Об индексации ежемесячной денежной компенсации и взыскании неполученных средств



Дело 2-538/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

**.**.**** года п.Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Неяскина Е.С.,

при секретаре Антоновой О.А.

с участием помощника прокурора Зубово - Полянского района РМ Устинова С.В.,

истца В.С.

представителя ответчика ГУ «Социальная защита населения» по Зубово - Полянскому району РМ Л.П. действующего на основании доверенности выданной **.**.**** года.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.С. к ГУ «Социальная защита населения» по Зубово - Полянскому району РМ об индексации ежемесячной денежной компенсации и взыскании неполученных за прошлое время денежных сумм, суд

УСТАНОВИЛ:

В.С. обратился в Зубово - Полянский районный суд РМ с иском об индексации ежемесячной денежной компенсации и взыскании неполученных за прошлое время денежных сумм указывая при этом, что он был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС с **.**.**** года по **.**.**** года.

Заключением учреждения медико-социальной экспертизы ему установлено:

  • **.**.**** года - вторая группа инвалидности вследствие заболевания, связанного с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (справка Номер обезличен):
  • **.**.**** года - третья группа инвалидности вследствие заболевания, связанного с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС до **.**.**** года (справка Номер обезличен).

Впервые возмещение вреда было ему назначено с **.**.**** года.

Как инвалиду третьей группы вследствие чернобыльской катастрофы ответчик производит ему выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - базовый Закон), размер которой с **.**.**** года составляет 2 476,76 руб.

Однако с размером ежемесячной денежной компенсации он не согласен, поскольку указанная выплата проиндексирована ответчиком за период с **.**.**** года по **.**.**** года исходя из уровня инфляции, а не с применением индексов роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия, как это предусмотрено было действующим законодательством, что привело к существенному уменьшению размера причитающейся ему выплаты.

Между тем часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

При этом Конституционный Суд РФ в определении от 4 октября 2005 года №364-0 указал, что решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.

До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация ежемесячной денежной компенсации исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5- ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации ( постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П).

Следовательно, при исчислении ежемесячной денежной компенсации базовый размер указанной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия с 1 января 2002 года - в 1,297 раза, с 1 января 2003 года - в 1,275 раза, с 1 января 2004 года - в 1.144 раза.

После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года №31 -ФЗ).

В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 19 июня 2002 года - в 1.12 раза, с 1 января 2003 года - в 1,12 раза, с 1 января 2004 года - в 1.1 раза, с 1 января 2005 года - в 1.11 раза, с 1 января 2006 года - в 1.09 раза, с 1 января 2007 г. - в 1.08 раза, с 1 января 2008 года - в 1,105 раза, с 1 января 2009 года - в 1.13 раза, с 1 января 2010 года - в 1.1 раза (Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847. от 7 мая №292. от 24 марта 2006 года №163, от 25 апреля 2006 года №246. от 3 марта 2007 года №143. от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года №914. от 16 декабря 2009 года № 1024 )

Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда здоровью не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с **.**.**** года но **.**.******.**.**** года наиболее благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года №364-О).

Очевидно, что для истца наиболее благоприятным будет такой критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с **.**.**** года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с **.**.**** года, повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции.

Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате истцу:

  • с **.**.**** года, составляет 5 249.76 руб. (2 500 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1.11):

с **.**.**** года, составляет 5 722.24 руб. (5 249.76 руб. х 1,09);

  • с **.**.**** года, составляет 6 180.02 руб. (5 722.24 руб. х 1.08);
  • с **.**.**** года, составляет 6 828,92 руб. (6 180,02 руб. х 1.105);
  • с **.**.**** года, составляет 7 716,68 руб. (6 828,92 руб. х 1,13);
  • с **.**.**** года в связи с изменением группы инвалидности составляет 3 086.67 руб. (1 000 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13) (в силу пункта 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, при пересмотре размера денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца следующего за месяцем подачи заявления ):
  • с **.**.**** года, составляет 3 395.34 руб. (3 086.67 руб. х 1.1).

Таким образом, исходя из наиболее благоприятного для него критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей выплате истцу с **.**.**** года, должен составлять 3 395,34 руб.

В силу статьи 42 Конституции РФ и статьи 3 Закона РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство взяло на себя обязательство возместить ему вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом в Постановлении ог 1 декабря 1997 года №18-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимом) и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

В последующем вышеизложенная правовая позиция неоднократно приводилась в судебных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 19 июня 2002 года №11-П, Определение от 3 ноября 2006 года №445-0 и др.).

Из личного дела В.С., а также из справки государственного учреждение «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» о фактически произведенных выплатах усматривается, что ответчик производит истцу выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, не в полном объеме.

Согласно определению Конституционного Суда РФ ог 3 ноября 2006 года №445-0 и в соответствии с обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года абзац четвертый статьи 208 Гражданского кодекса РФ к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. применению не подлежит.

Следовательно, с ответчика подлежат взысканию неполученные истцом суммы ежемесячной денежной компенсации за период с **.**.**** года по **.**.**** года включительно в размере 99 633,76 рублей согласно прилагаемому расчету.

