О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии



РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

10 декабря 2010 года пос.Зубова-Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бикмаевой Е.А., при секретаре Рыбиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тереховой Г.А. к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года № в части исключения Тереховой Г.А. с очереди на улучшение жилищных условий, восстановлении Тереховой Г.А. в очереди на улучшение жилищных условий по Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, и о признании Тереховой Г.А. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153,

УСТАНОВИЛ:

Терехова Г.А. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года № в части исключения Тереховой Г.А. с очереди на улучшение жилищных условий, восстановлении Тереховой Г.А. в очереди на улучшение жилищных условий по Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, и о признании Тереховой Г.А. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, указывая, что в ... году она поступила на работу в Учреждение ЖХ-... .... С ... года стала служить в войсковой части № .... В ... году она уволилась с уголовно-исполнительной системы МВД РФ. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 25 лет 00 месяцев 07 дней. С 5 августа 2003 года решение жилищно-бытовой комиссии ИК... ... была принята на учет на улучшение жилищных условий, как имеющую жилье в ветхом состоянии.

__.__.____ стала проживать по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. С ... года вместе с ней стал проживать внук- С.А., __.__.____ года рождения. Факт принятия ее на учет на получение и улучшение жилищных условий свидетельствует о том, что она включена в список- участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В августе месяце 2010 года ей стало известно, что она снята с очереди на получение и улучшение жилищных условий. При обращении в администрацию ИК... в ... ей пояснили, что она действительно исключена из списка очередников на улучшение жилищных условий, но решение жилищно-бытовой комиссии ИК... на руки не дали.

Примерно в середине сентября месяца она вновь обратилась в ФБУ ИК... ..., где ей выдали выписку из протокола № от 15 марта 2010 года. О том, что 15 марта 2010 года будет заседание жилищно-бытовой комиссии ИК..., ее никто не уведомлял, об этом она узнала только в сентябре месяце 2010 года. Не согласившись с решением жилищно-бытовой комиссии ИК... от 15 марта 2010 года, она обратилась в администрацию ... сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ с просьбой обследовать ее квартиру. Комиссия в составе трех человек сделали описание внешних разрушений квартиры. Ей дали акт проверки жилищных условий от 30 сентября 2010 года. Комиссия ей ничего не пояснила, нужен ли капитальный ремонт и кто должен делать капитальный ремонт. В своем заключении комиссия указывает лишь отдельные разрушенные прогнившие части квартиры. Не согласившись с актом от 30 сентября 2010 года, она обратилась в межведомственную комиссию Зубово-Полянского муниципального района РМ с заявлением об обследовании ее квартиры.

Из акта обследования помещения видно, что она нуждается в улучшении жилищных условий без учета норм жилой площади. С момента ввода дома № по ... в ... году в эксплуатацию капитальный ремонт не производился.

После получения акта от 4 октября 2010 года она обратилась председателю жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... с просьбой о восстановлении ее в списке очередников на улучшение жилищных условий, представив им документы.

В ФБУ ИК... ей пояснили, что изучат документы. Через несколько дней ей юрист ИК... Н.А. пояснила, что в список очередников восстанавливать не будут и рекомендовала обратиться в суд.

Жилого дома или квартиры на праве собственности она не имеет. Считает, что она была поставлена на учет на получение и улучшение жилищных условий в августе месяце ... года законно и обоснованно.

Просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года № в части исключения Тереховой Г.А. с очереди на улучшение жилищных условий.

Обязать жилищно-бытовую комиссию ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия включить Терехову Г.А. в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» УФСИН России по Республике Мордовия на 2010 год.

В судебном заседании истица Терехова Г.А. свои исковые требования поддержала в полном объеме и кроме того пояснила и уточнила, что в ... году она поступила на работу в Учреждение ЖХ... .... С ... года стала служить в войсковой части № .... В ... году она уволилась с уголовно-исполнительной системы МВД РФ. Общая продолжительность службы составила 25 лет 00 месяцев 07 дней. С __.__.____ решение жилищно-бытовой комиссии ИК... ... была принята на учет на улучшение жилищных условий, как имеющую жилье в ветхом состоянии.

