О признании незаконным действий начальника ФБУ ИК



Дело 2-375/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 мая 2010 года                                                                  п.Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Неяскина Е.С.

при секретаре Антоновой О.А.

с участием в деле заявителя Мурчуевой И.Н. и представителя заявителя Галитрова В.В. действующего на основании доверенности

представителей ФБУ ИК УФСИН России по РМ Апушкиной С.А. и Кашуркиной Е.С. действующих на основании доверенностей

представителя УФСИН России по РМ Байковой Ю.Ю. действующей на основании доверенности

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Мурчуевой И.Н. на бездействия начальника ФБУ ИК УФСИН России по РМ выразившиеся в непредставлении причин отказа в предоставлении краткосрочного свидания       с мужем М.М. и на бездействия начальника медицинской части ФБУ ИК - , выразившееся в неоказании осужденному М.М. надлежащей медицинской помощи с последующим наложением обязанности устранить допущенные нарушения закона, суд

у с т а н о в и л :

Мурчуева И.Н. обратился в суд с жалобой на бездействия начальника ФБУ ИК УФСИН России по РМ выразившиеся в непредставлении причин отказа в предоставлении краткосрочного свидания       с мужем М.М. и на бездействия начальника медицинской части ФБУ ИК , выразившееся в неоказании осужденному М.М. надлежащей медицинской помощи с последующим наложением обязанности устранить допущенные нарушения закона.

В обоснование своей жалобы указала, что 11 мая 2010 года она обратилась к начальнику ФБУ ИК с заявлением, в котором просила предоставить ей краткосрочное свидание с мужем, М.М., отбывающим наказание в названном исправительном учреждении.

Начальник колонии направил ее к инспектору по комнате свиданий, что бы там, проверив карточку, указали, положено ли свидание ее мужу.

На заявлении инспектором по комнате свиданий была поставлена отметка: «положено кр. свид.» и дата - 11.05.2010 г. Однако, начальник колонии В.А. отказал в предоставлении свидания, не указав причин и оснований данного решения.

Указанное поведение начальника исправительного учреждения не может быть признано законным по следующим основаниям.

Согласно п.68 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. за №205, разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его заменяющим, по заявлению осужденного, либо лица, прибывшего к нему на свидание. При отказе в предоставлении свидания, на заявление желающего встретиться с осужденным делается пометка о причинах отказа.

В нарушении данных требований законодательства начальник колонии вернул ей заявление, не указав на заявлении причину, по которой он отказал ей в предоставлении краткосрочного свидания с мужем.

Указанное свидетельствует о нарушении начальником колонии ч.2 ст.24 Конституции РФ - согласно которой каждый имеет право на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы.

Кроме того, указанное поведение должностного лица не сопоставимо с принципом уважения достоинства личности.

Так, согласно прецедентному праву Европейского Суда по правам человека излишняя социальная изоляция может негативно влиять на личность заключенного и может представлять собой форму бесчеловечного обращения, нарушающего ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так же, ее супругу, М.М. не оказывается надлежащая медицинская помощь.

По данным медицинской карты М.М. страдает ...

В марте 2010г. ею была направлена бандероль с медицинскими препаратами. Данная бандероль ей была возвращена.

В апреле 2010г. названное исправительное учреждение посетили сотрудники Управления ФСИН России по РМ, которым ее муж пожаловался на отсутствие должной медицинской помощи и неправомерный возврат медицинских препаратов. Сотрудники Управления осмотрели ее супруга и нашли обоснованным его претензии.

В этой связи руководству медицинской части ИК было рекомендовано обеспечить должное лечение.

19 апреля 2010г. она вновь направила медицинскую бандероль, которая поступила в указанное учреждение, но медицинские препараты ее мужу, которые необходимы для должного лечения - не выдают.

В частности, ею направлялась мазь ..., очень эффективное средство, витамины в целях лечения и профилактики ....

Между тем, как уже было указано, медицинские препараты, необходимые для качественного лечения, ее супругу не выдают, нарушая тем самым его права и законные интересы.

Вновь обращаясь к практике Европейского Суда следует отметить, что непредставление медицинской помощи осужденным с проблемным состоянием здоровья, так же не сопоставимо с требованиями ст.3 названной Конвенции.

