Дело № 2- 598 / 2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ " 08 " июня 2012 года пос. Зубова Поляна Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе : председательствующего Неяскина Е.С., при секретаре Антоновой О.А. с участием истца Волкова И.В. и его представителя - адвоката Мордовской Республиканской коллегии адвокатов Климкина А.В., действующего на основании ордера № 77 от 30 мая 2012 года представителя ответчика : призывной комиссии Зубово-Полянского района отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия Завьялова А.С., действующего по доверенности от 01. 04.2012 года, выданного Военным комиссариатом Республики Мордовия и от 02.05.2012 года, выданного председателем призывной комиссии Зубово-Полянского муниципального района РМ С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия гражданское дело по иску Волкова И.В. к призывной комиссии отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району о признании незаконным решения от 02 апреля 2012 года за №1 призывной комиссии Военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия в части призыва его на военную службу и признании за ним права на отсрочку от призыва на военную службу по подп. «З» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах уголовно - исполнительной системы России, суд у с т а н о в и л : Волков И.В. обратился в суд с указанным иском. В судебном заседании он пояснил, что он состоит на воинском учете и является призывником Зубово-Полянского военного комиссариата. В отношении него принято решение о призыве па военную службу. В 2005 году он поступил в Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России. В 2010 году завершил обучение в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России (очная форма). Направление для поступления в Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России у него было от УФСИИ России но Республике Мордовия и поэтому после окончания института он был направлен в УФСИН России по РМ для прохождения дальнейшей службы. Он является сотрудником уголовно-исполнительной системы, имеет специальное звание лейтенант внутренней службы. Согласно приказа № от __.__.____ он назначен на должность начальника караула пожарной части 1 разряда ФБУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия по контракту сроком на 5 лет., с 28 июля 2010 года. С 11 мая 2011 года по настоящее время замешает должность старшего инспектора инспекции ведомственной охраны УФСИН России по Республике Мордовия ( Приказ УФСИН России по РМ от __.__.____ №). В соответствии со статьей 24 Федерального Закона от 28 марта 1998 года №53 Ф3 „О воинской обязанности и военной службе„ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, так как он с 2005 года являлся курсантом Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России. После окончания учебы было присвоено звание лейтенант внутренней службы с 26 июня 2010 года приказ от __.__.____ №. С 28 июля 2010 года приказом ФСИН России от __.__.____ № он зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы с присвоением звания „лейтенант внутренней службы,,. В соответствии со ст. 24 ч. 1 п. „з„ Ф3 „О воинской обязанности и военной службе„ отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов иучреждений соответственно., при наличии у них специальных званий на время службы в этих органах и учреждениях. Согласно Федерального Закона О внесении изменения в статью 24 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе,, (принят Государственной Думой 9 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года в статье 1 указано : „Внести в подпункт „з„ пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53 -ФЗ „О воинской обязанности и военной службе„ изменение, дополнив его после слов «при наличии у них» словами «высшего профессионального образования». Установить, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом „з„ пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 „О воинской обязанности и военной службе „ до 1 января 2010, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Таким образом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года №312 -Ф3 „О внесении изменения в статью 24 Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе,, он не подлежу призыву на военную службу. Согласно диплома №, который выдан ему __.__.____, указано : диплом является государственным документом о высшем образовании, кроме того согласно контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 11 мая 2011 года который с ним заключен, на срок 5 (пять лет ) он в данное время служит в органах уголовно-исполнительной системы Минюста России. Одновременно истец пояснил, что первоначально в своем исковом заявлении указал ответчиком Военный комиссариат РМ по Зубово-Полянскому району, так как не знал правильного названия призывной комиссии, так как ему на руки обжалуемое решение не выдавалось. На основании изложенного с учетом дополнений и уточнений заявленных в ходе судебного заседания 30 мая и 08 июня 2012 года просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово - Полянскому району от 02 апреля 2012 года за № 1 в части призыва его на военную службу и признать за ним право на отсрочку от призыва на военную службу по подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах уголовно - исполнительной системы России. В ходе судебного заседания истец Волков И.В. и его представитель Климкин А.