__.__.____ стала проживать по адресу: ... общей площадью ... кв.м. С ... года вместе с ней стал проживать внук- С.А., __.__.____ года рождения. Факт принятия ее на учет на получение и улучшение жилищных условий свидетельствует о том, что она включена в список- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В августе месяце 2010 года ей стало известно, что она снята с очереди на получение и улучшение жилищных условий. При обращении в администрацию ИК... в ... ей пояснили, что она действительно исключена из списка очередников на улучшение жилищных условий, но решение жилищно-бытовой комиссии ИК... на руки не дали.

Примерно в середине сентября месяца она вновь обратилась в ФБУ ИК... ..., где ей выдали выписку из протокола № от 15 марта 2010 года. О том, что 15 марта 2010 года будет заседание жилищно-бытовой комиссии ИК..., ее никто не уведомлял, об этом она узнала только в сентябре месяце 2010 года. Не согласившись с решением жилищно-бытовой комиссии ИК... от 15 марта 2010 года, она обратилась в администрацию ... сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ с просьбой обследовать ее квартиру. Комиссия в составе трех человек сделали описание внешних разрушений квартиры. Ей дали акт проверки жилищных условий от 30 сентября 2010 года. В своем заключении комиссия указывает лишь отдельные разрушенные прогнившие части квартиры. Не согласившись с актом от 30 сентября 2010 года, она обратилась в межведомственную комиссию Зубово-Полянского муниципального района РМ с заявлением об обследовании ее квартиры.

Из акта обследования помещения видно, что она нуждается в улучшении жилищных условий без учета норм жилой площади. С момента ввода дома № по ... в ... года в эксплуатацию капитальный ремонт не производился.

После получения акта от 4 октября 2010 года она обратилась председателю жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... с просьбой о восстановлении ее в списке очередников на улучшение жилищных условий, представив им документы.

Через несколько дней ей юрист ИК... Н.А. пояснила, что в список очередников восстанавливать не будут и рекомендовала обратиться в суд.

Жилого дома или квартиры на праве собственности она не имеет. Считает, что она была поставлена на учет на получение и улучшение жилищных условий в августе месяце ... года законно и обосновано.

Просит суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года № в части исключения ее с очереди на улучшение жилищных условий.

Восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий по ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия.

Признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 на 2010 год.

В судебном заседании представитель ответчика- ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия- старший юрисконсульт ИК... ...- Н.А. в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что __.__.____ в Учреждение ЖХ... обратилась Терехова Г.А. с заявлением от __.__.____ о постановке ее на очередь на улучшение жилой площади, так как жилье пришло в негодность. К данному заявлению прилагалась справка, гигиеническое заключение №, акт ЦГСЭН от __.__.____ о признании того, что жилое помещение - квартира по адресу: ... не соответствует санитарно-гигиеническим условиям проживания. На основании представленных документов протоколом ЖБК Учреждения ЖХ ... от __.__.____ № Терехова Г.А. была принята на учет на улучшение жилищных условий, как имеющую жилье в ветхом состоянии, общей площадью ... кв.м., с составом семьи ... человека.

В соответствии с п.17 Постановления Правительства РМ от 25.08.2005 года № 335 «Об утверждении правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» органы местного самоуправления, учреждения организации ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления, учреждение сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия лиц, состоящих на учете.

В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления, учреждение должны осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов.

При предоставлении изменившегося пакета документов Тереховой Г.А., (выписок из ФЛС от __.__.____, от __.__.____, справок от __.__.____, от __.__.____, выданными администрацией ... сельского поселения, выписок из домовой книги, акта проверки жилищных условий ) сведения о жилищных условиях о фактическом месте прописки и проживании Тереховой Г.А. изменились, а именно, Терехова Г.А. фактически сменила место жительства и стала проживать в квартире по адресу : ..., ввод в эксплуатацию данного жилого дома ... год, квартира общей площадью ... кв.м., прописаны она и внук (С.А.- ... года рождения) размер общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого прописанного изменились, на одного человека приходится ... кв.м. В акте проверки жилищных условий заявителя без номера и даты, выданного Администрацией ... сельского поселения не указано, что Терехова Г.А. нуждается в улучшении жилищных условий.

Признание помещения жилым помещением непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией ( санитарно-эпидемиологическая организация, органы здравоохранения, противопожарная служба и т.д.) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, с составлением соответствующих документов : заключение -акт межведомственной комиссии, распоряжение главы администрации, таковых документов Тереховой Г.А. представлено не было.

