О признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий



Дело № 2-405/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 мая 2010 года п.Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Неяскина Е.С.

при секретаре Антоновой О.А.

с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Исаева С.Н.,

с участием главы администрации Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Бабиной В.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зубово-Полянского района РМ к администрации Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,

установил :

Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Зубово - Полянского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимателей, о противодействии коррупции, земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Жуковского сельского поселения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч.1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

В Жуковском сельском поселении решением Совета депутатов от 27 мая 2008 года №1 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Жуковского сельского поселения» утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, который действует с 1 мая 2009 года, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля органом муниципального земельного контроля Жуковского сельского поселения Зубово- Полянского муниципального района не принят.

Непринятие данного регламента является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Отсутствие указанного регламента создает возможность для произвольной трактовки порядка осуществления контроля с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет инспекторам самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения.

Более того, статьями 12,14,18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверок по осуществлению муниципального контроля необходимо служебное удостоверение.

Однако, проверка показала, что специальные удостоверения у должностных лиц администрации Жуковского сельского поселения, которые вправе проводить проверки по осуществлению муниципального земельного контроля не разработаны.

В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.

Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного просит суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельского поселения Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер к устранению нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившихся в неразработке регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и изготовки специальных удостоверений;

2. Обязать администрацию Жуковского сельского поселения Зубуво- Полянского муниципального района Республики Мордовия устранить данные нарушения, разработать в месячный срок регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и вынести его на ближайшую сессию Совета депутатов, а также изготовить специальные удостоверения, необходимых для осуществления проверок;

3. Взыскать с администрации Жуковского сельского поселения Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Исаев С.Н. заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ Бабина В.С. в судебном заседании требования прокурора Зубово-Полянского района РМ признала и пояснила, что все необходимые мероприятия будут проведены.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Зубово - Полянского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимателей, о противодействии коррупции, земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Жуковского сельского поселения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч.1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

В Жуковском сельском поселении решением Совета депутатов от 27 мая 2008 года №1 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Жуковского сельского поселения» утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, который действует с 1 мая 2009 года, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля органом муниципального земельного контроля Жуковского сельского поселения Зубово- Полянского муниципального района не принят.

Непринятие данного регламента является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Отсутствие указанного регламента создает возможность для произвольной трактовки порядка осуществления контроля с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет инспекторам самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения.

Более того, статьями 12,14,18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверок по осуществлению муниципального контроля необходимо служебное удостоверение.

Однако, проверка показала, что специальные удостоверения у должностных лиц администрации Жуковского сельского поселения, которые вправе проводить проверки по осуществлению муниципального земельного контроля не разработаны.

По смыслу ст. 255 ГПК РФ под бездействием следует понимать несовершение соответствующими лицами (органами) действий, обязанность по совершению которых явно содержится в действующем законе либо с очевидностью вытекает из существа дела.

Поскольку администрация Жуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия является органом, в чьи обязанности входит соблюдение законов РФ, направленных на противодействие коррупции, а также поскольку к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля требования прокурора следует признать основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С учетом требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с администрацииЖуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворить.

1. Признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельского поселения Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер к устранению нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившихся в неразработке регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и изготовки специальных удостоверений;

2. Обязать администрацию Жуковского сельского поселения Зубуво- Полянского муниципального района Республики Мордовия устранить данные нарушения, разработать в месячный срок регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и вынести его на ближайшую сессию Совета депутатов, а также изготовить специальные удостоверения, необходимых для осуществления проверок;

3. Взыскать с администрацииЖуковского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, расположенной по адресу с.Жуковка Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ... государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 (двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.С. Неяскин