О признании незаконным решений жилищно-бытовой комиссии и восстановлении истца в очереди на улучшение жилищно-бытовых условий



Дело № 2-858/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года                                                  пос. Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи: Неяскина Е.С.,

при секретаре: Антоновой О.А.,

с участием в деле истца - Васильева А.И. и его представителя Бабиной Г.С.

представителя ответчика ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ Медведевой М.А. действующей на основании доверенности

представителя ответчика УФСИН России по РМ Бакановой Л.А. действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.И. к ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ и УФСИН России по РМ о признании незаконным решений жилищно-бытовых комиссий в части снятия его с очереди на улучшение жилищных условий, отказа во включении его в сводный список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», восстановления его в очереди на улучшения жилья с 03 апреля 1998 года по ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ и о признании незаконным решения жилищной комиссии УФСИН России по РМ в части отказа во включении его в сводный список граждан - участников вышеуказанной подпрограммы, суд

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.И. обратился в суд с иском к ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ, к УФСИН России по Республике Мордовия, о признании незаконным решений жилищно-бытовых комиссий в части снятия его с очереди на улучшение жилищных условий, отказа во включении его в сводный список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», восстановления его в очереди на улучшения жилья с 03 апреля 1998 года по ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ и о признании незаконным решения жилищной комиссии УФСИН России по РМ в части отказа во включении его в сводный список граждан - участников вышеуказанной подпрограммы указывая при этом, что он Васильев А.И после окончания Рязанской Высшей школы МВД СССР __.__.____ был направлен для прохождения службы в должности начальника отряда ИТК-17 Дубравного УИТУ МВД МАССР.

__.__.____ уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п., «б» Положения о службе в ОВД, по достижении предельного возраста. Общая продолжительность службы составила :25 лет 10 месяцев 24 дня..

Им были собраны все документы и направлены в жилищную комиссию УФСИН России по Республике Мордовия п.Явас. однако им была получена выписка из протокола заседания жилищной комиссии от 07.06. 2011 года, где ему отказано во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, „Жилище,, на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия.

С данным решением не согласен по следующим основаниям : На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ИК-17 от 9 апреля 1998 года его жена -В.В. была поставлена в очередь на на расширение жилплощади, как многодетная мать, так как отопление печное, жилая площадь составляет 32 кв.м, состав семьи муж, дочь, дочь, сын. В порядке очередности она включена в список на расширение жилплощади с 3 апреля 1998 года.

Согласно акта проверки жилищных условий от 9 апреля 1998 года указано : жилая площадь 32 кв.м, комнат- две.

Дом деревянный, барачного типа, комнаты сухие изолированные. В квартире имеется печное отопление. Состав семьи 5 человек, многодетная семья.

15 марта 2010 года вновь были проверены жилищные условия их семьи и комиссия указала: включить в программу „Государственные жилищные сертификаты,, состав семьи 7 человек.

Согласно акта проверки жилищных условий от 30 марта 2011 года указано о том, что квартира в которой он и его семья проживают состоит из 2 комнат, жилая площадь- 32 кв.м.

Дом деревянный, барачного типа, комнаты сухие изолированные, семья состоит из 7 человек.

Согласно справке из администрации Явасского городского поселения Зубово- Полянского муниципального района РМ указано о том, что квартира в которой они проживают находится в муниципальной собственности.

На основании выписки из протокола от 19 февраля 2010 года было рассмотрено его заявление на внесение изменений в очередь с жены В.В. на Васильева А.И. Состоят в очереди с 3 апреля 1998 года. Постановили: внести изменения в очередь на расширение и улучшение жилья.

На основании выписки из протокола от 15 марта 2010 года он был включен в список кандидатов «Государственные жилищные сертификаты» проголосовали единогласно.

Согласно протокола от 15 марта 2011 года он был признан участником подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством,, Федеральной целевой программы- «Жилище» на 2011-2015 г.г.» на 2011 год.

На основании протокола от 15 марта 2011 года он был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством,, на 2011 год.

До 2010 года в списках очередности в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия состояла его жена В.В., так как в то время он и его жена работали вместе в одном Учреждении, жена продолжает работать в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и они считали, что не имеет значения кто из членов семьи будет стоять на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Жилищно-бытовой комиссией жена 3.04.1998 года была поставлена в очередь, как многодетная мать, отопление, печное, жилая площадь составляла 32 кв.м на семью. В тот момент у них в семье было трое детей. Он проработал в данном Учреждении 25 лет 10 месяцев 24 дня, уволен по ст.58 п„б,. Положения о службе, по достижении предельного возраста, с должности ... Исправительной колонии приказ УФСИН по РМ от __.__.____.

В 2010 году они с женой решили, что в целях получения жилья по программе „ Жилище,, в очереди встанет он как пенсионер уголовно-исполнительной системы, а она не имела право быть участником данной программы. Его жена В.В. написала заявление и решение жилищно-бытовой комиссии от 19 февраля 2010 года очередь на улучшение жилищных условий была перенесена на него.