Таким образом, производя перерегистрацию граждан, стоящих на учете на получение и улучшение жилищных условий в ИК... протокол заседания ЖБК ИК... № от 26.02.2010 года, протокол заседания ЖБК ИК... № от 15.03.2010 года и в соответствии с п.2.ч 1 ст.56 ЖК РФ, Терехова Г.А. была снята с учета, как гражданин, утративший право стоять на данном учете. Согласно ст.49, ст. 52 ЖК РФ раздела 2 п.4.п.п.2,п.п.3 Постановления Правительства РМ от 25.08.2005 года № 335 основанием признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, признание гражданина малоимущим в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. Социальной учетной нормой жилья является размер площади, приходящийся на одного человека, который применяется при постановке граждан учет на получение и улучшение жилищных условий 12,5 кв.м., при предоставлении жилья применяется норма 18 м.кв.м. на одного человека, у Тереховой Г.А. на каждого пользователя приходится ... кв.м., следовательно большую площадь ей предоставить нельзя. А так же нет документального обоснования признания ее жилья не пригодным для проживания, не отвечающим техническим и санитарным нормам требования.

После перерегистрации граждан, стоящих на учете на получение и улучшение жилищных условий в ИК... ЖБК ИК... были отправлены уведомления гражданам, стоящим на учете в ИК... в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые утратили основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данные уведомления были отданы гражданам под роспись, на что указывают вторые экземпляры уведомлений, приобщенных к учетным делам таковых граждан.

В исковом заявлении Терехова Г.А. указывает, что ей со слов гражданки Г.Н. стало известно, что она снята с очереди на получение и улучшение жилищных условий, что противоречит действительности. Фактически Терехова Г.А. категорически отказалась получить на руки уведомление. В связи с этим ЖБК ИК... был составлен акт об отказе в получении уведомления Тереховой Г.А.

Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 для участия в подпрограмме граждане подают заявления (рапорт ) об участии в подпрограмме. Гражданка Терехова Г.А. с каким- либо заявлением об участии ее в подпрограмме « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством « в ИК... не обращалась.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153, право на участие в подпрограмме имеют несколько категорий лиц, в том числе:

- граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.

Следовательно, одним из обязательных условий для получения указанными гражданами государственных жилищных сертификатов является признание их в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состояние в очереди на получение (улучшение) жилья.Согласно п.8 Правил, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно- исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 4 июня 2007 года №287 для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Согласно п. 16 данной Инструкции сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, составляются в 2-х экземплярах, утверждаются начальником территориального органа УИС, сшиваются и заверяются оттиском мастичной печати. Один экземпляр до 10 сентября, предшествующего планируемому, направляется в ФСИН России, второй экземпляр хранится в территориальном органе УИС. В соответствии с п. 17 Инструкции ФСИН России на основании сводных списков, представленных территориальными органами и образовательными учреждениями, направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.Таким образом, чтобы быть включенным в сводный список на получение ГЖС на 2010 год, необходимо было до 15.07.2009 года (или в крайнем случае до 10.09.2009) подать все необходимые и предусмотренные Правилами документы и быть включенным в сводный список на 2010 год. Вместе с тем, истица просит о включении ее в сводный список на 2010 год, хотя в суд обратилась с иском 27 октября 2010 года, когда давно истекли все сроки для подачи документов, так как программа «Жилище» предусмотрена только на 2002-2010 годы и не распространяется на 2011 год.

Таким образом Терехова Г.А. по всем вышеперечисленным основаниям утратила право стоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно ее так же неправомерно признать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище « на 2002 - 2010 годы.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Тереховой Г.А. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия по рассмотрению заявлений и учету сотрудников нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищно-бытовых условий, о включении ее в список граждан- участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, отказать.

В судебном заседании представитель ответчика- УФСИН России по Республике Мордовия- ... организационно-аналитического отдела УФСИН России по Республике Мордовия- Ю.Ю.. иск не признала и суду пояснила, что УФСИН России по Республике Мордовия не признает требования, изложенные Тереховой Г.А в исковом заявлении по следующим основаниям.

Согласно решению жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от __.__.____ № истица была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий на основании п.2 ст.29 ЖК РСФСР с __.__.____. Истица проживала по адресу: ....

