Дело № 2-297 /2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 апреля 2010 года р.п.Зубова Поляна
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Заренковой Н.Е.
при секретаре Медведевой Н.Ф.
с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Исаева С.Н.,
представителя ответчика - Главы администрации Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Учаева И.И.., действующего на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующим раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Старобадиковском сельском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 13 апреля 2009 года №3,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Старобадиковском сельском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 13 апреля 2009 года №3.
В обоснование заявленных требований указывает, что решением Совета депутатов Старобадиковского сельского поселения № 3от 13.04.2009 года утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в Старобадиковском сельском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
Указанное решение опубликовано в газете Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия «Вестник» № 28 от 13.04.2009 года.
Разделом 4 указанных Правил регламентированы вопросы санитарного содержания территории Старобадиковского сельского поселения, что противоречит действующему законодательству.
Так, Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ из статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» исключена норма о праве органов местного самоуправления устанавливать порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. Указанными Правилами определен порядок содержания придомовой территории, в том числе внешнее благоустройство зданий и территорий, уборка придомовой территории и ее организация, санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов, озеленение. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, в пункте 3 которого указано, что Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, соблюдение которых является обязательным как для физических, так и для юридических лиц на всей территории РФ.
Таким образом, нормы Правил благоустройства, чистоты и порядка, регламентирующие вопросы санитарного содержания территории Старобадиковского сельского поселения, противоречат действующему законодательству.
Кроме того, в силу п.п. 1 п. 61 Правил запрещается самовольно устанавливать торговые киоски, павильоны, лотки и гаражи.
Указанная норма Правил является незаконной и подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В силу п.п. 2 п. 17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие объекта капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, для возведения торговых киосков, павильонов и лотков, разрешения не требуется и эти объекты временного характера могут быть возведены на принадлежащих гражданам и юридическим лицам земельных участках самостоятельно.
Кроме того, согласно п. 65 Правил юридические и физические лица, занимающиеся общественным питанием и бытовым обслуживанием, должны оборудовать витрины специальной осветительной арматурой.
Данный пункт Правил является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Таким образом, установление обязанности оборудования витрин специальной осветительной арматурой для лиц, занимающихся общественным питанием и бытовым обслуживанием, вводит для них дополнительные ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, что является недопустимым.
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Исаев С.Н., заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Главы администрации Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Учаев И.И. в судебном заседании требования и.о. прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия признал, и не возражает в их удовлетворении.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление и.о. прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета депутатов Старобадиковского сельского поселения № 3от 13.04.2009 года утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в Старобадиковском сельском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
Указанное решение опубликовано в газете Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия «Вестник» № 28 от 13.04.2009 года.
Разделом 4 указанных Правил регламентированы вопросы санитарного содержания территории Старобадиковского сельского поселения, что противоречит действующему законодательству.
Так, Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ из статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» исключена норма о праве органов местного самоуправления устанавливать порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. Указанными Правилами определен порядок содержания придомовой территории, в том числе внешнее благоустройство зданий и территорий, уборка придомовой территории и ее организация, санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов, озеленение. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, в пункте 3 которого указано, что Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, соблюдение которых является обязательным как для физических, так и для юридических лиц на всей территории РФ.
Таким образом, нормы Правил благоустройства, чистоты и порядка, регламентирующие вопросы санитарного содержания территории Старобадиковского сельского поселения, противоречат действующему законодательству.
Кроме того, в силу п.п. 1 п. 61 Правил запрещается самовольно устанавливать торговые киоски, павильоны, лотки и гаражи.
Указанная норма Правил является незаконной и подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В силу п.п. 2 п. 17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие объекта капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, для возведения торговых киосков, павильонов и лотков, разрешения не требуется и эти объекты временного характера могут быть возведены на принадлежащих гражданам и юридическим лицам земельных участках самостоятельно.
Кроме того, согласно п. 65 Правил юридические и физические лица, занимающиеся общественным питанием и бытовым обслуживанием, должны оборудовать витрины специальной осветительной арматурой.
Данный пункт Правил является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Таким образом, установление обязанности оборудования витрин специальной осветительной арматурой для лиц, занимающихся общественным питанием и бытовым обслуживанием, вводит для них дополнительные ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, что является недопустимым.
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости признания недействующим раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Старобадиковском сельском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия утвержденного решением Совета депутатов Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 13 апреля 2009 года №3.
С учетом требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с администрацииСтаробадиковского сельскогогородского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующим, со дня вступления настоящего решения в законную силу, раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Старобадиковском сельском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Старобадиковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 13 апреля 2009 года №3.
Взыскать с администрацииСтаробадиковского сельскогопоселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, с. Старое Бадиково, ..., государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения.
Председательствующий Н.Е. Заренкова