Дело № 2-685/2011г. РЕШЕНИЕ. Именем Российской Федерации 14 октября 2011 года пос.Зубова-Поляна Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бикмаевой Е.А., при секретаре Рудь В.И., адвоката Бабиной Г.С., представившей ордер № от 7 октября 2011 года и удостоверение № от 27 декабря 2002 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шлыковой Л.И. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 года № в части исключения Шлыковой Л.И. из списка очередников на улучшение жилищных условий, о восстановлении Шлыковой Л.И. в очереди на улучшение жилищных условий по Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, УСТАНОВИЛ: Шлыкова Л.И. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 года № в части исключения Шлыковой Л.И. из списка очередников на улучшение жилищных условий, о восстановлении Шлыковой Л.И. в очереди на улучшение жилищных условий по Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, указывая, что она с апреля 1993 по июль 2005 года работала и проходила службу в Учреждении ЖХ-385/2 (впоследствии переименован в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия). С 07.02.1997 года в данном учреждении она состояла на учете нуждающихся в получении и улучшении жилищных условий. Согласно письма за подписью начальника ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 12.04.2010 года № решением Жилищно-бытовой комиссии ИК- 2 (протокол заседания ЖБК ИК-2 от 08 апреля 2010 года №) она была снята с учета 08 апреля 2010 года на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, п. г) ст. 20 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005года № 335. Пункт 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. «г» ст.20 Правил учета граждан гласят что: «Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет». Непонятно, какие недостоверные сведения ею были представлены в ЖБК ИК-2 или какие неправомерные действия были совершены должностными лицами при принятии ее на учет.Основанием исключения ее из списка очередников, согласно пункта 12 протокола заседания Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 от 07 апреля 2010 года № (в письме, видимо, ошибочно, сделана ссылка на протокол ЖБК ИК-2 от 08 апреля 2010 года №) явились совсем другие обстоятельства, чем те, что указаны в письме от 12.04.2010 года №. Она исключена из списка очередников по тому основанию, что с момента постановки на учет, документы, подтверждающие обоснованность нахождения в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий ею не представлялись. В Жилищном Кодексе Российской Федерации, в постановлении Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» такого основания для снятия граждан с учета, как непредставление документов, подтверждающих обоснованность нахождения в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий, не предусмотрено. Проживает она и зарегистрирована с сыном С.В., ... года рождения в <Адрес> Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 37,5 кв.м. В соответствии с Законом Республики Мордовия от 05.01.2001года № 1-3 "Об установлении социальной нормы площади жилья в Республике Мордовия" норма площади жилья на семью, состоящую из двух человек установлена в размере 42 кв.м. То есть в списке очередников на получение и улучшение жилищных условий она стояла законно, в соответствии с действующим законодательством. В результате незаконных действий со стороны администрации ответчика нарушено ее право и право ее семьи на улучшение жилищных условий. Просит суд признать протокол жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия № от 7 апреля 2010 года в части исключения Шлыковой Л.И. из списка очередников на улучшение жилищных условий, восстановить ее в списке очередников на получение и улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия с момента постановки в очередь, то есть с 07.02.1997 года с составом семьи из 2- человек, ее Шлыкову Л.И. и сына С.В., __.__.____ года рождения. В судебном заседании истица Шлыкова Л.И. и ее представитель- адвокат Бабина Г.С., поддержали исковые требования в полном объеме и кроме того, суду пояснили, что действительно с апреля 1993 по июль 2005 года Шлыкова Л.И. работала и проходила службу в Учреждении ЖХ-385/2 (впоследствии переименован в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия). С 07.02.1997 года в данном учреждении она состояла на учете нуждающихся в получении и улучшении жилищных условий. Согласно письма, за подписью начальника ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 12.04.2010 года № решением Жилищно-бытовой комиссии ИК- 2 (протокол заседания ЖБК ИК-2 от 08 апреля 2010 года № 2) она была снята с учета 08 апреля 2010 года на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, п. «г») ст. 20 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005года № 335. Основанием исключения ее из списка очередников, согласно пункта 12 протокола заседания Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 от 07 апреля 2010 года № явились совсем другие обстоятельства, чем те, что указаны в письме от 12.04.2010 года № Она исключена из списка очередников по тому основанию, что с момента постановки на учет документы, подтверждающие обоснованность нахождения в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий ею не представлялись. Проживает она и зарегистрирована с сыном С.В., ... года рождения в <Адрес>. Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 37,5 кв.м. В соответствии с Законом Республики Мордовия от 05.01.2001года № 1-3 "Об установлении социальной нормы площади жилья в Республике Мордовия" норма площади жилья на семью, состоящую из двух человек установлена в размере 42 кв.