заявление прокурора Зубово-Полянского района РМ к школе о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства при реализации приоритетного национального проекта `Образование`



Дело № 2-226/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 апреля 2011 года п. Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Неяскина Е.С.

при секретаре Антоновой О.А.

с участием старшего помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Митягиной Р.А.,

представителя ответчика - директора муниципального образовательного учреждения "Пичпандинская средняя общеобразовательная школа" Чекмаревой Т.Г., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубово-Полянского района РМ к МОУ "Пичпандинская СОШ" о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Образование",

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия обратился в суд с иском к МОУ "Пичпандинская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Образование", указывая при этом, что прокуратурой Зубово-Полянского района РМ в марте 2011 года проведена проверка исполнения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в МОУ «Пичпандинская СОШ».

В ходе проверки установлено, что в МОУ «Пичпандинская СОШ» установлено и используется для осуществления образовательной деятельности 5 компьютеров.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» основными задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

  1. обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
  2. создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
  3. определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентируется защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, носящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 10.11.2006 № АС - 1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование», необходимо исключить доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, установить систему контентной фильтрации.

В ходе проверки установлено, что имеется доступ учащихся к ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, чем нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и письма Министерства образования и науки РФ от 10.11.2006 № АС № 1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Так, при вбивании в окно поискового сайта yandex.ru таких ключевых слов, как «наркотики», «как сделать бомбу» «секретарши фото», «экстремизм», «расовая ненависть» появляются сайты, открытые для просмотра и не защищенные системой контентной фильтрации, запрещенные для просмотра обучающихся.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» администрацией образовательного учреждения, а также влечет нарушение основных гарантий прав ребенка.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание, что состав учащихся и работников МОУ «Пичпандинская СОШ» постоянно изменяется, круг этих лиц можно обозначить как неопределенный. В связи с этим прокурор Зубово- Полянского района РМ вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (ст. 12 ГК РФ) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем принуждения к исполнению обязанности.

Просит суд возложить на муниципальное образовательное учреждение «Пичпандинская СОШ» обязанность по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, установить систему контентной фильтрации.

Взыскать с МОУ «Пичпандинская СОШ» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Митягина Р.А. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении.

Просит суд возложить на муниципальное образовательное учреждение «Пичпандинская СОШ» обязанность по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, установить систему контентной фильтрации.

Взыскать с МОУ «Пичпандинская СОШ» государственную пошлину в размере 200 рублей.

Представитель ответчика - директор муниципального образовательного учреждения "Пичпандинская средняя общеобразовательная школа" Чекмарева Т.Г. требования прокурора признала, суду пояснила, что необходимые мероприятия будут проведены.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Зубово-Полянского района РМ в марте 2011 года проведена проверка исполнения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в МОУ «Пичпандинская СОШ».

В ходе проверки установлено, что в МОУ «Пичпандинская СОШ» установлено и используется для осуществления образовательной деятельности 5 компьютеров.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» основными задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

  1. обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
  2. создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
  3. определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентируется защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, носящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 10.11.2006 № АС - 1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование», необходимо исключить доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, установить систему контентной фильтрации.

В ходе проверки установлено, что имеется доступ учащихся к ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, чем нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и письма Министерства образования и науки РФ от 10.11.2006 № АС № 1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Так, при вбивании в окно поискового сайта yandex.ru таких ключевых слов, как «наркотики», «как сделать бомбу» «секретарши фото», «экстремизм», «расовая ненависть» появляются сайты, открытые для просмотра и не защищенные системой контентной фильтрации, запрещенные для просмотра обучающихся.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» администрацией образовательного учреждения, а также влечет нарушение основных гарантий прав ребенка.

Таким образом, поскольку законодательством на образовательное учреждение возложены задачи исключить доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, требования прокурора следует признать основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования, суд считает необходимым в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 61.1 ч.2 Бюджетного Кодекса РФ взыскать госпошлину в муниципальный бюджет с МОУ "Пичпандинская средняя общеобразовательная школа" в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворить.

Возложить на муниципальное образовательное учреждение «Пичпандинская СОШ» обязанность по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, установить систему контентной фильтрации, в течении 60 дней с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать госпошлину в муниципальный бюджетс МОУ "Пичпандинская средняя общеобразовательная школа", расположенного по адресу с.Пичпанда Зубово-Полянского района РМ, ул.Советская д.23 в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Судья Е.С. Неяскин