О взыскании компенсации морального вреда



Дело 2-238/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 апреля 2011 года п.Зубова Поляна

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Неяскина Е.С.,

при секретаре Антоновой О.А.

с участием старшего помощника Рузаевского транспортного прокурора Ступенковой Т.С.

представителя ОАО «РЖД» Шворак С.В. действующей на основании доверенности

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» в интересах Кокорева К.Ф. о взыскании морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, суд

УСТАНОВИЛ:

Рузаевский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением к ОАО «Российские железные дороги» в интересах Кокорева К.Ф. о взыскании морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, указывая при этом, что 01.09.2010 года около 8 часов 10 минут на 439 км станции Теплый Стан Куйбышевской железной дороги пассажирским поездом № 83 сообщением «Караганда - Москва» под управлением машиниста М.О. была смертельно травмирована Н.В..

Согласно акта судебно-медицинского исследования трупа № от __.__.____, смерть Н.В. наступила 01.09.2010 года от травматического шока, развившегося на фоне полученных повреждений, которые образовались в результате тупой травмы и могли возникнуть как от действия выступающих частей движущегося железнодорожного транспорта, так и при падении и ударе о насыпь железнодорожного полотна.

Причиной несчастного случая явилось нарушение Н.В. правил техники личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

16.10.2010 года по факту смертельного травмирования Н.В. следователем Самарского следственного отдела Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления.

В результате произошедшего Кокореву К.Ф., __.__.____ года рождения, - супругу Н.В. причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, связанных со смертью жены.

Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1100 Гражданского Кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, к которому относится железнодорожный транспорт.

Размер компенсации морального вреда в сумме 50 тысяч рублей, считают разумным и справедливым.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Самостоятельно Кокорев К.Ф., пенсионер, инвалид 3 группы, защитить свои интересы в суде не может в связи с отсутствием у него юридического образования, тяжелым материальным и моральным положением.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 ГПК РФ иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, могут предъявляться истцом в суд по месту его жительства или по месту причинения вреда.

На основании изложенного просят взыскать с ОАО «РЖД» в пользу Кокорева К.Ф. компенсацию морального вреда в размере 50 (пятидесяти) тысяч рублей.

В судебном заседании старший помощник Рузаевского транспортного прокурора Т.С. заявленные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в заявлении пояснив при этом, что просит взыскать с ОАО «РЖД» в пользу Кокорева К.Ф. компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей,

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Шворак С.В. действующая на основании доверенности исковые требования Рузаевской транспортной прокуратуры выступающей в интересах Кокорева К.Ф. не признал, пояснив при этом, что данные требования являются необоснованными в виду чего удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание не явился Кокорев К.Ф. однако от него поступило заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия.

Изучив письменные материалы выслушав стороны, суд приходит к мнению, что требования Рузаевского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в интересах Кокорева К.Ф. о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно копии свидетельства о браке серии ... № выданного __.__.____ ... Кокорев К.Ф. и Н.В. __.__.____ вступили в брак. После регистрации брака присвоены фамилии Кокорев, Н.В..

Из свидетельства о смерти серии ... № выданного ... __.__.____ Н.В. умерла __.__.____ в ....

Согласно Акта судебно - медицинского исследования трупа № от __.__.____ смерть Н.В. наступила 01.09.10 года от травматического шока, развившегося на фоне полученных повреждений.

Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 16 октября 2010 года следователем Самарского следственного отдела на транспорте Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по факту смертельного травмирования __.__.____ на 439 км. станции «Теплый стан» Куйбышевской железной дороги Н.В. пассажирским поездом № 83 сообщением «Караганда - Москва» в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием в действиях локомотивной бригады состава преступления.

Согласно рукописного заявления написанного от имени Кокорева К.Ф. в адрес Рузаевского транспортного прокурора заявитель просит оказать содействие по обращению в суд о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» морального вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно статьи 1079 ГК РФ 1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно статьи 1100 ГК РФ Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса РФ, учитывая обстоятельства дела, то, что в результате гибели Н.В. ее супруг Кокорев К.Ф. пережил невосполнимые нравственные и физические страдания. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что сумма, подлежащая взысканию с ОАО «РЖД» в счет компенсации морального вреда в пользу Кокорева К.Ф. с учетом требований разумности и справедливости возможна в размере - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Согласно статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в размере, предусмотренном статьей 333.19 НК РФ.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рузаевского транспортного прокурора действующего в интересах Кокорева К.Ф. удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» расположенного по адресу: ... в пользу Кокорева К.Ф. проживающего по адресу: ... компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей и государственную пошлину в пользу федерального бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня оглашения решения, через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: Е.С. Неяскин

На момнет опубликования решение не вступило в законную силу