м. То есть в списке очередников на получение и улучшение жилищных условий она стояла законно, в соответствии с действующим законодательством. То, что по мнению представителя ответчика, жилищно-бытовая комиссия в 1997 году не выполнила свои обязанности в надлежащем порядке, это не ее вина, и она не должна нести ответственность за жилищно-бытовую комиссию. Жилищно-бытовая комиссия учитывала необходимые требования для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Члены жилищно-бытовой комиссии знали, в каком помещении она и сын проживают (муж погиб), так как в занимаемой квартире отсутствовали коммунальные удобства. Считает, что все необходимые документы на момент постановки ее на очередь на улучшение жилищных условий, были ею предоставлены. Законность постановки на учет ЖБК Учреждения ЖХ-385/2, которая поставила ее на учет, фактически сама подтверждала тем, что ежегодно оставляла ее в списках очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий. В результате незаконных действий со стороны ответчика нарушено ее право и право ее семьи на улучшение жилищных условий. Просит суд признать протокол жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия № 4 от 7 апреля 2010 года в части исключения Шлыковой Л.И. из списка очередников на улучшение жилищных условий, восстановить ее в списке очередников на получение и улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия с момента постановки в очередь, то есть с 07.02.1997 года с составом семьи из 2- человек, ее Шлыкову Л.И. и сына С.В., __.__.____ года рождения. В судебном заседании представитель ответчика- ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия- старший юрисконсульт организационно-аналитического отдела ФКУ ИК-2 Лексашова Е.В. в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что истицу исключили из списков очередников правомерно. До 2005 года постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялась в соответствии с Постановлением Совета Министров МАССР и Президиума облсовпрофа от 03.12.1984 года №518 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Мордовской АССР». Пунктом 12 данного постановления предусмотрено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. В соответствии с п. 17 Правил учета граждан утвержденных Постановлением Правительства РМ от 25.08.2005года N 335 (ред. от 21.12.2009г)»Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" ежегодно до 1 апреля проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При необходимости жилищная комиссия имеет право запрашивать у граждан необходимые документы. В случае, если граждане, состоящие на учете отказываются предоставить либо не предоставляют запрашиваемые документы, то комиссия имеет право провести проверку по факту правомерности постановки на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий. Если будет установлено, что при принятии заявления гражданин не предоставил документы, необходимые для заведения учетного дела, но вместе с тем был признан нуждаюо улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на получение жилья, жилищная комиссия должна признать неправомерность действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. Это может служить основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Именно это основание и было указано в уведомлении о снятии истицы с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилья (п. «г» ст.20 Постановлением Правительства РМ от 25.08.2005 года N 335). Следует отметить и еще одно основание для исключения Шлыковой Л.И. из списков очередников. В соответствии с п.п. «е» п.20 Постановления Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 года № 563 « О внесении изменений в правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае не прохождения в течение пяти лет подряд перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как Шлыкова Л.И. с момента подачи заявления о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1997 году больше никаких документов несмотря на ежегодные уведомления о соблюдении требований жилищного законодательства, не предоставляла, это существенное основание для снятия с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании вышеизложенного ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия просит суд оставить исковое заявление Шлыковой Л.И. без удовлетворения. В судебном заседании представитель третьего лица- Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия - старший юрисконсульт юридической службы организационно-аналитического отдела УФСИН России по Республике Мордовия- Аверкина И.В. суду пояснила, что согласно заявлению истицы от 07.02.1997 года она поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условия в связи с отсутствием центрального отопления. Как на момент постановки в очередь, так и на сегодняшнее время истица проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес>. Состав семьи: она и сын. Общая площадь жилого помещения составляет 37,5 кв.м., в том числе жилая 27,6 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от __.__.____ данная квартира принадлежит истице и её сыну по 1/2 долевой собственности. Согласно Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных Постановлением Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 03.12.1984 года №518 (далее Правила №518), действовавшими в 1997 году при постановке истицы на очередь, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства. В соответствии с п.7 Правил №518 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,0 кв. метров, а категории граждан, перечисленные в подпунктах "а", "б", "г" пункта 23 Правил, менее 7,7 кв. метра. Постановлением Правительства РМ от 19.02.2001года N 58 данный пункт был изложен в другой редакции и норма изменена на «не менее 12,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи». б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; д) проживающие свыше 3 лет в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; е) проживающие свыше 3 лет на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилого фонда, либо найма в домах ЖСК, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Так как, в 1997 году применялась норма - 7,0 кв.м. жилой площади на 1 члена семьи, а у истицы выходило - 27,6 кв.м. жилой площади /2 члена семьи=13,8 кв.