не покидало чувство страха за сына, поскольку последний не отвечал на телефонные звонки и не приехал домой. Примерно в 10 часов утра он пытался дозвониться сыну на мобильный телефон, но сын так и не отвечал. Примерно в 13 часов дня 13 сентября 2010 года ему сообщила жена, что на территории Зубово-Полянского района РМ имело место дорожно-транспортное происшествие. Он сразу же позвонил в ОВД по Зубово-Полянскому муниципальному району РМ, представился. Сотрудник милиции ему сообщил, что на территории района имело место дорожно-транспортное происшествие, в котором погиб его сын М.П.. Также сотрудник милиции ему сообщил, что в настоящий момент его сын М.П. и другие участники дорожно-транспортного происшествия находятся в Зубово-Полянской ЦРБ РМ. Тогда он сразу же позвонил по телефону заместителю главного врача по лечебной работе Зубово-Полянской ЦРБ РМ В.П., которая подтвердила факт смерти его сына М.П.. После этого они с женой и знакомыми поехали в пос.Зубова Поляна РМ, где в больнице В.П. вновь подтвердила ему факт смерти его сына М.П.. В.П. пояснила, что смерть сына наступила примерно в 7 часов утра 13 сентября 2010 года он телесных повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия. Затем они проехали в ОВД по Зубово-Полянскому району РМ, где с ними беседовал один из сотрудников милиции, который передал ему документы сына, а также пояснил, что в дорожно-транспортном происшествии виновен водитель автомашины «Мицубиси Лансер», который выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной, в которой следовал сын. Также сотрудник милиции пояснил им, что водитель автомашины, в которой следовал его сын, всячески пытался предотвратить столкновение, выехал почти на обочину дороги по ходу своего движения, однако, ему этого сделать не удалось. После похорон сына, находясь в пос.Зубова Поляна, он видел обе автомашины, которые столкнулись при дорожно-транспортном происшествии, на них имели место значительные механические повреждения. Также он разговаривал со свидетелем по данному уголовному делу А.Д., который одним из первых оказывал помощь пострадавшим при ДТП. А.Д. ему пояснил, что перед столкновением автомашин видимость на дороге была хорошая, тумана не было. За период с 13 сентября 2010 года и до начала июля месяца 2011 года Носенко В.Н. не пытался предпринять каких-либо мер связаться с ним по телефону, встретиться, попросить прощение. Только в июле месяце 2011 года от Носенко В.Н. пришел денежный перевод на 50000 рублей, Однако, он не пожелал получать от Носенко В.Н. данную сумму и возвратил ее обратно Носенко В.Н.. В настоящий момент он не желает предъявлять к Носенко В.Н. какие-либо требования о возмещении ущерба. Он как потерпевший по данному уголовному делу просит суд наказать Носенко В.Н. по закону.

Потерпевший А.В. был надлежащим образом извещен о дне, времени и месте проведения судебного заседания, однако, в судебное заседание не явился. По ходатайству государственного обвинителя Гулина Д.П. и согласия всех участников процесса в порядке ст.281 УПК РФ были оглашены показания потерпевшего А.В., данные им встадии предварительного расследования.

Допрошенный в стадии предварительного расследования в потерпевшего А.В. показал/ т.1., л.д.85-87/, что 13 сентября 2010 года он следовал в качестве пассажира в автомобиле марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV» государственный регистрационный знак ..., которым управлял его отец Носенко В.Н.. Следовали они из г.Ульяновск в г.Рязань. Когда они доехали до г.Саранска, то он уснул на переднем пассажирском сиденье и как они двигались дальше, он сказать не может. Проснулся он от того, что в автомобиле сработали подушки безопасности. Когда он проснулся, то увидел, что их автомобиль стоит, переднее лобовое стекло автомобиля было разбито. На водительском месте находился отец Носенко В.Н., который жаловался на боль в ноге. Он сам открыл дверь автомобиля и вышел из него, но так как у него болела нога, то ему помог посторонний мужчина дойти до обочины дороги, где он находился до приезда скорой медицинской помощи, на которой его доставили в Зубово-Полянскую ЦРБ, где он находился на лечении. Его отца Носенко В.Н.также посторонние люди вытащили из автомобиля - и его впоследствии также доставили в Зубово-Полянскую ЦРБ.

