О возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии



Дело № 2-181 /2012 г

РЕШЕНЕ

Именем Российской Федерации.

13 февраля 2012 года                                                   р.п.Зубова Поляна.

Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Заренковой Н.Е.,

при секретаре Медведевой Н.Ф.,

с участием заместителя Дубравного прокурора Республики Мордовия Ямашкина А.С.,

представителей ответчика - юрисконсульта организационно - аналитического отдела ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия - Медведевой М.А., действующей по доверенности,

начальника отдела материально - технического обеспечения учебно- производственного процесса и сбыта продукции ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия Лоскутова С.В., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Дубравного прокуророа Республики Мордовия к ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия о возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии в интересах неопределенного круга лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

И.о Дубравного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия о возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии в интересах неопределенного круга лиц,

В обоснование заявленных требований указывает, что Дубравной прокуратурой Республики Мордовия 01 февраля 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства о ветеринарии в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия (далее ИК-17), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в свиноводческом подсобном хозяйстве ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, где содержатся - 83 головы свиней.

Согласно ст.1 Закона РФ от 14.05.1993г. №4979 -1 "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных.

В нарушении требований п. 2.2, п. 3.1, п.3.2, п. 3.4, п.3.3.1, п. 3.5 "Ветеринарно - санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986г., свиноводческое хозяйство ИК -17 не работает по принципу предприятия закрытого типа, вход на производственную зону свиноводческого предприятия не осуществляется через санпропускник, не осуществляется въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер, отдельного помещения для стирки и сушки спецодежды нет, при выходе в бытовые производственные помещения отсутствуют дезковрики.

Указанные нарушения законодательства могут повлечь к заносу на свиноводческое хозяйство ИК -17 вируса африканской чумы свиней.

Согласно Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным Управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21.11.1980г. в случае возникновения африканской чумы свиней определяются границы эпизоотического очага и угрожаемых зон, на хозяйство, населенный пункт, республику, где выявлено заболевание, накладывают карантин. На территории непосредственно прилегающую к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней 20 км, уничтожаются все животные, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан. Помимо этого, по условиям карантина, запрещается ввоз на территорию и вывоз с нее животных всех видов, в том числе и птиц; торговля животными и продуктами животного происхождения на рынках и в других местах проведения сельскохозяйственных выставок и других мероприятий, связанных со скоплением людей и животных.

Таким образом, неисполнение ИК-17 ветеринарных правил может привести к заносу вируса африканской чумы свиней, что в свою очередь нарушит права и интересы неопределенного круга лиц- владельцев личных подсобных хозяйств.

Учитывая то, что состав потенциальных истцов определить не представляется возможным, в связи с чем прокурор вправе в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

И.о. Дубравного прокурора просит обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония -17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия) работать в закрытом технологическом режиме в свиноводческом подсобном хозяйстве, для чего в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, оборудовать въезд на территорию свиноводческого хозяйства ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия санитарным пропускником и дезинфекционным барьером в соответствии с требованиями "Ветеринарно - санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 года и оборудовать дезковриками входы в производственные бытовые помещения.

В судебном заседании заместитель Дубравного прокурора Республики Мордовия Ямашкин А.С. исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика - юрисконсульт организационно - аналитического отдела ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия - Медведева М.А. требования и.о. Дубравного прокурора признала частично, предоставила письменное возражение о частичном признании требований, где указала, что свиноводческое хозяйство ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия работает по принципу закрытого предприятия, вход на территорию предприятия посторонним лицам, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы) на территорию запрещен, свиноводческое предприятие оборудовано сплошным забором.

Вопрос по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки руководством ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия рассматривается и принимаются меры по приобретению дезковриков, материалов для надлежащего оборудования въезда на территорию свиноводческого хозяйства санитарным пропускником и дезинфекционным барьером, решается вопрос по оборудованию отдельного помещения для стирки и сушки спецодежды. Однако в связи с материальными затруднениями, которые испытывает ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия, требования истца в двух месячный срок, со дня вступления решения по делу в силу, она, как представитель ответчика считает, не представляется возможным исполнить, поскольку ИК-17 имеет задолженность по выплате заработной платы осужденным более 2млн. рублей, кредиторскую задолженность другим учреждениям, кроме того, в зимний период проведение работ по устранению нарушений затруднительно.