Произведя замену с жены на него жилищная комиссия на нарушила чьих-либо прав, поскольку под каким номером в списках очередников стояла В.В. под таким номером был поставлен в очередь и он.

Он и его семья до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного просит признать протокол от 07 июня 2011 года заседания жилищной комиссии УФСИН России по РМ, в части не включения его Васильева А.И., в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2012 год по УФСИН России по РМ незаконным.

28 ноября 2011 года в судебное заседание от истца Васильева А.И. поступили дополнительные исковые требования согласно которых он просит:

Признать действия жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ в части снятия Васильева А.И. с очереди на улучшение жилищных условий - незаконными.

Обязать ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ восстановить Васильева А.И. в очереди на улучшение жилья с 03 апреля 1998 года по ФКУ ИК 17 УФСИН России по РМ.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РМ в части отказа во включении Васильева А.И. в сводный список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» на 2012 год.

Обязать ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ и УФСИН России по РМ признать Васильева А.И. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года» на 2012 год

В судебном заседании истец Васильев А.И. и его представитель Бабина Г.С. заявленные требования поддержали по основаниям указанным в исковом заявлении дополнив при этом, что своими незаконными действиями администрация ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ и УФСИН России по РМ фактически лишают его гарантированного законом права на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК 17 УФСИН России по РМ Медведева М.А. действующая на основании доверенности возражала в удовлетворении исковых требований Васильева А.И. по основаниям указанным в возражениях.

В судебном заседании представитель УФСИН Росси по РМ Баканова Л.А. действующая на основании доверенности возражала в удовлетворении исковых требований Васильева А.И. по основаниям указанным в возражениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Васильева А.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что с 03 апреля 1998 года В.В. - супруга истца была поставлена на очередь на получение жилья в Учреждение ЖХ-385/17. Основанием постановки на очередь на получение жилья было ее заявление от 03 апреля 1998 года. Данное обстоятельство подтверждается заявлением В.В. о принятии ее на учет для расширения жилой площади в связи с тем, что семья состоит из 5-ти человек, проживают в квартире из 2-х комнат, жилая площадь мала. Данный факт не оспаривается сторонами.

Согласно справке от 14.11.2011 года выданной ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ В.В. работает в исправительной колонии № 17 с __.__.____. В должности ... работает с августа 2005 года по настоящее время.

Согласно светокопии выписки из протокола от 19.02.2010 года жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ следует, что на основании письменного заявления Васильева А.И. внесены изменения в очередь с фамилии жены В.В. на фамилию мужа Васильева А.И. Состоят в очереди с 03.04.1998 года.

Согласно светокопии выписки из протокола от 15 марта 2010 года жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ Васильев А.И. включен в список кандидатов «Государственные жилищные сертификаты».

Согласно светокопии выписки из протокола от 15 марта 2011 года Васильев А.И. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год.

Согласно светокопии выписки из протокола от 15 марта 2011 года Васильев А.И. включен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год.

Из светокопии справки выданной ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ следует, что Васильев А.И. проходил службу с __.__.____ по __.__.____ в уголовно-исполнительной системе МВД Минюста России. С __.__.____ уволен по ст. 58 п. «Б» (по достижению придельного возраста) Положение о службе в ОВД. Общая продолжительность службы составляет 23 года 10 месяцев 00 дней.

Из светокопий справок выданных ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ следует, что Васильев А.И., В.В. и Н.С. ранее сертификаты на приобретение жилья не получали.

Из светокопии акта проверки жилищных условий заявителя от 30.03.2011 года следует, что Васильев А.И., В.В., М.А., И.А., Н.С., А.В., П.В. проживают по адресу: <Адрес> в жилом доме общей площадью 62 кв.м. из них жилой 32 кв.м.

Факт родственных отношений Васильева А.И. с В.В., И.А., М.Д., А.В., П.В. подтверждается представленными в суд письменными доказательствами и не оспаривается сторонами.

Из светокопии ордера от 19 февраля 2001 года следует, что Васильеву А.И. с семьей состоящей из 5 человек жена В.В., дочь Н.А., дочь М.А., сын И.А. представлена жилая площадь 32,2 кв.м., вспомогательная 30,0 кв.м. Жилое помещение расположено по адресу <Адрес>.

Согласно светокопии справки выданной администрацией Явасского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ от 11 мая 2011 года следует, что Васильев А.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <Адрес> Квартира находится в муниципальной собственности Явасского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района РМ.

Проанализировав представленные в суд письменные доказательства суд приходит к выводу, что в указанной справке ошибочно указана квартира тогда как на самом деле Васильев А.И. проживает в квартире .

То есть и в настоящее время истец с членами семьи проживает в этом же жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма не отпали.

Сообщениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия за от 12 марта 2011 года, за от 12 марта 2011 года, за от 25 марта 2011 года, за от 12 марта 2011 года, за от 22 февраля 2011 года, за от 22 февраля 2011 года, за от 22 февраля 2011 года,     подтверждается, что за Васильевым А.И., И.А., В.В., М.Д., А.В., Н.С., П.В. зарегистрированной недвижимости в виде жилого помещения не имеется.

Вышеперечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, свидетельствующими о том, что жилищно-бытовая комиссия своим решением правомерно заменила В.В. на ее супруга Василеьва А.И. в очереди на получение жилья. Поскольку занимаемое семьей Васильева А.И.        жилое помещение ему не принадлежит, а принадлежит по праву собственности Явасскому городскому поселению Зубово - Полянского муниципального района РМ то есть своего жилья семья Васильевых не имеет по настоящее время, жильем не обеспечивались.

Как видно из протокола заседания Жилищной комиссии УФСИН России по РМ от 07.06.2011 года, комиссией было постановлено не включать в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2012 год по УФСИН России по РМ пенсионера УИС Васильева А.И..

Согласно светокопии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК -17 УФСИН России по РМ от 19 октября 2011 года на заседании выступил председатель жилищно-бытовой комиссии О.А. который указал, что В.В. состояла в очереди на расширение и улучшение жилищных условий как многодетная мать с 03.04.1998 года, однако в 2010 году обратился ее муж с заявлением внести изменения в очередь на расширение и улучшение жилищных условий, а именно произвести замену в очереди, исключив супругу, поставив вместо нее его. Жилищно-бытовая комиссия приняла решение по замене, поставив в списке очередников Васильева А.И.. Считает решение комиссии незаконным и необоснованным, так как Жилищным кодексом РФ замена очередности не предусмотрена. Следовательно, включение Васильева А.И. в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, признание его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», включение его в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 год» также является незаконным и необоснованным. После выступления комиссия проголосовала и постановила: протокол от 19 февраля 2010 года, протокол от 15 марта 2011 года, протоколы и от 15 марта 2011 года отменить. Оставить в очереди на расширение и улучшение жилищных условий В.В.

Тогда как, в соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 г), граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно статье 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев- увольнения в" связи с уходом на- пенсию-или. переходом на выборную должность.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Следовательно, ст. 55 ЖК РФ гарантирует права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на заключение с ними договора социального найма. Гражданин снимается с учета лишь после получения жилого помещения по договору социального найма.

Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 части 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение им жилых помещений.

Указанная норма закона содержит также указание на то, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст.56 ЖК РФ, их перечень не подлежит расширению законами субъектов РФ.

Из обжалуемого протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ(ФБУ) ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия и УФСИН России по РМ усматривается, что истец Васильев А.И. не включен в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и исключили из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий по тем основаниям, что комиссией было признано необоснованным решение жилищной комиссии о замене В.В. на супруга Васильева А.И. в очереди на получение жилья и сохранении права очередности за супругом Васильевым А.И., как членом семьи и принято решение оставить в очереди на получение жилья В.В.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает не состоятельными приведенные в обжалуемых протоколах заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ(ФБУ) ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия от 19 октября 2011 года и жилищной комиссии УФСИН России по РМ от 07.06.2011 года основания, послужившие не включению в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и исключению истца Васильева А.И. из списков очередности на получение жилья, поскольку решение жилищно-бытовой комиссии о замене В.В. на супруга Васильева А.И. в очереди на получение жилья не противоречит действующему законодательству и не ухудшает положение других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ни одного из оснований, указанных в пунктах 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия с учета Васильева А.И. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, судом не установлено, следовательно, отсутствовали основания для снятия истца с такого учета.

В возражениях ответчик УФСИН России по РМ указывает, что из справки о составе семьи, выданной Администрацией Явасского городского поселения от31 марта 2011 года видно, что Н.С. не является дочерью Васильева А.И., а также не признана в судебном порядке его дочерью. Следовательно, Васильев А.И. не может быть признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» с таким составом семьи.

По мнению суда данные возражения являются не обоснованными. Так как Васильевым А.И. не предъявляются требования о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» именно с составом семьи из 7 человек. Более того даже с составом семьи из 6 человек Васильев А.И. нуждается в улучшении жилищных условий так как согласно представленных в суд письменных доказательств общая площадь жилого помещения составляет 62 кв. м. тогда как согласно постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более) (далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Васильева А.И. к ФКУ ИК 17 УФСИН России по РМ и к УФСИН России по РМ удовлетворить.

Признать действия жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ в части снятия Васильева А.И. с очереди на улучшение жилищных условий - незаконными.

Обязать ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ восстановить Васильева А.И. в очереди на улучшение жилья с 03 апреля 1998 года по ФКУ ИК-17 УФСИН России по РМ.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РМ в части отказа во включении Васильева А.И. в сводный список граждан - участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» на 2012 год.

Обязать ФКУ ИК - 17 УФСИН России по РМ и УФСИН России по РМ признать Васильева А.И. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года» на 2012 год

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его принятия, с подачей жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:                                       Е.С.Неяскин

.