Дело №2-173/2011г.
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 года п. Зубова-Поляна.
Зубово- Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Заренковой Н.Е.,
при секретаре Медведевой Н.Ф.,
с участием в деле: истца Орешкиной Г.И.,
представителя ответчика ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия старшего юрисконсульта организационно- аналитического отдела ФБУ ЛИУ№ - Гришуниной О.Е., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: Орешкиной Г.И. к Федеральному бюджетному учреждению (ФБУ) «Лечебно- исправительное учреждение №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (УФСИН) о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ «Лечебно-исправительное учреждение №» УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № в части снятия Орешкиной Г.И. с очереди на улучшение жилищных условий, о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий по ФБУ «Лечебно-исправительное учреждение №» УФСИН России по Республике Мордовия, суд
УСТАНОВИЛ:
Орешкина Г.И. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению (ФБУ) «Лечебно- исправительное учреждение №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (УФСИН) о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ «Лечебно-исправительное учреждение №» УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № в части снятия Орешкиной Г.И. с очереди на улучшение жилищных условий, о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий по ФБУ «Лечебно-исправительное учреждение №» УФСИН России по Республике Мордовия с 15 декабря 1997 года.
В обосновании своих требований истица указывает, что она с __.__.____ является пенсионером ФСИН России согласно ст. 58 п.3 ... выслуга лет в календарном исчислении составляет - 25 лет 10 месяцев.
С 15 декабря 1997 года истица, на основании заявления об улучшении жилищных условий, состояла в списке сотрудников ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия на получение и улучшение жилищных условий с составом семьи из 3-х человек. В июне 2009 года истица обратилась в ФБУ ЖКУ УФСИН России по Республике Мордовия о принятии документов для рассмотрения и признания ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» в 2010 году. Однако согласно протокола жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия № от 18.02.2010г. в признании участником подпрограммы истице было отказано в соответствии п.22 "б" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, то есть в связи с отсутствием в учетном деле документов, подтверждающих обоснованность постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно нет акта Главы местной администрации о признании жилого помещения Орешкиной Г.И. не отвечающим санитарным и техническим условиям. В течение более двенадцати лет (с 1997г. по 2010 г.) указанный документ жилищной комиссией ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия не был истребован и вопрос о законности постановки истицы на учет на получение жилья и улучшении жилищно-бытовых условий не возникал.
Согласно протоколу № от 02.11.2009 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, истица была оставлена в очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий.
Согласно протоколу № от 29.04.2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, при пересмотре учетных дел граждан, состоящих в очереди на получение жилья и улучшении жилищных условий, в отношении Орешкиной Г.И. недостающих документов, не выявлено и Орешкина Г.И. оставлена в очереди на получение жилья и улучшении жилищных условий.
Согласно протоколу № от 21.09.2010 года жилищно - бытовой комиссией ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, Орешкиной Г.И. указано на отсутствие в документах - акта обследования жилищных условий, поскольку в связи с ухудшением жилищных условий в 2005 году Орешкиной Г.И. не были предоставлены необходимые документы на жилье, в котором она стала проживать с августа 2005года. Акт обследования жилищных условий необходимо предоставить до 20.10.2010года.
Согласно протокола № от 19 ноября 2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, в связи с отсутствием в учетном деле решения главы администрации о пригодности квартиры Орешкиной Г.И. для проживания, акта межведомственной комиссии о пригодности квартиры Орешкиной Г.И для проживания по состоянию на 15 декабря 1997 года, а также на момент постановки на учет на получения жилья и улучшении жилищных условий, общая площадь жилого помещения Орешкиной Г.И. составила - ... кв.м., жилая площадь - ... кв.м., что составляла ... кв.м. на каждого члена семьи, состоящего на тот момент их 3 человек, при норме - ... кв.м., истица была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ - неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, то есть неиполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Уведомлением от 19 ноября 2010 года № жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, истица извещена, что она - Орешкина Г.И. с составом семьи из 2-х человек исключена из списка очередников на получение жилья и улучшение жилищных условий на основании пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ - неправомерные действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно заключения межведомственной комиссии администрации Зубово -Полянского муниципального района Республики Мордовия от __.__.____ установлено, что по результатам обследования жилого помещения Орешкиной Г.И. расположенной по адресу: <Адрес 1>, Орешкина Г.И. нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно акта обследования помещения от 08 апреля 2011 года межведомственной комиссии администрации Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия, краткого описания состояния жилого помещения Орешкиной Г.И. расположенной по адресу: <Адрес 1>, дом 1985 года постройки, щитовой, 8-ми квартирный барачного типа, дом ветхий, комнаты сырые, фундамент разрушился, балки перекрытия провисли. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования жилого помещения: Орешкина Г.И. нуждается в улучшении жилищных условий.