Представитель ответчика - начальник отдела материально - технического обеспечения учебно- производственного процесса и сбыта продукции ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия Лоскутов С.В. требования истца признал также частично, в суде показал, что принимаются меры по приобретению дезковриков, материалов для надлежащего оборудования въезда на территорию свиноводческого хозяйства санитарным пропускником и дезинфекционным барьером, а также решается вопрос по оборудованию отдельного помещения для стирки и сушки спецодежды. Однако считает, что в зимний период в двух месячный срок, со дня вступления решения по делу в силу, проведение работ по устранению нарушений затруднительно.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования и.о. Дубравного прокурора Республики Мордовия подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Устава от 16.02.2011 года №80, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония -17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия является учреждением уголовно - исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. В пункте 1.6 раздела 1 "Общие положения" устава указано, что

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия является некоммерческой организацией и согласно пункта 1.7 этого же раздела, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки установленной формы со своими полным и сокращенным наименованиями и другую символику, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и не оспаривается представителями ответчика, что Дубравной прокуратурой Республики Мордовия 01 февраля 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства о ветеринарии в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия (далее ИК-17), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в свиноводческом подсобном хозяйстве ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.

Из справки от 01 февраля 2012 года, составленного и подписанного помощником прокурора Дубравной прокуратуры - А.И., заместителем начальника отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия И.Н., начальником с/х отделения УФСИН России по Республике Мордовия подполковником внутренней службы - Г.Н., главным специалистом с/х отделения УФСИН России по Республике Мордовия капитана внутренней службы Т.А. следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о ветеринарии в силу Закона РФ от 14.05.1993г. №4979 -1 "О ветеринарии" в свиноводческом подсобном хозяйстве ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, установлено, что в указанном хозяйстве содержатся 83 головы свиней

В ИК-17 для размещения свинопоголовья имеется 1 помещение, расположенное за пределами зоны. Ветеринарно-санитарное состояние помещения и животных неудовлетворительное. В свинарнике не соблюдается температурный режим содержания (холодно), помещение ветхое. Свинарник огорожен по периметру деревянным забором, с въездными воротами. Вход на производственную зону свиноводческого предприятия не осуществляется через санпропускник, существуют только элементы работы санпропускника - имеются раздевалки с индивидуальными шкафчиками для обслуживающего персонала, который находится в ненадлежащем ветеринарно-санитарном состоянии; так же не осуществляется въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер - нарушение п. 3.2. правил.

Отдельного помещения для стирки и сушки спецодежды нет. При входе в бытовые производственные помещения отсутствуют дезковрики. Имеются комплексные планы по предупреждению возникновения африканской чумы свиней на подсобном хозяйстве и по ликвидации АЧС в подсобном хозяйстве. Плановая дезинфекция животноводческих помещений проводится собственными силами 2 раза в год. Имеется необходимый минимум лекарственных и дезинфицирующих средств.

При проведении проверки выявлены следующие недостатки:

Термообработка кормов проводится с нарушением п. 5.5.1. правил, корма не подвергаются стерилизации при температуре 100* с экспозицией не менее 2 часов, хотя журнал проверки термической обработки кормов имеется. Также в подсобном хозяйстве ИК-17 нарушаются требования п. 1.1. «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий» (утверждены Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986г. отсутствует проектная документация, разработанная в соответствие с нормативными документами.

Также отсутствует заключение органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения данного предприятия по производству продуктов животноводства действующим ветеринарным нормам и правилам - нарушение п. 2. ст. 12. Закона РФ от 14 мая 1993г. № 4979-1 «О ветеринарии».

Навоз от свиней вывозится за территорию подсобного хозяйства, без проведения обеззараживания. На территории имеются бродячие животные.

В соответствии с "«Ветеринарно-санитарными правилами для специализированных свиноводческих предприятий» (Утверждены Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 г.).

В п. 2. Ветеринарные объекты.

На свиноводческих предприятиях (племенных, репродукторных, откормочных и с законченным производственным циклом) предусматривают строительство ветеринарных объектов в соответствии с требованиями действующих «Общесоюзных норм технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих и птицеводческих предприятий».

Дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т. в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.

п. 3. Ветеринарно-санитарный режим на свиноводческом предприятии.

Специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа.

Вход на территорию свиноводческих предприятий посторонними лицами, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы), запрещают.

3.1.1. При этом лица, посещающие комплекс, проходят санитарную обработку и регистрируются в специальном журнале.

Вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.

3.3. Санитарный пропускник строят на линии ограждения административно- хозяйственных и производственных зон.

3.3.1. В составе санпропускника предусматривают помещение для дезинфекции, стирки и сушки спецодежды и спецобуви.

3.3.2. В проходной санитарного пропускника устанавливают круглосуточное дежурство.

3.3.3. Перед входом в санпропускник как со стороны внешней территории предприятия, так и со стороны производственной зоны устанавливают дезбарьеры (кюветы с ковриками или опилками), увлажненные дезраствором.

3.4 В помещении санитарного пропускника работники комплекса (фермы) снимают свою домашнюю одежду и обувь, оставляют их в гардеробной домашней одежды (в шкафу, закрепленной за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь. По окончании работы спецодежду снимают, надевают домашнюю одежду и обувь. ~

3.4.1. Выходить в спецодежде и в спецобуви, а также выносить их за пределы предприятия запрещается.