На основании изложенного просит признать бездействия начальника ФБУ ИК УФСИН России по РМ, выразившиеся в непредставлении причин отказа в предоставлении краткосрочного свидания с мужем М.М. незаконными. Признать бездействия начальника медицинской части ФБУ ИК , выразившиеся в неоказании осужденному М.М. надлежащей медицинской помощи незаконными. Обязать начальника УФСИН России по РМ устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании заявитель Мурчуева И.Н. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в жалобе дополнив при этом, что причины отказа предоставления ей краткосрочного свидание с супругом никто не объяснил о чем свидетельствует отсутствие записей на ее заявлении с просьбой предоставить свидание. На ненадлежащее оказание медицинской помощи указывает непринятие бандероли с медицинскими препаратами для лечения М.М. и не проведение всех необходимых медицинских обследований.

Представитель заявителя Галитров В.В. доводы жалобы Мурчуевой И.Н. поддержал по основаниям указанным в жалобе и самой заявительницей, дополнив при этом, что в случае отказа в предоставлении свидания начальник ИК УФСИН России по РМ обязан был сделать рукописную запись на заявление Мурчуевой И.Н. с указанием причин отказа в предоставлении свидания. В части неоказания надлежащей медицинской помощи он дополнил, что М.М. согласно действующего законодательства должны производится надлежащие профилактические обследования один раз в пол года и одни раз в год в зависимости от обследований, что медицинской части ФБУ ИК не было сделано. Первый раз состоянием здоровья М.М. он поинтересовался в августе 2009 года в период его содержания в ФБУ ИК УФСИН России по РМ тогда М.М. пояснил, что ему выдаются не все необходимые медикаменты. В последующем 19 или 20 января 2010 года при очередной встрече с М.М. он заметил, что здоровье последнего значительно ухудшилось, в тот период он содержался в СИЗО. На данный момент М.М. содержится в ФБУ ИК УФСИН России по РМ и ему не передают приходящие бандероли с медикаментами.

В судебном заседании представитель ФБУ ИК УФСИН России по РМ Апушкина С.А. в удовлетворении жалобы Мурчуевой И.Н. возражала по основаниям указанным в возражениях на жалобу дополнив при этом, что о причинах отказа в предоставлении свидания Мурчуевой И.Н. с супругом ей было сообщено в устной форме. В части ненадлежащего оказания медицинских услуг доводы жалобы необоснованны. Со дня поступления М.М. в ФБУ ИК УФСИН России по РМ 05 февраля 2010 года ему были произведены все необходимые анализы и выдаются все необходимые медикаменты. Все профилактические обследования будут проведены М.М. в установленные законом сроки. Обследования М.М. сотрудниками УФСИН России по РМ по якобы поступившим жалобам на ненадлежащее оказание медицинской помощи не производилось. На данный момент поступившие в ФБУ ИК УФСИН России по РМ в бандероли медикаменты выдаются М.М. согласно рекомендаций медицинских работников.

В судебном заседании представитель ФБУ ИК УФСИН России по РМ Кашуркина Е.С. в удовлетворении жалобы Мурчуевой И.Н. возражала дополнив при этом, что она работает фельдшером в ФБУ ИК УФСИН России по РМ. Должность начальника медицинской части на данный момент является вакантной. М.М. поступил в ИК 05 февраля 2010 года и ему сразу были сделаны все необходимые анализы. В период содержания М.М. в ИК ему оказывалась надлежащая медицинская помощь о чем свидетельствует отсутствие жалоб с его стороны. Медикаменты М.М. выдавались согласно медицинских показаний. В части возвращения медицинских препаратов поступивших в бандероли в марте 2010 года то М.М. должен был написать заявление с просьбой разрешить ему получение медицинских препаратов, что им сделано не было не смотря на разъяснения сотрудников исправительного учреждения. Медицинские препараты поступившие в бандероли в апреле 2010 года после написания надлежащего заявление выдаются М.М. согласно медицинских показаний. Все необходимые обследования М.М. будут произведены в установленные законом сроки.

Представитель УФСИН России по РМ Байкова Ю.Ю. возражала в удовлетворении доводов жалобы Мурчуевой И.Н. по основаниям указанным представителями ФБУ ИК УФСИН России по РМ дополнив при этом, что все доводы указанные в жалобе были опровергнуты в ходе судебного заседания.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Мурчуевой И.Н. и Галитрова В.В. в части признания незаконными бездействий начальника ФБУ ИК УФСИН России по РМ являются обоснованными и подлежат удовлетворению в остальной части доводы жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

Из свидетельства о заключении брака серии ... выданного __.__.____ следует, что __.__.____ М.М. и И.Н. вступили в зарегистрированный брак. После заключения брака присвоены фамилии М.М., Мурчуева.