Согласно ЖК РСФСР (п. 2 ст. 29), действовавшим при постановке истицы в ... года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

С __.__.____ истица стала проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., общей площадью ... кв.м, состав семьи на ... 1 человек. Согласно данных технического паспорта на часть жилого дома, расположенного в ..., составленного __.__.____ следует, что физический износ здания составляет 35%. Следовательно жилищные условия истицы улучшились. С 2009 года совместно с истицей в квартире прописан внук- С.А.. Даже с учетом состава семьи из 2-х человек общая площадь занимаемого Тереховой Г.А. жилого помещения... соответствует установленным нормам (2х18кв.м=36кв.м- норма предоставления жилой площади).

Жилищная комиссия ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия на заседании от 15.03.2010года, при проведении ежегодной перерегистрации граждан стоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий, изучив имеющиеся и представленные гражданкой Тереховой Г.А. документы, пришла к выводу что, гражданка Терехова Г.А. утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма и в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ приняла решение о снятии гражданки Тереховой Г.А с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. От получения уведомления о снятии с учета гражданка Терехова Г.А. отказалась, что подтверждается Актом об отказе от получения уведомления от 27.02.2010 года, составленном членами Жилищной комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия.

Решение Жилищной комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия о снятии Тереховой Г.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принято 15.03.2010 года, то есть ранее принятия заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения, занимаемого истицей, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению от 04.10.2010 года, следовательно, ссылка в исковом заявлении на это заключение несостоятельна. Это заключение свидетельствует о том, что в настоящее время истец имеет право на предоставление жилья органами местного самоуправления во внеочередном порядке, то есть получение жилья за счет средств органов местного самоуправления, но не за счет федерального бюджета.

Факт принятия истицы на учет на улучшение жилищных условий не может служить основанием для включения ее в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской федерации от 21 марта 2006 года № 153.

В соответствии с п.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов сотрудникам и пенсионерам УИС регламентируется Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 года №287. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году и представляют пакет документов, предусмотренных п.4 Инструкции. Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу УИС, в 10-дневный срок на основании заявлений граждан, изъявивших желание полнить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год. В соответствии с п.8 Инструкции, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы. Список, утвержденный начальником подразделения и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган УИС. В соответствии с п. 15 Инструкции на основании представленных списков граждан - участников подпрограммы соответствующими службами территориального органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные списки, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников подпрограммы в указанные списки. При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником подпрограммы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости от учреждения (органа) УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учете, дополнительных документов. По результатам рассмотрения принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному и организуется работа по составлению сводного списка.

Следовательно, для реализации своего права на участие в Подпрограмме истица должна была обратиться в учреждение, в котором она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть в жилищную комиссию ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме с приложением соответствующих документов, однако до настоящего времени истица в Жилищную комиссию ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия с соответствующим заявлением не обращалась. Решение об отказе в признании либо в признании ее участником подпрограммы Жилищная комиссия ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия не принимала, решения об отказе во включении в список граждан участников Подпрограммы Жилищная комиссия ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия также не принимала, следовательно Терехова Г.А. не могла быть включена в сводный список граждан участников подпрограммы по УФСИН России по Республике Мордовия, так как участие в Подпрограмме носит заявительный и добровольный характер.

На основании вышеизложенного, требование о включении Тереховой Г.А. в список граждан участников подпрограммы по ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия, а также в сводный список граждан участников подпрограммы по УФСИН России по Республике Мордовия незаконно и необоснованно.

Кроме того, ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия и УФСИН России по Республике Мордовия являются разными юридическими лицами. УФСИН России по Республике Мордовия решения о снятии Тереховой Г.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также решения о признании либо отказе в признании участником Подпрограммы не принимало следовательно УФСИН России по Республике Мордовия является ненадлежащим ответчиком.

Терехова Г.А. считает решение Жилищной комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15.03.2010 года незаконным, вместе с тем она, почему -то не обжаловала его в порядке, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, в течение 3-х месяцев с момента вынесения, следовательно пропущен срок обращения в суд.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Тереховой Г.А. отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Тереховой Г.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписки из приказа от __.__.____ № л/с «По личному составу» в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел ... внутренней службы Терехова Г.А. - ... уволена с __.__.____ по статье 58 пунк «Б» Положением о службе (по достижению предельного возраста). Выслуга лет по состоянию на __.__.____ составляет в календарном исчислении- 25 лет 00 месяцев 07 дней; в льготном исчислении -27 лет 03 месяца 07 дней; для выплаты единовременного пособия- 11 лет 11 месяцев 17 дней.