Свидетель Л.А. в судебном заседании показал, что 13 сентября 2010 года он следовал в качестве пассажира в автомашине марки «ВАЗ-21124» государственный регистрационный знак ..., за управлением автомашиной находился его знакомый П.А.. Следовали они по Федеральной автодороге «М-5 УРАЛ», со стороны г. Москвы в направлении г.Пензы. Он сидел на переднем пассажирском сидении. Также в качестве пассажира в салоне автомашины следовал М.П., который находился на заднем пассажирском сидении и сидел сзади него. Видимость в направлении движения была хорошая, дорожное покрытие сухое, осадков не было. Двигались они по своей стороне движения, с включенным ближним светом фар, со скоростью примерно 80 километров в час. Проехав с.Аким Сергеевка Зубово-Полянского муниципального района РМ, и двигаясь по 450 километру ФАД «М-5 УРАЛ», где имеется незначительный поворот налево, он увидел, что им навстречу движется с включенным ближним светом фар, со скоростью, большей чем следовал их автомобиль, легковой автомобиль, как он узнал впоследствии марки «Мицубиси-Лансер», который, двигаясь по незначительному повороту, выехал на их полосу движения. Он сразу же крикнул : «Он заснул», т.е. как он понял, что за управлением автомашиной уснул водитель автомашины марки «Мицубиси-Лансер». П.А., управлявший автомашиной, сразу же применил торможение и стал смещаться вправо к обочине дороги. Когда их автомобиль следовал юзом, то произошло столкновение левыми передними частями их автомобиля со встречным автомобилем марки «Мицубиси-Лансер», который до столкновения торможения не применял. Столкновение произошло на их полосе движения. От столкновения он получил травмы и потерял сознание и пришел в сознание, когда лежал на обочине дороги. Через некоторое время его доставили в Зубово- Полянскую ЦРБ, где он проходил курс лечения.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Р.В., показал, что он работает следователем СО при ОВД по Зубово-Полянскому муниципальному району РМ. 13 сентября 2010 года он находился на суточном дежурстве. Получив сообщение от дежурного по ОВД о дорожно-транспортном происшествии, он в составе следственно-оперативной группы на автомашине дежурной части ОВД выехал на место дорожно-транспортного происшествия, которое произошло примерно в 03 часа 20 минут 13сентября 2010 года на 450 километре Федеральной автодороги «М-5 УРАЛ», расположенном на территории Зубово- Поляснкого муниципального района РМ. По прибытию на место происшествия было установлено, что произошло столкновение автомашины марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... и автомашины марки «Мицубиси-Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., и имеются пострадавшие, которых отправили в больницу. Находясь на месте происшествия, он в присутствии понятых, составил протокол осмотр места происшествия и схему, где зафиксировал всю обстановку на месте происшествия. Транспортные средства, причастные к данному дорожно-транспортному происшествию, располагались следующим образом. Автомобиль марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... был расположен на полосе движения по направлению со стороны г.Москвы, оба задних колеса данного автомобиля были расположены на правой обочине дороги по ходу движения из г.Москвы. Переднее правое колесо автомобиля находилось на границе проезжей части дороги и правой обочине. Переднее левое колесо данного автомобиля находилось на дороге, рядом с краем проезжей части дороги. Автомобиль марки «Мицубиси-Лансер 1, 6SТV », государственный регистрационный знак ..., который находился большей частью, а именно передней на полосе движения по направлению из г.Москвы. Между передними частями данных автомобилей находились множественные осколки деталей автомобилей, где и было определено место столкновения вышеуказанных автомобилей. Все осколки, а также место столкновения располагались на полосе движения по направлению из г.Москвы. На проезжей части дороги на правой стороне движения по направлению из г.Москвы имелись следы торможения (юза) колес от автомобиля марки «ВАЗ-21124». Следы торможения проходили вдоль правого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы. Вся обстановка на месте происшествия, следы и предметы, относящиеся к ДТП были зафиксированы на схеме и в протоколе осмотра места происшествия, который был прочитан всем участникам осмотра места происшествия и они в них расписались. В момент составления процессуальных документов видимость на дороге была хорошая, дорожное покрытие было сухое, осадков не было.