Согласно рукописного заявления от 11 мая 2010 года на имя начальника ФБУ ИК В.А. Мурчуева И.Н. просит дать разрешение на краткосрочное свидание с мужем М.М. В нижней части заявления имеется рукописная запись «Положено кр. свид. 11.05.10 г» а также имеется подпись. Других записей нет.

Несмотря на то, что в судебном заседании начальник ФБУ ИК УФСИН России по РМ В.А. пояснил, что Мурчуева И.Н. после того как на ее заявлении сотрудником комнаты свиданий была сделана запись о положености краткосрочного свидания не обратилась к нему в виду чего он не мог письменно указать причину отказа в предоставлении свидания на заявлении, суд находит доказанным тот факт, что при обращении Мурчуевой И.Н. к начальнику ИК УФСИН России по РМ о предоставлении краткосрочного свидания с супругом ей было отказано в устной форме без указания причин на заявлении в письменной форме.

Так из представленных в суд письменных возражений на жалобу Мурчуевой И.Н. за подписью старшего юрисконсульта ФБУ ИК УФСИН России по РМ С.А. Апушкиной действующей на основании доверенности следует, что 11 мая 2010 года Мурчуева И.Н. обратилась к начальнику ИК УФСИН России по РМ В.А. с просьбой представить ей свидание с осужденным М.М., на что ей был дан устный отказ, и разъяснения, что М.М., является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, содержится в одиночной камере с 05 февраля 2010 года со сроком водворения на 6 месяцев по 05 августа 2010 года.

Кроме того на самом заявление подаваемом Мурчуевой И.Н. о предоставлении краткосрочного свидания отсутствует запись о причинах отказа предоставления такого свидания.

Согласно п.68 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. за №205, разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его заменяющим, по заявлению осужденного, либо лица, прибывшего к нему на свидание. При отказе в предоставлении свидания, на заявление желающего встретиться с осужденным делается пометка о причинах отказа.

Таким образом не указав причину отказа в предоставлении краткосрочного свидания на заявлении Мурчуевой И.Н. начальник ФБУ ИК УФСИН России по РМ нарушил требования пункта 68 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях в виду чего его бездействия в данной части являются незаконными.

В удовлетворении требований жалобы в части признания незаконными бездействий начальника медицинской части ФБУ ИК выразившихся в неоказании осужденному М.М. надлежащей медицинской помощи а также в наложении обязанности на начальника УФСИН России по РМ устранить допущенные нарушения следует отказать поскольку доводы жалобы в данной части опровергаются исследованными в ходе судебного заседания доказательствами. Так согласно журнала учета поступления, посылок, передач, бандеролей в ИК видно, что 29 апреля 2010 года от Мурчуевой И.Н. поступила бандероль с медикаментами. 30 апреля 2010 года согласно заявления от 13.04.10 года завизированного Кашуркиной Е.С. М.М. выданы следующие медикаменты : ... Остальные медикаменты, которые находились в бандероли а именно: ... были сданы на склад что подтверждается квитанцией от 30 апреля 2010 года и со слов фельдшера Кашуркиной Е.С. будут выдаваться при наличии медицинских показаний.

Доводы Галитрова В.В. и М.М. в той части, что медицинской частью ФБУ ИК УФСИН России по РМ М.М. не проводятся предусмотренные законом профилактические обследования предусмотренные в зависимости от обследований раз в пол года или раз в год суд находит не состоятельными. Так из представленных в суд письменных доказательств видно, что М.М. поступил в ФБУ ИК УФСИН России по РМ 05 февраля 2010 года и со слов сотрудников ИК все профилактические обследования будут проведены в установленные сроки. Кроме того со слов Галитрова В.В. следует, что ухудшение состояния здоровья М.М. наблюдалось в период его нахождения в СИЗО. Жалоб со стороны М.М. на ненадлежащее оказание медицинской помощи не поступало, что подтверждается отсутствием записей в медицинской карте.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать бездействия начальника ФБУ ИК УФСИН России по РМ, выразившиеся в непредставлении причин отказа в предоставлении краткосрочного свидания Мурчуевой И.Н. с супругом М.М. незаконным.

В удовлетворении остальных требований указанных в жалобе - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:                                  Е.С.Неяскин