На основании изложенного просит взыскать с государственного учреждения «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» за счет средств федерального бюджета в его пользу неполученные суммы ежемесячной денежной компенсации за период с **.**.**** года по **.**.**** года включительно в размере 99 633 (Девяноста девяти тысяч шестисот тридцати трех) рублей 76 копеек. Взыскать с государственного учреждения «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с **.**.**** года, ежемесячную денежную компенсацию в размере 3 395,34 рублей ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ «Социальная защита населения» по Зубово - Полянскому району РМ Л.П. действующая на основании доверенности просила в удовлетворении исковых требований В.С. отказать по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление от **.**.**** года ...

В судебном заседании помощник прокурора Зубово - Полянского района РМ возражал в удовлетворении исковых требований заявителя указывая при этом, что ГУ «Социальная защита населения» по Зубово - Полянскому муниципальному району РМ все выплаты истцу В.С. произведены правильно соответствии с действующим законодательством.

Изучив письменные материалы выслушав, истца, представителя ответчика и помощника Прокурора Зубово - Полянского района РМ, суд приходит к выводу, что требования В.С. об индексации ежемесячной денежной компенсации и взыскании неполученных за прошлое время денежных сумм удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В.С. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по направлению райвоенкомата с **.**.**** года по **.**.**** года ...

Согласно выписки из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы к справке Номер обезличен следует, что В.С. после освидетельствования проходившего в период с **.**.**** по **.**.**** года установлена вторая группа инвалидности в срок по **.**.**** года ...

Согласно решения межведомственного экспертного совета за исходящим Номер обезличен от **.**.**** года следует, что Санкт - Петербургский межведомственный экспертный совет на заседании Номер обезличен от **.**.**** года рассмотрел представленную медицинскую документацию гражданина В.С. на предмет установления причинной связи заболеваний с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. В заключении указано, что заболевание и инвалидность связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭСл...

С заявлением о производстве выплат в счет возмещения вреда В.С. в Зубово - Полянский отдел социальной защиты населения обратился **.**.**** года ...

Из пункта 15 статьи 14 Федерального Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года с последующими изменениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Согласно решения заведующего Зубово - Полянским отделом социальной защиты населения от **.**.**** года Номер обезличен следует, что В.С. назначены выплаты по возмещению вреда с **.**.**** года по **.**.**** года в сумме 2500 рублей ...

Согласно распоряжения Зубово - Полянского отдела социальной защиты населения от **.**.**** года сумма возмещения вреда выплачиваемая В.С. пересчитана и установлена в сумме 3450 рублей на период с **.**.**** года по **.**.**** год ...

В последующем производимые В.С. выплаты в счет возмещения вреда индексировались согласно уровня инфляции ..., устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, что соответствует Федеральному закону № 31-ФЗ от 26.04.2004 года « О внесении изменений в статью 5 закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» и в статью 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» из которого следует, что размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".

Согласно пункта 7 порядка выплат денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 следует, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Законность указанного пункта проверялась Верховным Судом РФ и из решения Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2001 № ГКПИ 2001 - 1514 следует, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменениями группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством РФ случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Согласно справке серии Номер обезличен выданной **.**.**** года Федеральным Государственным учреждением медико - социальной экспертизы следует, что В.С. после повторного освидетельствования в период с **.**.**** года по **.**.**** год установлена третья группа инвалидности ....

Согласно распоряжения ГУ «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району РМ» от **.**.**** года сумма возмещения вреда выплачиваемая В.С. с учетом изменения группы инвалидности установлена в размере 2251 на период с **.**.**** года по **.**.**** год ...

Согласно распоряжения ГУ «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району РМ» от **.**.**** года сумма возмещения вреда выплачиваемая В.С. установлена в размере 2476,76 на период с **.**.**** года по **.**.**** год ...

Из постановления правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в размере :

инвалидам I группы - 12383,84

инвалидам II группы - 6191,93

инвалидам III группы - 2476,76.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что требования В.С. о взыскании с государственного учреждения «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району РМ» за счет средств федерального бюджета в его пользу неполученные суммы ежемесячной денежной компенсации за период с **.**.**** года по **.**.**** года включительно в размере 99 633 рублей 76 копеек удовлетворению не подлежат. В.С. с заявлением в отдел социальной защиты населения о производстве выплат ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда обратился **.**.**** года после чего ему были назначены ежемесячные выплаты которые в последующем индексировались согласно действующего законодательства. Представленные В.С. в суд расчеты ежемесячных выплат неправильные и не соответствуют действующему на тот период и на данный момент законодательству.

Требования В.С. в части взыскания с государственного учреждения «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району Республики Мордовия» за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с **.**.**** года, ежемесячную денежную компенсацию в размере 3395 рублей 34 копейки ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке также удовлетворению не подлежат так постановлением правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам III группы в размере 2476 рублей 76 копеек а ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда В.С. производятся в размере 2476 рублей 76 копеек то есть в размере установленном законом.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований В.С. о взыскании с государственного учреждения «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району РМ» за счет средств федерального бюджета в его пользу неполученные суммы ежемесячной денежной компенсации за период с **.**.**** года по **.**.**** года включительно в размере 99 633 рублей 76 копеек отказать.

В удовлетворении исковых требований В.С. о взыскании с государственного учреждения «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району Республики Мордовия» за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с **.**.**** года, ежемесячную денежную компенсацию в размере 3395 рублей 34 копейки ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения с подачей жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Судья подпись Е.С. Неяскин

Копия верна

судья Е.С. Неяскин

Секретарь судебного

заседания О.А. Антонова