В. свои требования поддержали по основаниям указанным в заявлении дополнив при этом, что истец в настоящее время является сотрудников УФСИН России по РМ в виду чего пользуется правом на отсрочку от военной службы. Представитель ответчика призывной комиссии Зубово-Полянского района отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия Завьялов А.С. - начальник отдела военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям указанным в возражениях дополнив при этом, что в случае необходимости для работы в системе УФСИН лиц прошедших специальное обучение по линии МЧС (пожарные) на учебу необходимо было направлять лиц прошедших военную службу. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование истца подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. Судом установлено, что Волков И.В. по направлению УФСИН России по РМ от 30.05.2005 года поступил учиться в Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России, с присвоением ему специального звания «рядовой внутренней службы». По окончании учебы 26 июня 2010 года Волков И.В. получил диплом Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России присуждена квалификация Инженер по специальности «Пожарная безопасность». С 28.07.2010 года приказом УФСИН России от __.__.____ № Волков И.В. зачислен в кадры уголовно исполнительной системы. С 11 мая 2011 года по настоящее время замещает должность старшего инспектора инспекции ведомственной охраны УФСИН России по РМ. 11 мая 2011 года между УФСИН России по РМ в лице начальника УФСИН России по РМ О.В. и Волковым И.В. заключен контракт о прохождении службы в уголовно - исполнительной системе в должности старшего инспектора ведомственной пожарной охраны сроком действия на 5 лет. Решением призывной комиссии отдела (муниципального) военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району от 02 апреля 2012 года ( протокол №1) постановлено на основании ст. 22 п.1 пп. «а» призвать Волкова И.В. на военную службу. Предварительно предназначить в СВ, в связи с этим истцу вручена повестка, из которой следует, что в соответствии с Федеральным законом « О воинской обязанности и военной службе» Волков И.В. обязан 11 мая 2012 года к 11 часам явиться в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району для отправки в войска. Вышеизложенные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются обозренными в судебном заседании подлинными доказательствами и имеющимися в деле и их ксерокопиями : заключением начальника УФСИН России по РМ о направлении на учебу Волкова И.В. в Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России, контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе по окончании учебы, дипломом серии ... № от __.__.____, выданным Волкову И.В. Ивановским институтом Государственной противопожарной службы МЧС России, приказом ФСИН России по Республике Мордовия за № от __.__.____ о назначении лейтенанта внутренней службы Волкова И.В. на должность начальника караула пожарной части 1 разряда ФБУ ИК № 7 УФСИН России по РМ, справкой за № 14/ТО/24-335 от 26 марта 2012 года, выданной УФСИН России по Республике Мордовия подтверждающей факт действительной службы истца Волкова И.В. непрерывно в органах уголовно - исполнительной системы Минюста России с 28.07.2010 года, с 11.05.2011 года по настоящее время замещает должность старшего инспектора инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по РМ, протоколом № 1 от 02 апреля 2012 года заседания призывной комиссии отдела ( муниципального) военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району, повесткой. Перечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе». Пунктом 1 ст. 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Пунктом 2 данной статьи определено, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Суд находит ошибочными доводы ответчика в той части, что право на отсрочку от призыва на военную службу по п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ от 28. 03. 1998 г. № 53 « О воинской обязанности и военной службе Волков И.В. не имеет, поскольку он после окончания Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России проходит службу в уголовно-исполнительной системе, поскольку данные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права. В соответствии с п.1 Положения о федеральной службе исполнения наказаний Федеральная служба исполнения наказаний ( ФСИН России ) является федеральным органом исполнительной власти Министерства Юстиции Российской Федерации, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Вопросы подготовки для уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации специалистов в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России предусмотрены соглашением о порядке организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях федеральных органов исполнительной власти - Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заключенным между Министерством Юстиции РФ (министром юстиции РФ Ю.Я. Чайка подписано соглашение 23 апреля 2003 года № 12) и Министерством МЧС России (С.