Свидетель С.Н. в судебном заседании показал, что он работает экспертом-криминалистом в ОВД по Зубово-Полянскому району РМ. с 12 на 13 сентября 2010 года она находился на очередном дежурстве. 13 сентября 2010 года примерно в 4 часа 20 минут он в составе следственно-оперативной группы выехал на место дорожно-транспортного происшествия, имевшего место на 450 километре государственной дороги «М-5 Урал», расположенном на территории Зубово-Полянского района РМ. По прибытии на место ДТП, на месте ДТП были обнаружены две автомашины, а именно, автомобиль марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ..., задние колеса которого находились на обочине дороги по ходу движения из гор.Москвы в направлении гор.Пенза. Правое переднее колесо данного автомобиля находилось на этой же обочине дороги. Левое переднее колесо данной автомашины находилось на проезжей части дороги. Также на месте ДТП находилась автомашина марки«Мицубиси Лансер 1, 6SТV », государственный регистрационный знак .... которая большей частью, а именно передней, находилась на полосе движения по направлению из г.Москвы. Между передними частями данных автомобилей находились множественные осколки стекла и деталей автомобилей, где и было определено место столкновения вышеуказанных автомобилей. Все осколки, а также место столкновения располагались на полосе движения по направлению из г.Москвы. На проезжей части дороги на правой стороне движения по направлению из г.Москвы имелись следы торможения колес от автомобиля марки «ВАЗ-21124». Следы торможения проходили вдоль правого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы. Вся обстановка на месте происшествия, следы и предметы, относящиеся к ДТП были зафиксированы на схеме и в протоколе осмотра места происшествия, который был прочитан всем участникам осмотра места происшествия и они в них расписались. В момент составления процессуальных документов видимость на дороге была хорошая, дорожное покрытие было сухое, осадков не было. Поскольку его стаж работы в качестве эксперта-криминалиста составляет 19 лет, ему часто приходилось выезжать на место дорожно-транспортных происшествий, то он с уверенностью может сказать, что столкновение автомашиной произошло на полосе движения из гор.Москвы в направлении гор.Пенза.

Свидетель В.А. в судебном заседании показал, что на протяжении 8 лет он работает старшим государственным автоинспектором ОГИБДД ОВД по Зубово-Полянскому муниципальному району РМ. 12 сентября 2010 года он заступил на очередное суточное дежурство по ОГИБДД ОВД по Зубово-Полянскому району РМ. 13 сентября 2010 года примерно в 4 часа 20 минут на патрульной автомашине ГИБДД он выехал на место дорожно-транспортного происшествия, имевшего место на 450 километре государственной дороги «М-5 Урал», расположенном на территории Зубово-Полянского района РМ. По прибытии на место ДТП, на месте ДТП находились две автомашины, а именно, автомобиль марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ..., задние колеса которого находились на обочине дороги по ходу движения из гор.Москвы в направлении гор.Пенза. Правое переднее колесо данного автомобиля находилось на этой же обочине дороги. Левое переднее колесо данной автомашины находилось на проезжей части дороги. Также на месте ДТП находилась автомашина марки«Мицубиси-Лансер 1, 6SТV », государственный регистрационный знак .... которая большей частью, а именно передней, находилась на полосе движения по направлению из г.Москвы. Между передними частями данных автомобилей находились множественные осколки стекла и деталей автомобилей, где и было определено место столкновения вышеуказанных автомобилей. Все осколки, а также место столкновения располагались на полосе движения по направлению из г.Москвы. На проезжей части дороги на правой стороне движения по направлению из г.Москвы имелись следы торможения колес от автомобиля марки «ВАЗ-21124». Следы торможения проходили вдоль правого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы. Вся обстановка на месте происшествия, следы и предметы, относящиеся к ДТП были зафиксированы на схеме и в протоколе осмотра места происшествия, который был прочитан всем участникам осмотра места происшествия и они в них расписались. В момент составления процессуальных документов видимость на дороге была хорошая, дорожное покрытие было сухое, осадков не было. За период работы в ОГИБДД ему часто приходилось выезжать на место дорожно-транспортных происшествий, то он с уверенностью может сказать, что столкновение автомашин произошло на полосе движения из гор.Москвы в направлении гор.Пенза. В момент осмотра места ДТП после аварии видимость была хорошая, дорожное покрытие сухое, осадков не было.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П.В. показал, что он работает в должности врача Зубово-Полянской ЦРБ. В Ночь с 12 на 13 сентября 2010 года он находился на очередном дежурстве. 13 сентября 2010 года примерно в 4 часа утра он выехал на место дорожно- транспортного происшествия, которое произошло на 450 километре Федеральной автодороги «М-5 УРАЛ», расположенном на территории Зубово-Полянского муниципального района РМ. По прибытию на место происшествия он увидел, что произошло столкновение автомобилей марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... и марки «Мицубиси Лансер 1, 6SТV », государственный регистрационный знак ... и имелись пострадавшие, которых было 5 человек. Всем пострадавшим была оказана первая необходимая медицинская помощь и все они были госпитализированы в Зубово-Полянскую ЦРБ. На месте происшествия он видел, что автомобиль марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... был расположен на полосе движения по направлению из г. Москвы, оба задних колеса данного автомобиля были расположены на правой обочине дороги по ходу движения из г. Москва. Переднее правое колесо автомобиля находилось на границе проезжей части дороги и правой обочины. Переднее левое колесо данного автомобиля находилось на дороге, рядом с краем проезжей части дороги. Автомобиль марки «Мицубиси-Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., который находился большей частью, а именно передней частью, на полосе движения по направлению из г.Москвы. Между передними частями данных автомобилей находились множественные осколки деталей автомобилей. Все осколки, а также место столкновения располагались на полосе движения по направлению из г-Москвы.