3.5. При входе в изолированное помещение (секцию) устанавливают дезванночки, заполненные на глубину 15 см дезинфицирующим раствором. С внутренней стороны дверей у входа в склады комбикормов, кормокухню, ветеринарные объекты оборудуют дезковрики, заполненные опилками или иным пористым материалом, увлажненным дезрастворм.

3.7.1. Обслуживающий персонал обеспечивают спецодеждой и спецобувью по существующим нормам. Оборудование, инвентарь, спецодежду, спецобувь, другие предметы маркируют и закрепляют за участком (цехом). Передавать указанные предметы из одного участка в другие без обеззараживания запрещается.

Дезинфекция на специализированных свиноводческих предприятиях является составной частью общего технологического процесса производства и производится по плану, составленному с учетом особенностей технологии воспроизводства, выращивания и откорма свиней.

В плане дезинфекционных работ предусматриваются сроки проведения, методы и режимы дезинфекции основных производственных и подсобных помещений, транспортных средств и других объектов, а также потребность в дезинфицирующих и моющих средствах, дезинфекционной имоющей технике, методы контроля качества дезинфекции.

Руководителю ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия необходимо немедленно ужесточить пропускной режим с исключением допуска посторонних лиц и автотранспорта не связанного с работой на свиноферме. Исключить доступ бродячих животных.

навести санитарный порядок в производственных и бытовых помещениях, приобрести дезковрики.

обеспечить тепло в помещении раздевалок обслуживающего персонала.

ветеринарному врачу завезти все необходимые журналы, отдельно завести папку по африканской чуме свиней с наличием в папке, утвержденного комплексного плана по профилактике и борьбе с АЧС и других исходящих и приходящих документов.

вывоз навоза за территорию подсобного хозяйства производить после его обеззараживания.

корма подвергать обязательной стерилизации при температуре 100* с экспозицией не менее 2 часов с термометрией и учетом в журнале.

По итогам проведенной проверки установлено, что руководством учреждения не проводятся необходимые меры по профилактике и борьбе с заразными заболеваниями, в том числе и против африканской чумы свиней, указанные нарушения представляют собой угрозу причинения вреда здоровью животных, содержащихся в хозяйстве, поскольку не препятствуют заносу инфекции на свинопоголовье подсобного хозяйства.

Несоблюдения хозяйствами режима закрытого типа, нахождение на территории подсобного хозяйства: лиц, не прошедших санитарную обработку с принятием душа и полным переодеванием, не прошедшего дезинфекцию ходовых частей въезжающего транспорта, которые могут быть и являются потенциальными переносчиками и источниками возбудителей различного рода инфекционных заболеваний, в том числе вируса африканской чумы свиней (АЧС) и гриппа свиней.

Учитывая, что при проведении проверок специалистами Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия в подсобном хозяйстве ИК-17 в течение 2011 года неоднократно выявлялись недостатки исполнения ветеринарного законодательства и ветеринарно-санитарных правил при кормлении и содержании свиней, в целях недопущения заноса АЧС на территорию хозяйства руководству ИК-17, в справке рекомендуется в кратчайшие сроки произвести перевод подсобного хозяйства на альтернативные виды животноводства, чтобы не усугубить эпизоотическую ситуацию на территории подсобных хозяйств учреждений, подведомственных УФСИН России по Республике Мордовия.

Исходя из вышеизложенного суд считает, что руководство ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия обязано устранить нарушения Закона РФ от 14.05.1993г. №4979 -1 "О ветеринарии" в свиноводческом подсобном хозяйстве ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное суд находит, что исковое заявление и.о. Дубравного прокурора направленно для устранения нарушений требований ветеринарного законодательства и защиту интересов неопределенного круга лиц - прежде всего, населения п. Озерный Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, расположенного вблизи свиноводческого подсобного хозяйства ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, в связи с чем, требования и.о. Дубравного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчика, что в связи с тяжелым материальным положением ИК-17 и в зимний период проведение работ по устранению нарушений законодательства "О ветеринарии" затруднительно, суд находит несостоятельными, поскольку невыполнение требований предъявленных в исковом заявлении может повлечь к ликвидации свиноводческого подсобного хозяйства ИК-17, кроме того к моменту устранения нарушений законодательства "О ветеринарии" наступит весенне- летний период.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. Дубравного прокурора Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония -17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия) работать в закрытом технологическом режиме в свиноводческом подсобном хозяйстве.

Обязать ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия в течение двух месяцев, со дня вступления настоящего решения в законную силу, оборудовать въезд на территорию свиноводческого хозяйства ФКУ ИК -17 УФСИН России по Республике Мордовия санитарным пропускником и дезинфекционным барьером в соответствии с требованиями "Ветеринарно - санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий", утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 года и оборудовать дезковриками входы в производственные бытовые помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий, судья:                             Н.Е. Заренкова.