Дело № 2-180/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2011 года пос. Зубова Поляна
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Неяскина Е.С.,
при секретаре Антоновой О.А.,
с участием помощника прокурора Андреева В.И.
с участием представителя ответчика - заместителя главы администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ - Шиндиной В.Н., действующего на основании доверенности,
представителя ТО Управления Роспотребнадзора по РМ в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах Кручинкиной Е.Л., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зубово-Полянского района РМ к администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по исполнению экологического, земельного законодательства в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления и мусора в населенных пунктах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Потьминского городского поселения и обязании администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Потьминского городского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зубово-Полянского района РМ обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по исполнению экологического, земельного законодательства в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления и мусора в населенных пунктах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Потьминского городского поселения и обязании администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Потьминского городского поселения - на земельном участке площадью 50 кв.м., в 250 метрах от железнодорожного вокзала ст.Потьма на ул.Вокзальная 1-я, возле дома № 14 и привести земельный участок в пригодное состояние по следующим основаниям:
Прокуратурой Зубово-Полянского района РМ в марте 2011 года проведена
проверка исполнения экологического, земельного законодательства, на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления. Границы Потьминского городского поселения подтверждены приложением № 29 к Закону Республики Мордовия №12-3 от 07.02.2005 года.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора".
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст.8, 13, ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления.
Земля на которой находится несанкционированная свалка никому не предоставлялась, в связи с этим, на основании ст. 19 Земельного кодекса РФ, земля не резервирована, тем самым относится к землям городского поселения.
Муниципальный земельный контроль в силу требований ст. 72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления. Согласно положений Устава Потьминского городского поселения, а также Положения о муниципальном земельном контроле, утвержденного Советом депутатов Потьминского городского поселения организация и проведение земельного контроля возложены на администрацию Потьминского городского поселения.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления на земельном участке площадью 50 кв.м., в 250 метрах от железнодорожного вокзала ст.Потьма на ул.Вокзальная 1-я, возле дома № 14. На данный земельный участок отсутствует какая-либо документация по организации объекта утилизации ТБО.
Указанный земельный участок эксплуатируется незаконно в нарушение требований действующего законодательства, без отвода земельного участка на цели утилизации и хранения бытовых отходов, отходов потребления и мусора, без санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок, без заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Указанные факты являются нарушением п. 1.1,1.4,2.1.3,2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88)
Кроме того, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
не разработаны и не утверждены в установленном порядке в нарушение
Постановления Правительства РФ 16.06.2000 г. №461, указанный земельный
участок, используемый под полигон отходов, эксплуатируется без осуществления постоянного контроля за состоянием окружающей среды и в нарушение п.п. 3.6, 3.7, 4.4,4.6,4.7,5.1 Санитарных правил СанПин 2.1.7.1038-01.
Факт указанных нарушений подтверждается актом совместной проверки прокуратуры Зубово-Полянского района, заместителя главы администрации Потьминского городского поселения от 03.04.2011 г.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в
том, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет
право на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы, а также отсутствие организации планового сбора и вывоза бытовых отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Потьминского городского поселения, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.
Вышеуказанные факты являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, о признании бездействия администрации Потьминского городского поселения в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления в населенных пунктах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Потьминского городского поселения, незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района РМ Андреев В.И., заявленные требования поддержал в полном объеме, по тем же основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РМ в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах Кручинкина Е.Л. требования прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - заместитель главы администрации Потьминского городского поселения Шиндина В.Н. доводы истца признала.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Прокуратурой Зубово-Полянского района РМ в марте 2011 года проведена
проверка исполнения экологического, земельного законодательства, на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления. Границы Потьминского городского поселения подтверждены приложением № 29 к Закону Республики Мордовия №12-3 от 07.02.2005 года.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора".
Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст.8, 13, ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления.
Земля на которой находится несанкционированная свалка никому не предоставлялась, в связи с этим, на основании ст. 19 Земельного кодекса РФ, земля не резервирована, тем самым относится к землям городского поселения.
Муниципальный земельный контроль в силу требований ст. 72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления. Согласно положений Устава Потьминского городского поселения, а также Положения о муниципальном земельном контроле, утвержденного Советом депутатов Потьминского городского поселения организация и проведение земельного контроля возложены на администрацию Потьминского городского поселения.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района РМ организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления на земельном участке площадью 50 кв.м., в 250 метрах от железнодорожного вокзала ст.Потьма на ул.Вокзальная 1-я, возле дома № 14. На данный земельный участок отсутствует какая-либо документация по организации объекта утилизации ТБО.
Указанный земельный участок эксплуатируется незаконно в нарушение требований действующего законодательства, без отвода земельного участка на цели утилизации и хранения бытовых отходов, отходов потребления и мусора, без санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок, без заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Указанные факты являются нарушением п. 1.1,1.4,2.1.3,2.2.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88)
Кроме того, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
не разработаны и не утверждены в установленном порядке в нарушение
Постановления Правительства РФ 16.06.2000 г. №461, указанный земельный
участок, используемый под полигон отходов, эксплуатируется без осуществления постоянного контроля за состоянием окружающей среды и в нарушение п.п. 3.6, 3.7, 4.4,4.6,4.7,5.1 Санитарных правил СанПин 2.1.7.1038-01.
Факт указанных нарушений подтверждается актом совместной проверки прокуратуры Зубово-Полянского района, заместителя главы администрации Потьминского городского поселения от 03.04.2011 г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по исполнению экологического, земельного законодательства в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления и мусора в населенных пунктах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Потьминского городского поселения.
В силу ст. 258 ГПК РФ, признав заявление прокурора обоснованным, усматривает основание обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно, обязать администрацию Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Потьминского городского поселения - на земельном участке площадью 50 кв.м., в 250 метрах от железнодорожного вокзала ст.Потьма на ул.Вокзальная 1-я, возле дома № 14 и привести земельный участок в пригодное состояние.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 8,13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ", ст.ст. 194-198, ч.1 ст. 103 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Потьминского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в лице Главы администрации в 30-дневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на земельном участке площадью 50 кв.м., в 250 метрах от железнодорожного вокзала ст.Потьма на ул.Вокзальная 1-я, возле дома № 14 и привести земельный участок в пригодное состояние
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в десятидневный срок, с момента вынесения решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Зубово - Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья ... Е.С. Неяскин
...
...а