О признании незаконным протокол заседания жилищной комиссии и восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-672/2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года                                                 пос. Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи: Неяскина Е.С.,

при секретаре: Антоновой О.А.,

с участием в деле истца - Араповой Е.И.

представителя ответчика ФКУ ИК - 14 УФСИН России по РМ Романовой А.В. действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Араповой Е.И. к ФКУ ИК - 11 УФСИН России по РМ о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии ФКУ ИК 11 УФСИН России по РМ от 19 декабря 2000 г. № 22 в части снятия ее с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и о восстановлении ее в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 10 февраля 1999 года.

УСТАНОВИЛ:

Арапова Е.И. обратилась в суд с заявлением к ФКУ ИК - 11 УФСИН России по РМ о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии ФКУ ИК 11 УФСИН России по РМ от 19 декабря 2000 г. № 22 в части снятия ее с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и о восстановлении ее в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 10 февраля 1999 года указывая при этом, что она проходит службу в уголовно - исполнительной системе. С этого же числа назначена на должность начальника ОМТС Исправительной колонии №11 Дубравного УИД (в настоящее время ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия). С 24 марта 2010 г. и по настоящее время работает в должности начальника отдела технического контроля центра трудовой адаптации осужденных федерального казенного учреждения Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия).

10 февраля 1999 г. подала заявление председателю жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия (ранее Исправительной колонии №11 Дубравного УИД) о постановке ее в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, в которой она проживает со своей семьей, не соответствовала санитарно - техническим нормам - отсутствовало водоотведение (канализация), газоснабжение, центральное отопление.

Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия от 29 марта 2000 г. №17 она поставлена в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 10 февраля 1999 г. (дата подачи заявления).

Согласно протокола жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК 11 УФСИН России по Республике Мордовия от 19 декабря 2000 г. №22 она была исключена из списков очередников на улучшение жилищных условий на основании п.20 «а» и «б» Правил» (имеется запись в протоколе).

Об этом решении ей стало известно лишь в декабре 2011 года, когда она стала собирать документы в жилищную комиссию УФСИН России по Республике Мордовия для дальнейшего получения сертификата.

Исключение ее из списков очередников на улучшение жилищных условий считает незаконным по основаниям, изложенным ниже.

Во-первых, основания исключения из списков очередников на улучшение жилищных условий - п.20 «а» и «б» Правил, указанные в протоколе от 19 декабря 2000 г. №22, к ней не могут быть применены.

Так, норма пп. «а» п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановление Совмина МАССР и Президиума облсовпрофа от 03 декабря 1984 г. №518 (далее - Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), предусматривает снятие гражданина с очереди в случае улучшения им жилищных условий.

Норма пп. «б» п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривает снятие гражданина с очереди в случае выезда на новое место жительства.

Считает, что жилищно-бытовая комиссия ИК-11, при исключении ее из очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, неправомерно руководствовалась указанными выше пп. «а» и «б» пункта 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку улучшение жилищных условий у нее и членов ее семьи не произошло. Она как проживала, так и проживает по настоящее время по адресу: <Адрес>.

Также она и члены ее семьи не выезжали на новое место жительства.

Во-вторых, в нарушении статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она не была уведомлена об исключении ее из списков очередников на улучшение жилищных условий.

20 марта 2012 г. межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия от 04 июня 2008 г. №71, было произведено обследование ее жилого помещения, по результатам которого составлен акт №9 и вынесено заключение. Члены межведомственной комиссии произвели обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, введенного в эксплуатацию в 1970 году и установили, что фундаменты не защищены отмосткой, вследствие чего стены имеют трещины, деформированы; деревянные перекрытия провисли, деформированы; стены просели; нижние венцы дома сгнили; несущая способность здания нарушена; кровля требует замены до 65%.

В результате чего, межведомственная комиссия вынесла заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, непригодным для постоянного проживания.

В силу части 1 статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего в то время, когда ему было предоставлено жилое помещение для проживания) жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В данной статье указаны требования, которым должны отвечать предоставляемые гражданам жилые помещения по договору социального найма. Данная статья, прежде всего, касается жилых помещений, которыми должны обеспечиваться граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Здесь же названы требования, которым должны соответствовать жилые помещения:

а) они должны быть благоустроенными применительно к условиям данного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств. Уровень благоустройства в разных населенных пунктах неодинаков: в городах он значительно выше, в сельской местности, как правило, полностью благоустроенными являются лишь многоквартирные жилые дома;

б) предоставляемые жилые помещения должны соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям (высота, площадь, изолированность и др.), температурно-влажностным показателям (температура и влажность помещения, загрязненность воздуха и т.п.). При этом жилые помещения должны отвечать и строительным показателям (не быть аварийными, ветхими, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных строениях). Полный перечень указанных показателей содержало Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 г. №529.

Вместе с тем, в соответствии со справкой, выданной главой администрации Барашевского сельского поселения от 26 ноября 2009 г. №299, по учетным данным жилищного фонда Барашевского сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, по состоянию на апрель 1999 года, не соответствовал санитарным и техническим нормам. В данном доме отсутствовало водоотведение (канализация), газоснабжение, центральное отопление.