Свидетели А.Д., Р.Ш., Р.И. и Г.И. были надлежащим образом извещены о дне, времени и месте проведения судебного заседания, однако в судебное заседание не явились.

По ходатайству государственного обвинителя Гулина Д.П. и согласия всех участников процесса, в порядке ст.281 УПК РФ, в судебном заседании оглашены показания вышеперечисленных лиц, данные ими в стадии предварительного расследования при допросах в качестве свидетелей.

Допрошенные в стадии предварительного расследования в качестве свидетелей Р.И. и Г.И. показали,/ т.1. л.д.161-163.,173-175/ что 13 сентября 2010 года в ночное время они были приглашены сотрудниками милиции для участия в качестве понятых при осмотре места происшествия по факту дорожно-транспортного происшествия (ДТП), которое произошло на 450 километре Федеральной автодороги «М-5 УРАЛ». Произошло столкновение автомобилей марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... и марки «Мицубиси-Лансер 1, 6 SТV » государственный регистрационный знак ... и имелись пострадавшие, которых отправили в больницу. Сотрудники милиции на месте происшествия в их присутствии составили протокол осмотра места происшествия, а также схему к нему и. производили фотографирование. Транспортные средства, причастные к данному дорожно-транспортному происшествию, располагались следующим образом: автомобиль марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... был расположен на. полосе движения по направлению из г. Москвы в направлении г.Самара, оба задних колеса данного автомобиля были расположены на правой обочине по ходу движения из г.Москвы. Переднее правое колесо автомобиля находилось на границе проезжей части дороги и правой обочины. Переднее левое колесо данного автомобиля находилось на дороге, рядом с краем проезжей части дороги. Автомобиль марки «Мицубиси-Лансер 1, 6 SТV », государственный регистрационный знак ..., который находился большей частью, а именно передней на полосе движения по направлению из г.Москвы в сторону г.Самары. Между передними частями данных автомобилей находились множественные осколки деталей автомобилей, где и было определено место столкновения вышеуказанных автомобилей. Все осколки, а также место столкновения располагались на полосе движения по направлению из г. Москвы в сторону г. Самары. На проезжей части дороги, на правой стороне движения по направлению из г.Москвы имелись следы торможения колес от автомобиля марки «ВАЗ-21124». Следы торможения проходили вдоль правого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы. Вся обстановка на месте происшествия, следы и предметы относящиеся к ДТП были зафиксированы на схеме и в протоколе осмотра места происшествия, которые ему и второму понятому были прочитаны вслух и они в них расписались.