м. жилой площади на одного члена семьи, следовательно, она была принята на очередь по п. «б» данной статьи - как проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Данный факт подтверждает и заявление истицы. Вместе с тем, согласно ЖК РСФСР (п. 2 ст. 29), действовавшим при постановке истицы в 1997 году, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания в указанных случаях изложены были в Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания, утвержденном Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529. Рассмотрение соответствующих вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии местных органов власти. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносилось главой местной администрации. Утвержденный акт служил основанием для решения вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке. По состоянию на момент постановки на очередь в 1997году в учетном деле истицы отсутствуют: решение главы местной администрации о непригодности его квартиры для проживания, акт межведомственной комиссии о признании квартиры истца непригодной для проживания. Таким образом, жилищная комиссия ИК-2 при принятии истицы на очередь на улучшение жилищных условий в 1997 году документов о непригодности жилого помещения не затребовала, то есть превысила имеющиеся у нее полномочия и поставила на очередь истцу без законных оснований, подтвержденных документально. На основании вышеуказанного, жилищно-бытовая комиссия ИК-2 правильно пришла к выводу, что истица подлежит снятию с очереди нуждающихся в получении (улучшении) жилья (протокол от 07.04.2010 года №4), так как неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, повлекли принятие истицы на учет. Истицей, доказательств обоснованности постановки ее на очередь в 1997 году также не представлено. Кроме того, истица на протяжении нескольких лет вообще не представляла в жилищную комиссию ИК-2 документов, подтверждающих обоснованность нахождения ее в очереди нуждающихся в жилых помещениях, несмотря на то, что ей неоднократно направлялись в письменной форме уведомления о представлении документов - исх. от 04.05.2006 №, от 24.12.2008 №, от 01.03.2010 №. Однако учреждение ответов от истицы не получало. Кроме того, согласно п. «е» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья", утвержденных Постановлением Правительства РМ от 25.08.2005 N 335 (ред. от 12.04.2010, с изм. от 20.04.2011) граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае не прохождения в течение пяти лет подряд перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом по состоянию на 07.04.2010 года у жилищной комиссии ИК-2 было еще одно основание для снятия истицы с указанной очереди. Истицей пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением на неправомерные действия жилищной комиссии ИК-2 (предусмотренный гл. 25 ГПК РФ), так как истице в письменной форме исх. от 12.04.2010 № направлено уведомление о снятии ее с очереди нуждающихся, однако в суд обратилась только 15.08.2011 года. Просит суд в удовлетворении исковых требований Шлыковой Л.И. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия отказать в полном объеме, как являющихся необоснованными. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Шлыковой Л.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно архивной справки, выданной начальником отдела кадров ФБУ УФСИН России по Республике Мордовия 24 октября 2011 года, Шлыкова Л.И. с __.__.____ по __.__.____ проходила службу в Учреждении ЖХ-385/2 в должности ..., ..., ... исправительной колонии №. Согласно заявлению Шлыковой Л.И. от 7 февраля 1997 года, имеющемся в учетном деле №, предоставленным администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, Шлыкова Л.И. просит поставить ее на учет для получения жилой площади с составом семьи из двух человек: ее и сына- С.В., ... года рождения. В список очередности сотрудников ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия на получение жилья и улучшение жилищных условий по состоянию на 15 апреля 2009 года, начальником ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия С.В., была включена Шлыкова Л.И. под №41. Состав семьи два человека, о чем свидетельствует ксерокопия списка очередности сотрудников ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия на получение жилья и улучшение жилищных условий по состоянию на 15 апреля 2009 года. Как видно из выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385/2 от 22 октября 2007 года, Шлыкова Л.И. была восстановлена в очереди на получение и улучшение жилищных условий под тем же номером, под которым она стояла на дату перевода, поскольку Шлыкова Л.И. 7 апреля 2006 года была снята с очереди на получение жилья и жилищных условий в связи с прекращением трудовых отношений с ФГУ ИК-2 в соответствии с п.3 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилой площади в МАССР. Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 года №, Шлыкова Л.И. была исключена из списков очередников на улучшение жилищных условий и получение жилья на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ и п.»г» ст.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года № 335. Согласно акту проверки жилищных условий Шлыковой Л.И. от 6 октября 1997 года, составленной комиссией в составе заместителя главы администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия М.П., инженера ООО «ЖКХ Явас» Н.И. и Шлыковой Л.И., двухкомнатная квартира жилой площадь 27,2 кв.м., принадлежит Шлыковой Л.И. Дом каменный, комнаты проходные, квартира отдельная, сырая, 1962 года постройки. Квартира оборудована печным отоплением, ванна отсутствует. Состав семьи 2 человека: Шлыкова Л.И.- глава семьи; С.В.- сын. Комиссия пришла к заключению, что Шлыкова Л.И. с семьей нуждается в улучшении жилищных условий. Сообщением с Федеральной регистрационной службы за № от 26 июля 2011 года подтверждается, что за Шлыковой Л.И. зарегистрирована 1/2 доля в праве в общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>. Вышеперечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, свидетельствующими о том, что Шлыкова Л.И. в период работы на аттестуемых должностях в уголовно -исполнительной системе, правомерно была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий в составе семьи - 2 человека. Шлыкова Л.