Дело № 2-219/2012 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 22 февраля 2012 года п. Зубова Поляна Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Неяскина Е.С. при секретаре Антоновой О.А. с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андреева В.И., представителя ответчика администрации Зубово - Полянского муниципального района РМ Майоровой И.В. действующей на основании доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубово-Полянского района РМ к администрации Зубово - Полянского муниципального района РМ о признании незаконным бездействий по не обеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию на территории Зубово - Полянского муниципального района РМ УСТАНОВИЛ: Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия обратился в суд с иском к администрации Зубово - Полянского муниципального района РМ о признании незаконным бездействий по не обеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию на территории Зубово - Полянского муниципального района РМ указывая при этом, что покуратурой Зубово-Полянского района проведена проверка исполнения законодательства, касающегося организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Проверкой установлены нарушения указанного законодательства, допущенные администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. Так, частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Аналогичная норма закреплена в пункте 3 статьи 5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании». В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Аналогичная норма закреплена в пункте 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в числе прочих: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. А согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования конкретизируются в части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», где указано, что органы местного самоуправления осуществляют организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования детям, создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений в полном объеме возложена на органы местного самоуправления Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. При этом, в соответствии с действующим российским законодательством, в полномочия органов местного самоуправления не входит ни определение оснований отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, ни определение круга лиц, которым дошкольное образование предоставляется. В силу части 1 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Согласно части 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666 (далее - Типовое положение), к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады различного вида, которые могут быть государственными или муниципальными и для которых названное Типовое положение является обязательным. Как установлено пунктом 27 указанного Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. А пунктами 3 и 28 Типового положения установлено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в дошкольное образовательное учреждение законодательством РФ не предусмотрено. Как установлено проведенной прокуратурой района проверкой, полномочия по решению указанного вопроса местного значения исполняются администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия ненадлежащим образом. На момент проверки право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования нарушено у 125 малолетних детей. Между тем, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; местное самоуправление самостоятельно лишь в пределах своих полномочий. В данном случае незаконным бездействием администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по необеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию влечет нарушение и ограничение законных прав детей на получение гарантированного Конституцией РФ общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Указанное является основанием для направления прокурором заявления в суд о признании незаконным бездействия администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Зубово-Полянского муниципального района РМ. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по необеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию на территории Зубово-Полянского муниципального района РМ. Обязать администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в течение 2 лет с момента вступления решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан и организовать на территории Зубово-Полянского муниципального района предоставление общедоступного дошкольного образования. В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андреев В.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика - Майорова И.В. действующая на основании доверенности заявленные требования признала в полном объеме. Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Прокуратурой Зубово-Полянского района проведена проверка исполнения законодательства, касающегося организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Проверкой установлены нарушения указанного законодательства, допущенные администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. Так, частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Аналогичная норма закреплена в пункте 3 статьи 5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании». В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Аналогичная норма закреплена в пункте 6.1 части 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в числе прочих: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. А согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования конкретизируются в части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании», где указано, что органы местного самоуправления осуществляют организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования детям, создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений в полном объеме возложена на органы местного самоуправления Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. При этом, в соответствии с действующим российским законодательством, в полномочия органов местного самоуправления не входит ни определение оснований отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, ни определение круга лиц, которым дошкольное образование предоставляется. В силу части 1 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Согласно части 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666 (далее - Типовое положение), к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады различного вида, которые могут быть государственными или муниципальными и для которых названное Типовое положение является обязательным. Как установлено пунктом 27 указанного Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. А пунктами 3 и 28 Типового положения установлено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в дошкольное образовательное учреждение законодательством РФ не предусмотрено. Как установлено проведенной прокуратурой района проверкой, полномочия по решению указанного вопроса местного значения исполняются администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия ненадлежащим образом. На момент проверки право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования нарушено у 125 малолетних детей. Между тем, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы; местное самоуправление самостоятельно лишь в пределах своих полномочий. В данном случае незаконным бездействием администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по необеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию влечет нарушение и ограничение законных прав детей на получение гарантированного Конституцией РФ общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Указанное является основанием для направления прокурором заявления в суд о признании незаконным бездействия администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Зубово-Полянского муниципального района РМ. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Таким образом принимая во внимание выше указанное требования прокурора следует признать основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия по необеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию на территории Зубово-Полянского муниципального района РМ. Обязать администрацию Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в течение 2 лет с момента вступления решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан и организовать на территории Зубово-Полянского муниципального района предоставление общедоступного дошкольного образования. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме, через Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия. Судья Е.С. Неяскин