В соответствии с п.2 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В связи с чем, она и была поставлена в 1999 году на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ИК-11.

В настоящее время она с членами семьи также проживает по адресу: <Адрес>.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего представления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получениями ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 4.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение им жилых помещений.

Исходя из изложенного, считает, что оснований для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия, не имелось. В связи с чем, считает, что право на улучшение жилищных условий за ней должно быть сохранено.

На основании изложенного просит признать незаконным протокол заседания жилищной комиссии ФКУ ИК- 11 УФСИН России по Республике Мордовия от 19 декабря 2000 г. №22, в части снятия ее с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Восстановить ее в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 10 февраля 1999 г.

В судебном заседании истица Арапова Е.И. свои требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении дополнив при этом, что об исключении ее из очереди на улучшение жилищных условий ее никто не уведомлял и о данном факте ей стало известно в декабре 2011 года. На данный момент она и члены ее семьи собственного жилья не имеют.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК 11 УФСИН России по РМ Романова А.В. действующая на основании доверенности возражала в удовлетворении исковых требований Араповой Е.И. указывая при этом, что истица была исключена из очереди на улучшение жилищных условий так как в комиссию не был представлен акт обследования жилищных условий. Уведомление об исключении из очереди на улучшение жилищных условий истице не направлялось.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Араповой Е.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ЖХ - 385/11 от 29 марта 2000 года Арапова Е.И. поставлена в очередь на получение жилья по дате подачи заявления с 10.02.1999 года.

Из журнала рассмотрения заявлений о постановке на очередь под номером 381 значится Арапова Е.И., дата подачи заявления 10.02.1999 г.

Согласно копии протокола заседания комиссии ЖБК № 22 от 19 декабря 2000 года Арапова Е.И. исключена из списков очередников на основании Правил п. 20 «а» и «б».

Из справки выданной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по РМ Темниковское отделение от 11 января 2012 года а также из уведомлений выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РМ от 20.01.2012 года следует, что за Араповой Е.И. и Араповым В.В. зарегистрированной недвижимости не значится.

Согласно выписки из домовой книги от 27 марта 2012 года по адресу <Адрес> проживают Арапов В.В. и Арапова Е.И..

Согласно договора социального найма жилого помещения от __.__.____ заключенного между администрацией Барашевского сельского поселения РМ и Араповым В.В. последнему передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение расположенное по адресу <Адрес>.

Из акта обследования помещения № 9 от 20 марта 2012 года следует, что жилое помещение по адресу: <Адрес> признано непригодным для проживания.

Согласно справке выданной главой администрации Барашевского сельского поселения от 26 ноября 2009 года следует, что жилой дом по адресу: <Адрес> по состоянию на апрель 1999 не соответствует санитарно-техническим нормам.

То есть и в настоящее время истец с членами семьи не имеет собственного жилья проживает в квартире принадлежащей на праве собственности Барашевской сельской администрации, данное жилое помещение комиссионного обследования было признано непригодным для проживания то есть основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма не отпали.

Вышеперечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, свидетельствующими о том, что Арапова Е.И. правильно была включена в список очередности на получение жилья.

В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 г), граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев- увольнения в связи с уходом на- пенсию-или переходом на выборную должность.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений.

В силу ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Следовательно, ст. 55 Жилищного кодекса РФ гарантирует права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на заключение с ними договора социального найма. Гражданин снимается с учета лишь после получения жилого помещения по договору социального найма.

Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 части 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение им жилых помещений.

Указанная норма закона содержит также указание на то, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, их перечень не подлежит расширению законами субъектов РФ.

Ни одного из оснований, указанных в пунктах 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия с учета Араповой Е.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, судом не установлено, следовательно, отсутствовали основания для снятия истца с такого учета.

В соответствии с п.4 ст.32 Жилищного кодекса РСФСР: «О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме». Аналогичную норму содержит ч.2ст.56. Жилищного кодекса Российской Федерации: «Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке».

В судебном заседании установлено и это не отрицается ответчиком, что извещение Араповой Е.И. о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не производилось.

Принимая во внимание изложенное суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Араповой Е.И. так как в судебном заседании достоверно установлено, что истица 10 февраля 1999 года была включена в список на получение жилья, предусмотренных законом оснований для ее исключения из указанного списка в судебное заседание не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Араповой Е.И. к ФКУ ИК 11 УФСИН России по РМ удовлетворить.

Признать протокол заседания жилищной комиссии ФКУ ИК 11 УФСИН России по РМ от 19 декабря 2000 года № 22 в части снятия Араповой Е.И. с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - незаконным.

Обязать ФКУ ИК - 11 УФСИН России по РМ восстановить Арапову Е.И. в очереди на получение жилого помещения с даты фактической постановки на учет - с 10.02.1999 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме, через Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:                                            Е.С.Неяскин

На момент опубликования была подана апелляционная жалоба