Согласно заявлению Тереховой Г.А. на имя начальника Учреждения ЖХ... В.Г. от __.__.____, Терехова Г.А. просит поставить ее в очередь на улучшение (получение) жилья, так как ее жилье пришло в негодность.

Как видно из ксерокопии протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ... от __.__.____, Терехова Г.А. была поставлена на учет на улучшение жилищных условий в Учреждении ЖХ-... ГУИН МЮ РФ с составом семьи 3 человека в связи с тем, что жилье, где она проживает по ... пришло в негодность. Дата ввода в эксплуатацию жилого дома ... год. Заявление на постановку на учет подано __.__.____.

В список очередности сотрудников ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия на получение и улучшение жилищных условий по состоянию на 1 декабря 2009 года, начальником ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия ... внутренней службы А.Н., была включена под № Терехова Г.А.. Состав семьи один человек, о чем свидетельствует ксерокопия списка очередности сотрудников ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия на получение, расширение жилья и улучшение жилищных условий по состоянию на 1 декабря 2009 года.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года №, Терехова Г.А. была исключена из списков очередников на улучшение жилищных условий и получение жилья на основании п.п. 2 п.4 раздела 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно акту проверки жилищных условий Тереховой Г.А. от 11 июня 2003 года, составленной комиссией в составе ... Ф.Ф., ... Ю.А., ... Л.А., ... Н.А., ... Т.А., занимаемое Тереховой Г.А. жилое помещение в ... площадью ... кв.м. деревянный, ветхий, в аварийном состоянии. Комнаты сырые. Состав семьи 3 человека: Терехова Г.А.- мать, С.А.- дочь, С.А.- внук, ... года рождения. Комиссия пришла к заключению, что Тереховой Г.А. требуется улучшить жилье.

Кроме того, согласно гигиеническому заключению заместителя начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Учреждения ЖХ-... ГУИН МЮ РФ заместителя государственного санитарного врача Учреждения ЖХ-... В.П. № от __.__.____, в результате санитарно-гигиенического обследования жилищных условий Тереховой Г.А., проживающей в ..., пришел к заключению, что санитарно-гигиенические условия Тереховой Г.А. и ее семьи не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям нормативными документами.

Согласно акту обследования жилого помещения Тереховой Г.А., расположенного в ..., где она проживает в настоящее время, поскольку предыдущее жилое помещении, расположенное по адресу: ... стало непригодным для проживания, от 4 октября 2010 года, проведенной межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зубово-Полянского муниципального района РМ от 3 ноября 2006 года № в составе ... А.Н. и членов комиссии: заместителя председателя комиссии- ...- В.Ф. ... Н.Н., ... В.И., ... Управления Роспотребнадзора по РМ в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах Е.Л., ... В.К., ... В.Н., по заключению данной комиссии, дом деревянный ... года постройки, обшит вагонкой, капитальный ремонт не проводился. Дверные блоки перекошены, полы просевшие, частично прогнившие, оконные блоки прогнившие, цокольная часть дома частично разрушена. Межкомнатные перегородки имеют трещины, электропроводка ветхая, водопровод местного водоотведения, отопление газовое, туалет надворный.

Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания.

Данное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и Терехова Г.А. нуждается в улучшении жилищных условий.

Сообщением с Федеральной регистрационной службы за № от 24 ноября 2010 года подтверждается, что за Тереховой Г.А. зарегистрированной недвижимости в виде жилого помещения не зарегистрировано.

Согласно договору найма жилого помещения № от __.__.____, заключенного между администрацией ... сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в лице главы администрации- Н.М. и Тереховой Г.А., Тереховой Г.А. с составом семьи внуком- С.А. передано в бессрочное владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, жилой площадью ... кв.м., расположенное в ....

Вышеперечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, свидетельствующими о том, что Терехова Г.А. в период работы на аттестуемых должностях в уголовно -исполнительной системе, правомерно была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий в составе семьи из 1 человека, поскольку выделенное ей жилое помещение расположенное по адресу: ... непригодно для проживания, а предоставленное ей жилое помещение, расположенное в ..., в котором она проживает с внуком в настоящее время, также непригодно для проживания и по настоящее время Терехова Г.А. жильем не обеспечивалась.

