Об обязании предоставить информацию о фактическом загрязнении окружающей среды



Дело №2-654/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2011 года                                                               пос.Зубова-Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бикмаевой Е.А., при секретаре Рудь В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия к ООО «Лесопромышленная компания» об обязании предоставлять информацию о фактическом загрязнении окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия обратился в суд с иском к ООО «Лесопромышленная компания» об обязании предоставлять информацию о фактическом загрязнении окружающей среды, указывая, что в июне месяце 2011 года прокуратурой Зубово-Полянского района проведена проверка в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Лесопромышленная компания», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количествокоторых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух, загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Ростехнадзор) от 05.04.2007 № 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной технологической экспертизы с 01.10.2010 передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Лесопромышленная компания» внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1101308000111). Согласно пункту 3.2 Устава ООО «Лесопромышленная компания» основным предметом деятельности общества является: аренда, субаренда, купля-продажа лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; купля- продажа, переработка древесины; иные виды хозяйственной деятельности. Деятельность общества связана с размещением, хранением и утилизацией отходов производства, а также с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Из информационной справки Управления Роприроднадзора по РМ от 31.05.2011 г. № 1963/05-13 следует, что ООО «Лесопромышленная компания» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2011 годов не представляло, плату за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляло.

Согласно ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета РФ формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с приложением № 4 к Федеральному закону от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ и Законе об охране окружающей среды.

Направляя в суд заявление в интересах государства, прокурор действует в рамках предоставленных законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде, а также в целях последующего возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, РФ, заключается в следующем.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Неисполнение ООО «Лесопромышленная компания» требований действующего законодательства по представлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией РФ прав каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета РФ.

Просит суд обязать ООО «Лесопромышленная компания» предоставлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по РМ (прием расчетов платы за НВОС осуществляется по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 49, кабинет № 11, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (отчетным периодом признается календарный квартал).

Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.

В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андреев В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил суд обязать ООО «Лесопромышленная компания» предоставлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по РМ (прием расчетов платы за НВОС осуществляется по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 49, кабинет № 11, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (отчетным периодом признается календарный квартал).

Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства.

Представитель ООО «Лесопромышленная компания» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. О месте и времени судебного заседания были извещены своевременно письменным уведомлением.

Суд, выслушав помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андреев В.И., исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в июне месяце 2011 года прокуратурой Зубово-Полянского района проведена проверка в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Лесопромышленная компания», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количествокоторых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух, загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Ростехнадзор) от 05.04.2007 № 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной технологической экспертизы с 01.10.2010 передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Лесопромышленная компания» внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1101308000111). Согласно пункту 3.2 Устава ООО «Лесопромышленная компания» основным предметом деятельности общества является: аренда, субаренда, купля-продажа лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; купля- продажа, переработка древесины; иные виды хозяйственной деятельности. Деятельность общества связана с размещением, хранением и утилизацией отходов производства, а также с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Из информационной справки Управления Роприроднадзора по РМ от 31.05.2011 г. № 1963/05-13 следует, что ООО «Лесопромышленная компания» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2011 годов не представляло, плату за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляло.

Согласно ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета РФ формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с приложением № 4 к Федеральному закону от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ и Законе об охране окружающей среды.

Обращаясь в суд с иском в интересах государства, прокурор действует в рамках предоставленных законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде, а также в целях последующего возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, РФ, заключается в следующем.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Неисполнение ООО «Лесопромышленная компания» требований действующего законодательства по представлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией РФ прав каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания» предоставлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия (прием расчетов платы за НВОС осуществляется по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, проспект Ленина, дом № 49, кабинет № 11) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (отчетным периодом признается календарный квартал).

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесопромышленная компания» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течении десяти дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:                                                Е.А. Бикмаева