Свидетель Р.Ш. в стадии предварительного следствия показал, что / т.2., л.д.4-6/.,13 сентября 2010 года примерно в 3 часа 20 минут он, управляя автомобилем марки «ВАЗ-2110», следовал по Федеральной автодороге «М-5 УРАЛ» и, не доезжая с.Аким-Сергеевки Зубово-Полянского муниципального района РМ, впереди в свете фар автомобиля он увидел на проезжей части дороги два автомобиля с механическими повреждениями. Он сразу же остановил свой автомобиль. Выйдя из автомобиля, он увидел автомобиль марки «ВАЗ-2112» с механическими повреждениями, который находился практически на правой обочине по ходу движения в сторону г. Пензы и автомобиль марки «Мицубиси Лансер», с механическими повреждениями, который находился на проезжей части дороги, большей частью, а именно передней на полосе движения по направлению в сторону г.Пензы. Он понял, что произошло столкновение вышеуказанных автомобилей. Как произошло данное ДТП, он не видел. К месту происшествия он подъехал первым. Затем он подошел к автомобилю марки «ВАЗ-2112», в нем находились 3 человека, водитель и два пассажира. На заднем пассажирском сиденье данного автомобиля находился парень, который был без сознания. За рулевым управлением данного автомобиля находился парень, у которого была сломана нога, а третий парень находился на переднем пассажирском сиденье. В автомобиле марки « Мицубиси Лансер» находились два человека, водитель и пассажир, последний сидел на переднем пассажирском сиденье. На место происшествия была вызвана скорая медицинская помощь и милиция. Всех пострадавших из обоих автомобилей отправили в больницу. Приехавшим на место происшествия сотрудникам милиции, он на листочке написал свои данные и уехал. Когда он находился на месте происшествия, то видел, что все предметы, относящиеся к данному дорожно-транспортному происшествию, а именно автомобили, осколки стекол и деталей автомобилей находились на полосе движения по направлению к г. Пензе. У столкнувшихся автомобилей марки «ВАЗ-2112» и марки «Мицубиси Лансер» были повреждены в основном передние левые части.

Допрошенный в стадии предварительного расследования в качестве свидетеля А.Д. показал / т.1., л.д.43-44/., 13 сентября 2010 года примерно в 3 часа 15 минут он следовал в направлении гор.Самара по 450 километру гос.дроги ФАД М 5 Урал. В этот момент он увидел на указанной автодороге ДТП, столкнулись две автомашины, а именно, автомашина марки «ВАЗ 2112» и «Мицубиси-Лансер». Остановив свою автомашину, он сразу же подошел к столкнувшимся транспортным средствам. В салоне автомашины марки «ВАЗ 2112» он увидел на водительском сидении человека, который находился в сознании и у последнего был открытый перелом ноги. Возле данной автомашины на обочине дороги находились еще два парня, как он понял, это были пассажиры с данной автомашины. Затем с другими присутствующими людьми стал извлекать водителя автомашины «ВАЗ 2112». Приехала автомашина скорой помощи и увезла данного парня. Кто извлекал двух парней из салона данной автомашины, он сказать не может. Он после этого уехал.

Доказательствами виновности Носенко В.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ являются материалы уголовного дела, оглашенные и исследованные в судебном заседании по ходатайствам сторон, а именно:

-протокол осмотра места происшествия, а также приложенные к нему схема и фототаблица, согласно которых было установлено, что проезжая часть 450 километра «ФАД М5-УРАЛ», расположенном на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, горизонтального профиля, асфальтированная, без дефектов и находилась в сухом состоянии. Ширина проезжей части равна 7.6 метра. На проезжей части дороги имеется горизонтальная разметка по середине проезжей части дороги в виде белой прерывистой линии. Обочины дороги из твердого грунта, ширина левой обочины равняется 4, 57 метра, правой равняется - 5,55 метра. Автомобиль марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... расположен на расстоянии 26 метров от километрового указателя «450 км.». Оба задних колеса данного автомобиля расположены на правой обочине по ходу движения из г.Москва. Расстояние от заднего левого колеса данного автомобиля до края проезжей части дороги равняется 0, 6 метра. Переднее правое колесо автомобиля находится на границе проезжей части дороги и правой обочины. Переднее левое колесо данного автомобиля находится на дороге на расстоянии 0, 5 метра от правого края проезжей части дороги. Также на проезжей части дороги расположен автомобиль марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., который находится левым задним колесом на расстоянии 3, 9 метра от левого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы, правым задним колесом на расстоянии 2, 8 метра от того же края проезжей части дороги. Расстояние от переднего левого колеса до правого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы равняется 3, 1 метра. Расстояние от левого переднего колеса автомобиля марки «ВАЗ- 21124» до правого переднего колеса автомобиля марки «Мицубиси- Лансер 1, 6 SТV » равняется 2, 7 метра. Между передними частями данных автомобилей находятся множественные осколки деталей автомобилей. На проезжей части дороги, на правой стороне движения по направлению из г.Москвы имеются следы торможения (юза) колес от автомобиля марки «ВАЗ-21124», общей протяженностью 19, 8 метра. Начало следов торможения находится на расстоянии 0,8 метра от правого края проезжей части дороги по ходу движения из г.Москвы и оканчивается на расстоянии 0, 5 метра от того же края проезжей части дороги/т.1 л.д.8-17/.,