В силу ст.29 п.2 Жилищного Кодекса РСФСР ( действующего на момент возникших правоотношений в части постановки истицы на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий ) предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме ), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Как видно из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия за № от 15 марта 2010 года, комиссией было решено исключить Терехову Г.А. из списка очередности на улучшение жилищных условий на основании п.п.2 п.4 раздела 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно, занимаемая площадь на одного члена семьи больше нормы, предусмотренной законодательством.

Однако в судебном заседании установлено, и данное обстоятельство подтверждается вышеизложенными письменными доказательствами по делу, жилищные условия, в котором проживает истица со своим внуком, не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению и Терехова Г.А. нуждается в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, акт о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначенными исполкомами районных городских Советов народных депутатов, представителей ЖЭО, БТИ, санитарного узла, управления пожарного надзора.

Из пояснений, данных Тереховой Г.А. в судебном заседании видно, что в 2003 году ЖБК Учреждения ЖХ... не требовало предоставить межведомственный акт о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

Тогда как, в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Следовательно, ст. 55 ЖК РФ гарантирует права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на заключение с ними договора социального найма. Гражданин снимается с учета лишь после получения жилого помещения по договору социального найма.

Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 части 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение им жилых помещений.

Указанная норма закона содержит также указание на то, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст.56 ЖК РФ, их перечень не подлежит расширению законами субъектов РФ.

Из обжалуемого протокола совместного заседания руководства жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия за № от 15 марта 2010 года усматривается, что истица Терехова Г.А. снята со списка очередности на улучшение жилищных условий согласно основании п.п.2 п.4 раздела 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно, занимаемая площадь на одного члена семьи больше нормы, предусмотренной законодательством.

Одним из оснований снятия Тереховой Г.А. с очереди на улучшение жилищных условий явилось то, что занимаемая площадь на одного члена семьи больше нормы, предусмотренной законодательством. Вместе с тем, Терехова Г.А. действительно является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в ... в которой она проживала со дня постановки на очередь на улучшение жилищных условий до переселения ее в муниципальную квартиру в ... году, проживать невозможно и там в настоящее время никто не проживает, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям как в настоящее время, так и на момент постановки Тереховой Г.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Не отвечает соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и квартира № в ..., в которой проживает истица с ... года по настоящее время по договору социального найма.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает не состоятельными приведенные в обжалуемом протоколе совместного заседания руководства жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года основания, послужившие исключению истицы Тереховой Г.А из списков очередности, поскольку данные обстоятельства не предусмотрены частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

В связи с изложенным суд находит не состоятельными и не обоснованными доводы ответчиков в части правомерности исключения истицы из списков очередности на улучшение жилищных условий.

Ни одного из оснований, указанных в пунктах 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия с учета Тереховой Г.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом не установлено, следовательно, отсутствовали основания для снятия истицы с такого учета.

Суд также находит, что подлежит восстановлению пропущенный Тереховой Г.А. трехмесячный срок обращения Терехова Г.А. в суд для обжалования решения жилищной комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15.03.2010 года, поскольку, как установлено в судебном заседании, пропущен по уважительной причине, а именно в августе месяце 2010 года Тереховой Г.А. стало известно, что она снята с очереди на получение и улучшение жилищных условий, на заседании жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по РМ 15 марта 2010 года Терехова Г.А. не присутствовала, что подтверждается выпиской из протокола, а 27 октября 2010 года она обратилась в суд с исковым заявлением за защитой своего права, что подтверждается датой на штампе Зубово-Полянского районного суда РМ на исковом заявлении Тереховой Г.А.

Тогда как в силу 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Тереховой Г.А. срок на обжалование решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК... УФСИН России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года № в части исключения Тереховой Г.А. с очереди на улучшение жилищных условий.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 15 марта 2010 года № в части исключения Тереховой Г.А. с очереди на улучшение жилищных условий.

Восстановить Терехову Г.А. в очереди на улучшение жилищных условий по Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия с __.__.____.

Признать Терехову Г.А. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 на 2010 год.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения с подачей жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: Бикмаева Е.А.