К. Шойгу подписано соглашение 28 апреля 2003 года). В данном соглашении определен порядок подготовки специалистов в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России для УИС Минюста России и подготовки специалистов по специальностям« Юриспруденция « и « Психология « в образовательных учреждениях Минюста России для МЧС России. Исходя из основного направления Соглашения относительно подготовки специалистов в области пожарной безопасности в пункте 3 данного Соглашения указано, что МЧС России осуществляет ежегодную подготовку специалистов в области пожарной безопасности в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России для УИС Минюста России в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля МЧС России, приложение №1, в котором под п/п № 7 обозначено Ивановское пожарно- техническое училище, в последующем переименованное в Ивановский институт ГПС МЧС России. Указанные доказательства опровергают довод ответчика об отсутствии права истца на отсрочку от призыва на службу после окончания Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России. Истец проходил обучение в Ивановском институте ГПС МЧС России в период с 2005 по 2010 год по направлению УФСИН России по РМ и по окончанию учебного заведения им был заключен контракт на прохождения службы в УФСИН Росси по РМ сроком на 5 лет. В утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2007 года № 177 Наставлении по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определено, что основными задачами и организация работы подразделений ведомственной пожарной охраны учреждений УИС, являющимися структурными подразделениями учреждений УИС, являются функции по профилактике и тушению пожаров на объектах учреждений и органов УИС. Согласно положения об инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по РМ инспекция ведомственной пожарной охраны является структурным подразделением УФСИН России по РМ осуществляющим функции по разработке мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению, тушению пожаров и проведению ведомственного пожарного надзора на объектах учреждениях УИС. Волков И.В. - лейтенант внутренней службы, по окончании Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС приказом начальника УФСИН России по РМ № от __.__.____ назначен на должность начальника караула пожарной части 1 разряда ФБУ ИК 7 УФСИН России по РМ, в последующем, приказом УФСИН по РМ № от __.__.____ назначен на должность старшего инспектора инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по РМ по контракту сроком на 5 лет. Подпунктом «ж» п.2 Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии ( в военный комиссариат), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации « О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 от 02 октября 2007 года № 400, установлено, что при рассмотрения призывной комиссией вопроса о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу гражданами, поступившими на службу в учреждения и органы внутренних дел, в том числе в органы уголовно-исполнительной системы, соответственно, при наличии у них специального звания предоставляются, в частности, подлинники следующих документов : -соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании; -справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта ( или копия контракта ), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения. Обозренными в судебном заседании из личного дела призывника Волкова И.В. усматриваются наличие копии диплома серии ... № за регистрационным номером № от __.__.____ об окончании Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России, справки выданной с места прохождения службы Волкова И.В. Согласно п. "з" ч. 1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Данная норма закона связывает непосредственную обязанность лица, имеющего право на отсрочку по данному пункту, с получением специального высшего профессионального образования для дальнейшего прохождения службы в установленных законом государственных органах и учреждениях. Как установлено в виду отсутствия в системе УФСИН России образовательных учреждений по подготовке сотрудников пожарного надзора обучение сотрудников для пожарных частей УФСИН России производилось в образовательных учреждениях МЧС РФ, для чего было подписано соглашение между Министерством юстиции РФ и Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заключен договор о подготовке специалистов для прохождения службы в УФСИН России. Таким образом, Ивановский институт Государственной противопожарной службы возможно отнести к образовательным учреждениям УФСИН России. Поскольку истец по направлению УФСИН России по РМ получил высшее образование в Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС России по специальности «Пожарная безопасность» ему присвоено звание младший лейтенант внутренней службы, после окончания вуза он прибыл в распоряжение ФСИН России по РМ и был направлен по полученному образованию для прохождения службы в должности начальника караула пожарной части 1 разряда ФЬУ ИК 7 УФСИН России по РМ, в настоящее время согласно контракту сроком на 5 лет он проходит службу в должности старшего инспектора инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по РМ, то он имеет право на отсрочку на основании п. п. "з" ч. 1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Волкова И.В. удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии отдела муниципального военного комиссариата Республики Мордовия по Зубово-Полянскому району от 02 апреля 2012 года за №1 в части призыва Волкова И.В. на военную службу. Признать за Волковым И.В. право на отсрочку от призыва на военную службу по подп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на период службы в органах уголовно - исполнительной системы России. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий судья : Е.С. Неяскин На момент опубликования была подана апелляционная жалоба