-протокол осмотра автомобиля марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ..., а также приложенная к нему фототаблица, согласно которых на данном автомобиле имеются следующие механические повреждения: деформированы крыша, передняя левая дверь, задняя левая дверь, передняя правая дверь, задняя крышка багажника, переднее левое крыло, переднее правое крыло, отсутствует передний бампер, декоративная решетка, треснуто переднее лобовое стекло, разбито заднее стекло, разбито стекло передней левой двери, отсутствуют передние блок фары, деформирован моторный отсек/т.1 л.д.27-32/.,

-протокол осмотра автомашины марки «Мицубиси- Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., а также приложенная к нему фототаблица, согласно которых на данном автомобиле имеются следующие механические повреждения: разбито переднее лобовое стекло, стекло левой передней двери, треснуто левое зеркало заднего вида, деформирована передняя часть автомобиля, капот, оба передних крыла, левая передняя дверь, ветровая рамка, разбиты обе передние фары, деформирован радиатор, разбит передний бампер, деформированы пластины переднего регистрационного знака, левый порог, сломана панель приборов. На левом углу переднего бампера имеется отпечатанное изображение черного цвета в виде цифр «8,9». Давление во всех четырех колесах автомашины в норме. В салоне автомашины с пассажирской стороны сработала подушка безопасности/т.1 л.д.89-97/.,

-заключение судебно-медицинского эксперта за № 144 от 18 ноября 2010 года и дополнительное заключение судебно-медицинского эксперта за № 145 от 18 ноября 2010 года, согласно выводам которых, следовавшему в качестве пассажира в автомобиле марки «ВАЗ-21124» М.П. причинены следующие телесные повреждения: .... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение тяжкого вреда его здоровью по признаку опасности для жизни и повлекли за собой его смерть. Учитывая ..., при значительной деформации автомобиля, нахождение М.П. в момент ДТП на заднем пассажирском сидении автомобиля не исключается/т.1 л.д.50-51, 134-136/.,

-заключение судебно-медицинской экспертизы за № 378 от 8 ноября 2010 года и дополнительное заключение судебно-медицинского эксперта за № 379 от 08 ноября 2010 года, согласно выводам которых, водителю автомобиля марки «ВАЗ- 21124» П.А. причинены следующие телесные повреждения: .... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение тяжкого вреда его здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть. Учитывая наличие ...

... и при значительной деформации автомобиля с разбитым передним левым боковым стеклом, нахождение П.А. в момент ДТП за рулевым управлением вышеуказанного автомобиля не исключается/ т.1 л.д.57-58,142-144/.,

-заключение судебно-медицинской экспертизы за № 375 от 08 ноября 2010 года, согласно которого следовавшему в качестве пассажира в автомобиле марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV » А.В. причинены следующие телесные повреждения: .... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение тяжкого вреда его здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности, не менее чем на одну треть/т.1 л.д.71-72/.,

-заключение судебно-медицинской экспертизы за № 377 от 08 ноября 2010 года, согласно вывода которой, следовавшему в качестве пассажира в автомобиле, марки «ВАЗ-21124» Л.А. причинены следующие телесные повреждения: ..... Все вышеуказанные телесные повреждения в своей совокупности повлекли за собой причинение средней тяжести вреда его здоровью по признаку длительного расстройства здоровья, продолжительностью свыше 3 недель/т.1 л.д.78-79/.,

