Дело № 2-795 /2012 г Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 13 июня 2012 года р.п.Зубова Поляна Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Неяскина Е.С. при секретаре Антоновой О.А. с участием помощника прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Лисюшкина С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия об обязании И.П. Калмыковой Л.Б. подать информацию о фактическом загрязнении окружающей среды УСТАНОВИЛ : Прокурор Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об обязании И.П. Калмыковой Л.Б. подать информацию о фактическом загрязнении окружающей среды. В обоснование заявленных требований указывает, что в мае 2012 г. прокуратурой Зубово-Полянского района проведена проверка в области охраны окружающей среды в деятельности ИП Калмыковой Л.Б., в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух, загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Ростехнадзор) от 05.04.2007 № 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной технологической экспертизы с 01.10.2010 передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). Проведенной проверкой установлено, что И.П. Калмыкова Л.Б. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с -__.__.____ (ОГРН ...). Согласно информационного письма об учете в ЕГРПО от 21.01.2003 года № 351 сообщается, что ИП Калмыковой Л.Б. присвоена установленная идентификация по общероссийским классификаторам, в соответствии с которым основным видом деятельности является оптовая и розничная торговля товарами народного потребления. Предпринимательскую деятельность ИП Калмыкова Л.Б. осуществляет по адресу: РМ, Зубово - Полянский муниципальный район, п. Леплей, ул. Советская, в магазине принадлежащем ей на праве собственности. Из информационной справки Управления Росприроднадзора по РМ от 02.02.2012 г. № 316/05-13 следует, что ИП Калмыкова Л.Б. расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не представляла, плату за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляла. Согласно ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета РФ формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с приложением № 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ и Законе об охране окружающей среды. Направляя в суд заявление в интересах государства, прокурор действует в рамках предоставленных законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде, а также в целях последующего возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, РФ, заключается в следующем. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Неисполнение ИП Калмыковой Л.Б. требований действующего законодательства по представлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией РФ прав каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета РФ. На основании изложенного просят обязать ИП Калмыкову предоставлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по РМ (прием расчетов платы за НВОС осуществляется по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. Ленина, д. 49, кабинет № 11, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом - отчетным периодом признается календарный квартал). Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства. В судебном заседании помощник прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Лисюшкин С.В. заявление поддержал, по основаниям, в нем изложенным. В судебном заседании ИП Калмыкова Л.Б. не возражала в удовлетворении заявленных требований. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в мае 2012 г. прокуратурой Зубово-Полянского района проведена проверка в области охраны окружающей среды в деятельности ИП Калмыковой Л.Б., в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух, загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Субъектами внесения соответствующей платы в силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Ростехнадзор) от 05.04.2007 № 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 функции Ростехнадзора в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, обращения с отходами и государственной технологической экспертизы с 01.10.2010 передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). Проведенной проверкой установлено, что И.П. Калмыкова Л.Б. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с -__.__.____ (ОГРН ...). Согласно информационного письма об учете в ЕГРПО от 21.01.2003 года № 351 сообщается, что ИП Калмыковой Л.Б. присвоена установленная идентификация по общероссийским классификаторам, в соответствии с которым основным видом деятельности является оптовая и розничная торговля товарами народного потребления. Предпринимательскую деятельность ИП Калмыкова Л.Б. осуществляет по адресу: РМ, Зубово - Полянский муниципальный район, п. Леплей, ул. Советская, в магазине принадлежащем ей на праве собственности. Из информационной справки Управления Росприроднадзора по РМ от 02.02.2012 г. № следует, что И.П. Калмыкова Л.Б. расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не представляла, плату за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляла. Согласно ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета РФ формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с приложением № 4 к Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к перечню главных администраторов доходов федерального бюджета. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ и Законе об охране окружающей среды. Направляя в суд заявление в интересах государства, прокурор действует в рамках предоставленных законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде, а также в целях последующего возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организации, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, РФ, заключается в следующем. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, в первую очередь, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Неисполнение ИП Калмыкова Л.Б. требований действующего законодательства по представлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду препятствует достижению установленных Конституцией РФ прав каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, а также препятствует формированию неналоговых доходов федерального бюджета РФ. Учитывая вышеизложенное, следует, что заявление прокурора направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Заявление прокурора Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Калмыкову Л.Б. предоставлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую срежу в Управление Росприроднадзора по РМ (прием расчетов платы за НВОС осуществляется по адресу: Республика Мордовия, гш. Саранск, пр. Ленина, д. 49, кабинет № 11, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом - отчетным периодом признается календарный квартал). Взыскать с ИП Калмыковой Л.Б. осуществляющей свою деятельность по адресу: Республика Мордовия, Зубово - Полянский муниципальный район, п. Леплей, ул. Советская в бюджет Зубово - Полянского муниципального района РМ госпошлину в сумме - 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия. Судья: Е.С. Неяскин