И. по настоящее время жильем не обеспечивалась. В силу ст.29 п.2 Жилищного Кодекса РСФСР ( действующего на момент возникших правоотношений в части постановки истицы на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий ) предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме ), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Как видно из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия за № от 7 апреля 2010 года, комиссией было решено исключить Шлыкову Л.И. из списка очередности на улучшение жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а именно, в связи с тем, что в 1997 году Шлыкова Л.И. неправомерно была поставлена на очередь на улучшение жилья, поскольку документального подтверждения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания нет. В соответствии с Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, акт о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначенными исполкомами районных городских Советов народных депутатов, представителей ЖЭО, БТИ, санитарного узла, управления пожарного надзора. Из пояснений, данных Шлыковой Л.И. в судебном заседании видно, что в 1997 году ЖБК Учреждения ЖХ-385/2 не требовало предоставить межведомственный акт о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Следовательно, комиссия находит, что в этом случае имеет место неправомерные действия должностных лиц при решения вопроса о принятии на учет на улучшение жилищных условий Шлыкову Л.И. в 1997 году. Тогда как, в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Следовательно, ст. 55 ЖК РФ гарантирует права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на заключение с ними договора социального найма. Гражданин снимается с учета лишь после получения жилого помещения по договору социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 части 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение им жилых помещений. Указанная норма закона содержит также указание на то, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст.56 ЖК РФ, их перечень не подлежит расширению законами субъектов РФ. Из обжалуемого протокола совместного заседания руководства жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия за № от 7 апреля 2010 года, а также письма начальника ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 12.04.2010 года №. усматривается, что истица Шлыкова Л.И. снята со списка очередности на улучшение жилищных условий согласно п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации и по п.»г» ст.20 Постановления Правительства Республики Мордовия № 335 от 25.08.2005 года. В силу п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятии на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Из требований п.6 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ вытекает, что граждане снимаются с очереди в случае, если при подаче документов для постановки на учет гражданин представил недостоверные сведения, которые послужили основанием для постановки данного гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и впоследствии выявилось несоответствие данных сведений действительности, то орган, осуществляющий постановку на учет, обязан снять данного гражданина с учета из-за отсутствия правовых оснований, дающих ему возможность состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Неправомерные действия должностных лиц органов, осуществляющих постановку на учет, которые способствовали постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, должны быть доказаны в судебном порядке. Одним из оснований снятия Шлыковой Л.И. с очереди на улучшение жилищных условий явилось то, что при обращении с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, к заявлению не приложены акт межведомственной комиссии о признании квартиры истицы непригодной для проживания на момент постановки на очередь. Вместе с тем, Шлыкова Л.И. действительно является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку квартира, в которой она проживала со дня постановки на очередь на улучшение жилищных условий до настоящего времени не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям как в настоящее время, так и на момент постановки Шлыковой Л.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает не состоятельными приведенные в обжалуемом протоколе совместного заседания руководства жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 года № основания, послужившие исключению истицы Шлыковой Л.И. из списков очередности ввиду непредставления ею акта межведомственной комиссии, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств того, что указанный акт у истицы истребовался. В связи с изложенным суд находит не состоятельными и не обоснованными доводы ответчика в части правомерности исключения истицы из списков очередности на улучшение жилищных условий в связи с неправомерными действиями должностных лиц ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия при решении вопроса о принятии на учет на улучшение жилищных условий Шлыковой Л.И., поскольку доказательств об оспаривании в судебном порядке неправомерных действий жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, осуществивших постановку на учет Шлыкову Л.И. в 1997 году в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суду не представлено. Ни одного из оснований, указанных в пунктах 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия с учета Шлыковой Л.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом не установлено, следовательно, отсутствовали основания для снятия истицы с такого учета. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 года № в части исключения Шлыковой Л.И. из списка очередников, нуждающихся в получении жилья и улучшения жилищных условий незаконным. Восстановить Шлыкову Л.И. в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия с 7 февраля 1997 года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения мотивированного с подачей жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий: Е.А. Бикмаева На момент опубликования решения была подана кассационная жалоба