Дело № 2-307 /2010 г
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 апреля 2010 года р.п.Зубова Поляна
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Заренковой Н.Е.
при секретаре Медведевой Н.Ф.
с участием помощника прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Устинова С.В.
представителя ответчика - главы администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Коняшкина П.А., действующего на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и понуждению к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ :
И.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия выразившиеся в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года и возложении обязанности на администрацию Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было выявлено его нарушение, а также нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции».
Так, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).
При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.
В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Однако, при проведении проверки прокуратурой района установлено, что главой администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия указанные требования федерального законодательства не выполнены, сведения о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ, не публикуются. В частности, не опубликованы указанные сведения за 4 квартал 2009 года.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Устинов С.В. заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Глава администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Коняшкин П.А. в судебном заседании требования и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия признал, суду пояснил, что в ближайшее время будет опубликованы сведения о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что прокуратурой Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия была проведена проверка соблюдения администрациями муниципальных образований Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было выявлено его нарушение, а также нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции».
При проведении проверки прокуратурой района было установлено следующее, что главой администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия указанные требования федерального законодательства не выполнены, сведения о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ, не публикуются. В частности, не опубликованы указанные сведения за 4 квартал 2009 года.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Тогда как, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).
При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.
В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Исходя из вышеизложенного суд считает, что администрация Новопотьминского сельского поселения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия обязана устранить нарушения требования федерального законодательства выразившиеся в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года и в месячный срок опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
По смыслу ст. 255 ГПК РФ под бездействием следует понимать несовершение соответствующими лицами (органами) действий, обязанность по совершению которых явно содержится в действующем законе либо с очевидностью вытекает из существа дела.
Учитывая вышеизложенное, следует, что заявление и.о. прокурора направленно в защиту интересов неопределенного круга лиц - прежде всего, населения Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского района Республики Мордовия, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учетом требований ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с администрацииНовопотьминскогосельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление и.о. прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия выразившиеся в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года
Обязать администрацию Новопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 4 квартал 2009 года.
Взыскать с администрацииНовопотьминского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, расположенной по адресу с. Новая Потьма, ..., Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 (двести) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий, судья: Н.Е. Заренкова