Дело № 2-402 /2010
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 мая 2010 года п.Зубова Поляна
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Неяскина Е.С.
при секретаре Антоновой О.А.
с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Исаева С.Н.
представителя ответчика - ... администрации Уметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Русаковой Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Уметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,
установил :
Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Уметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Зубово - Полянского района РМ в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Зубово - Полянского муниципального района РМ Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было выявлено его нарушение, а также нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции».
Так, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).
При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.
В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Однако, при проведении проверки прокуратурой района установлено, что главой администрации Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ указанные требования федерального законодательства не выполнены, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ, не публикуются. В частности, не опубликованы указанные сведения за 4 квартал 2009 года.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст. 254 ГПК РФ).
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие администрации Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ, выразившиеся в не опубликовании ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета сведений, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
Обязать администрацию Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ в месячный срок опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 4 квартал 2008 года. Взыскать с администрации Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ в доход бюджета государственную пошлину 200 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Исаев С.Н. заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Уметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ Русакова Т.В. в судебном заседании требования прокурора Зубово-Полянского района РМ признала, и пояснила, что все указываемые сведения будут опубликованы.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Зубово - Полянского района РМ в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Зубово - Полянского муниципального района РМ Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было выявлено его нарушение, а также нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции».
Так, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).
При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.
В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Однако, при проведении проверки прокуратурой района установлено, что главой администрации Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ указанные требования федерального законодательства не выполнены, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ, не публикуются. В частности, не опубликованы указанные сведения за 4 квартал 2009 года.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст. 254 ГПК РФ).
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
По смыслу ст. 255 ГПК РФ под бездействием следует понимать несовершение соответствующими лицами (органами) действий, обязанность по совершению которых явно содержится в действующем законе либо с очевидностью вытекает из существа дела.
Поскольку администрация Уметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия является органом, в чьи обязанности входит соблюдение законов РФ, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, требования прокурора следует признать основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с администрацииУметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ, выразившиеся в не опубликовании ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета сведений, о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
Обязать администрацию Уметского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ в месячный срок опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
Взыскать с администрацииУметского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, расположенной по адресу п.Умет Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, ... государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Неяскин