О признании недействующим раздела Правил благоустройства, чистоты и порядка, утвержденного решением Совета депутатов



Дело № 2-280 /2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 апреля 2010 года р.п.Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Заренковой Н.Е.

при секретаре Медведевой Н.Ф.

с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Устинова С.В.,

представителя ответчика - ... администрации Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Дубровского В.С., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующим раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Зубово-Полянском городском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 23 июня 2009 года №14/4.,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Зубово-Полянском городском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 23 июня 2009 года №14/4.,

В обоснование заявленных требований указывает, что решением Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения № 14/4от 23.06.2009 года утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в Зубово-Полянском городском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Указанное решение опубликовано в газете Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия «Зубово - Полянский Вестник» № 35 от 23.06.2009 года.

Разделом 4 указанных Правил регламентированы вопросы санитарного содержания территории Зубово-Полянского городского поселения, что противоречит действующему законодательству.

Так, Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ из статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» исключена норма о праве органов местного самоуправления устанавливать порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. Указанными Правилами определен порядок содержания придомовой территории, в том числе внешнее благоустройство зданий и территорий, уборка придомовой территории и ее организация, санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов, озеленение. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, в пункте 3 которого указано, что Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, соблюдение которых является обязательным как для физических, так и для юридических лиц на всей территории РФ.

Таким образом, нормы Правил благоустройства, чистоты и порядка, регламентирующие вопросы санитарного содержания территории Зубово-Полянского городского поселения, противоречат действующему законодательству.

Кроме того, в силу п.п. 1 п. 61 Правил запрещается самовольно устанавливать торговые киоски, павильоны, лотки и гаражи.

Указанная норма Правил является незаконной и подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В силу п.п. 2 п. 17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).

В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие объекта капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, для возведения торговых киосков, павильонов и лотков, разрешения не требуется и эти объекты временного характера могут быть возведены на принадлежащих гражданам и юридическим лицам земельных участках самостоятельно.

Кроме того, согласно п. 65 Правил юридические и физические лица, занимающиеся общественным питанием и бытовым обслуживанием, должны оборудовать витрины специальной осветительной арматурой.

Данный пункт Правил является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Таким образом, установление обязанности оборудования витрин специальной осветительной арматурой для лиц, занимающихся общественным питанием и бытовым обслуживанием, вводит для них дополнительные ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, что является недопустимым.

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Устинов С.В., заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

... администрации Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Дубровский В.С. в судебном заседании требования и.о. прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия признал, и не возражает в их удовлетворении.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление и.о. прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения № 14/4от 23.06.2009 года утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в Зубово-Полянском городском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Указанное решение опубликовано в газете Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия «Зубово - Полянский Вестник» № 35 от 23.06.2009 года.

Разделом 4 указанных Правил регламентированы вопросы санитарного содержания территории Зубово-Полянского городского поселения, что противоречит действующему законодательству.

Так, Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ из статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» исключена норма о праве органов местного самоуправления устанавливать порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. Указанными Правилами определен порядок содержания придомовой территории, в том числе внешнее благоустройство зданий и территорий, уборка придомовой территории и ее организация, санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов, озеленение. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, в пункте 3 которого указано, что Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, соблюдение которых является обязательным как для физических, так и для юридических лиц на всей территории РФ.

Таким образом, нормы Правил благоустройства, чистоты и порядка, регламентирующие вопросы санитарного содержания территории Зубово-Полянского городского поселения, противоречат действующему законодательству.

Кроме того, в силу п.п. 1 п. 61 Правил запрещается самовольно устанавливать торговые киоски, павильоны, лотки и гаражи.

Указанная норма Правил является незаконной и подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В силу п.п. 2 п. 17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).

В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие объекта капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, для возведения торговых киосков, павильонов и лотков, разрешения не требуется и эти объекты временного характера могут быть возведены на принадлежащих гражданам и юридическим лицам земельных участках самостоятельно.

Кроме того, согласно п. 65 Правил юридические и физические лица, занимающиеся общественным питанием и бытовым обслуживанием, должны оборудовать витрины специальной осветительной арматурой.

Данный пункт Правил является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Таким образом, установление обязанности оборудования витрин специальной осветительной арматурой для лиц, занимающихся общественным питанием и бытовым обслуживанием, вводит для них дополнительные ограничения, не предусмотренные действующим законодательством, что является недопустимым.

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости признания недействующим раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Зубово-Полянском городском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия утвержденного решением Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 23 июня 2009 года №14/4.

С учетом требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с администрацииЗубово-Полянскогогородского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать недействующим, со дня вступления настоящего решения в законную силу, раздела 4, подпункта 1 пункта 61, пункт 65 Правил благоустройства, чистоты и порядка в Зубово-Полянском городском поселении Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Зубово-Полянского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 23 июня 2009 года №14/4.,

Взыскать с администрацииЗубово-Полянского городскогопоселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский муниципальный район, р.п. Зубова Поляна, Почтовый переулок дом 6, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 (двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Н.Е. Заренкова