О признании незаконным бездействия администрации сельского поселения в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих, а также фактических затратах на их содержание и о понуждении к совершению определеннных действий



Дело № 2- 386/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2012 года                                              р.п. Зубова Поляна РМ

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Яковлевой Л.М.,

с участием помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Андреева В.И.,

при секретаре Кисткиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и о понуждении к совершению определенных действий, указав, что прокуратурой района в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о противодействии коррупции выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Зарубкинского сельского поселения.

Так, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в дальнейшем - Федеральный закон) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 1 Федерального закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст.52).

При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнение осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

В статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Более того, как следует из части 6 статьи 52 указанного выше Федерального закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.

При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Однако, при проведении проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия указанные требования федерального законодательства не исполняются, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ, не публикуются. В частности, не опубликованы указанные сведения за 2, 3, 4 кварталы 2011 года.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из принципов коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 2, 3, 4 кварталы 2011 года и обязать администрацию Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 2, 3, 4 кварталы 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Андреев В.И. требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и просил с администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского района Республики Мордовия государственную пошлину не взыскивать, так как в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органа местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Представитель ответчика - администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, надлежащим образом извещённый о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представив заявление согласно которому просит рассмотреть дело в их отсутствие, полагаясь на усмотрение суда, иск признают, возражений не имеют.

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора по следующим основаниям.

Судом установлено:

Прокуратурой района в ходе проведения проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о противодействии коррупции выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Зарубкинского сельского поселения. Прокуратурой района установлено, что администрацией Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия указанные требования федерального законодательства не исполняются, сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Федеральный закон № 131-ФЗ, не публикуются. В частности, не опубликованы указанные сведения за 2, 3, 4 кварталы 2011 года.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из принципов коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Истец, считая, что указанные нарушения являются нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обратился в суд с иском к ответчику об их устранении.

Изложенное подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, актом соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 13 марта 2012 года, объяснением заместителя главы администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Р.А. от 13 марта 2012 г., а также уставом Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в дальнейшем - Федеральный закон) устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.

Согласно статье 1 Федерального закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с частью 1 ст. 52 Федерального закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В соответствии с частью 2 ст. 52 Федерального закона органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований, что также закреплено уставом Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнение осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.

В статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов и как следует из части 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.

При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 2, 3, 4 кварталы 2011 года и обязать администрацию Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 2, 3, 4 кварталы 2011 года.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 258, статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующий органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение в течение одного месяца.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органа местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, с администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского района Республики Мордовия не подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 2, 3, 4 кварталы 2011 года.

Обязать администрацию Зарубкинского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 2, 3, 4 кварталы 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:                                       Л.М. Яковлева

На момент опубликования решение не вступило в законную силу