-заключение судебно-автотехнической экспертизы за № 1645/05-01; 1646/05-01 от 8 ноября 2010 года, согласно выводам которой, скорость движения автомобиля марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... составляла свыше 62, 5 км/час. В данном конкретном случае водитель автомобиля марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ... Носенко В.Н. должен был руководствоваться и действовать, согласно требованиям пунктов 1.5, 9.1, 9.10 и 10.1 Правил дорожного движения РФ. Действия водителя П.А. не расходились с требованиями Правил дорожного движения РФ. Исходя из вещной обстановки на месте происшествия следует, что место столкновения автомобиля марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ... под управлением водителя Носенко В.Н. и автомобиля марки «ВАЗ-21124», государственный регистрационный знак ... под управлением водителя П.А. было расположено на стороне дороги, предназначенной для движения в сторону г. Пензы, то есть столкновение произошло на полосе движения автомобиля марки «ВАЗ- 21124», государственный регистрационный знак ... под управлением водителя П.А./т.1 л.д.114-120/..

В совокупности исследованных в судебном заседании доказательств суд находит, что вина Носенко В.Н. доказана и в его действиях содержится состав преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, т.е. нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также повлекшее по неосторожности смерть человека, поскольку в судебном заседании установлено, что 13 сентября 2010 года примерно в 3 часа 20 минут, точное время в судебном заседании не установлено, водитель Носенко В.Н., управляя своим личным автомобилем марки «Мицубиси-Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., следуя по 450 километру Федеральной автодороги «М-5 Урал», расположенному на территории Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, в нарушение п.п.1.5.,9.1.,9.10 И 10.1 Правил дорожного движения, выехал на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомашиной марки «ВАЗ- 21124», государственный регистрационный знак ... под управлением водителя П.А.. В результате данного дорожно-транспортного происшествия водителю автомашины марки «ВАЗ- 21124», государственный регистрационный знак ... П.А. и следовавшему с ним в салоне автомашины в качестве пассажира М.П. были причинены телесные повреждения, повлекшие у них причинение тяжкого вреда здоровью. От данных телесных повреждений М.П. скончался.

Пассажиру автомашины марки «Мицубиси-Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ... А.В. были причинены телесные повреждения повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью.

При назначении Носенко В.Н. вида и меры наказания по ч.1 ст.58 УК РФ Носенко В.Н. следует назначить отбывание наказания в колонии- поселении.

Подлежит сохранить за потерпевшим П.А. право обращения в суд в порядке гражданского производства о взыскании с подсудимого Носенко В.Н. в счет возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда определенных сумм.

Вещественные доказательства : автомашина марки «ВАЗ- 21124», государственный регистрационный знак В 989 ВМ/13, находящаяся на ответственном хранении у С.А., и автомашина марки «Мицубиси Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., находящаяся на ответственном хранении у Носенко В.Н., подлежат передаче последним по принадлежности.

Руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л:

Носенко В.Н. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде лишения свободы сроком на 3 /три/ года с отбыванием наказания в колонии - поселении с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3/три/ года.

Меру пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении в отношении Носенко В.Н. оставить без изменения до надлежащего исполнения приговора.

Срок отбывания наказания Носенко В.Н. исчислять с момента его прибытия в колонию - поселение.

Зачесть Носенко В.Н. в срок отбытия наказания время его следования к месту отбытия наказания в соответствие с предписанием, из расчета один день за один день.

Разъяснить Носенко В.Н., что к месту отбытия наказания ему следует следовать за счет государства самостоятельно, по мере вступления приговора в законную силу, согласно предписания территориального органа уголовно-исполнительной системы о направлении его к месту отбывания наказания.

Сохранить за потерпевшим П.А. право обращения в суд в порядке гражданского производства о взыскании с подсудимого Носенко В.Н. в счет возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда определенных сумм.

Вещественные доказательства : автомашину марки «ВАЗ- 21124», государственный регистрационный знак ..., находящуюся на ответственном хранении у С.А., и автомашину марки «Мицубиси- Лансер 1, 6 SТV», государственный регистрационный знак ..., находящуюся на ответственном хранении у Носенко В.Н., передать им по принадлежности.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд РМ в течение 10 суток со дня его провозглашения через Зубово-Полянский районный суд РМ.

Разъяснить осужденному Носенко В.Н., что в случае подачи кассационной жалобы либо кассационного представления, он имеет право ходатайствовать о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья Зубово-Полянского районного суда РМ                 В.В.Шиндин

Кассационным определением Верховного Суда РМ приговор был оставлен без изменения 09.11.2011 г.