С решением жилищно- бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия истица не согласна, просит суд признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № в части снятия её - Орешкину Г.И. с очереди на улучшение жилищных условий.
Восстановить её - Орешкину Г.И. в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия с 15 декабря 1997 года.
В судебном заседании Орешкина Г.И. поддержала свои исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в дополнении пояснила, что с 15 декабря 1997 года она со своей семьей из 3 человек, на основании решения протокола жилищно - бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385№ от 24.12.1997 года, состояла в списке сотрудников Учреждения ЖХ-385 № ныне ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия на получение жилья и улучшение жилищных условий. На тот момент при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия не потребовала с неё акта обследования жилого помещения о пригодности её квартиры для проживания, поскольку всем было известно в каком состоянии находился дом № по <Адрес 1>, где в кв.№ она проживала. __.__.____ она была уволена из уголовно-исполнительной системы, в связи с уходом на пенсию по ст. 58 п.3 ..., выслуга лет в календарном исчислении составила - 25 лет 10 месяцев. На очередь улучшения жилищных условий она становилась по адресу: <Адрес 1>. Однако 22 августа 2005 года она с мужем прописались по адресу: <Адрес 2>, в однокомнатную квартиру площадью - ... кв.м., к матери мужа - З.Д., ..., в связи с уходом за ней. В настоящее время она с мужем проживают в <Адрес 1>, сын проживает отдельно, состав семьи состоит из 2 человек. Квартира в которой они с мужем проживают имеет общую площадь - ... кв.м., сырая, плохо отапливается, в зимний период стены, окна замерзают, фундамент и стены потрескались, зимой живут в одной комнате.
Согласно заключения межведомственной комиссии администрации Зубово -Полянского муниципального района Республики Мордовия от 08 апреля 2011 года, акта обследования помещения от 08 апреля 2011 года, представленных ею в суд, установлено, что по результатам обследования её жилого помещения расположенного по адресу: <Адрес 1> она нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку дом 1985 года постройки, щитовой, 8-ми квартирный барачного типа, дом ветхий, комнаты сырые, фундамент разрушился, балки перекрытия провисли.
В июне 2009 года она обратилась в ФБУ ЖКУ УФСИН России по Республике Мордовия о принятии документов для рассмотрения и признания ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» в 2010 году.
Согласно протоколу № от 02.11.2009 года жилищно- бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия она оставлена в очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий.
Согласно протоколу № от 29.04.2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, при пересмотре учетных дел граждан, состоящих в очереди на получение жилья и улучшении жилищных условий, в отношении неё недостающих документов, не выявлено и она была оставлена в очереди на получение жилья и улучшении жилищных условий.
Однако согласно протокола жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия № от 18.02.2010г. в признании участником подпрограммы ей было отказано в соответствии п.22 "б" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, то есть в связи с отсутствием в учетном деле документов, подтверждающих обоснованность постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно нет акта Главы местной администрации о признании не отвечающим санитарным и техническим условиям.
В течение более двенадцати лет (с 1997г. по 2010 г.) указанные документы жилищной комиссией ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия не были истребованы и вопрос о законности постановки её на учет на получение жилья и улучшении жилищно-бытовых условий не возникал.
Из ответа заместителя начальника ФБУ ЦЖКХ ФСИН № __.__.____ А.Н., следует, что решение жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия о постановке на жилищный учет было принято в нарушение норм жилищного законодательства, поскольку на каждого члена её семьи на тот момент, приходилось жилой площади -... кв.м. Кроме того А.Н. сообщает, что в связи с ухудшением ею 22.08.2005г. жилищных условий в соответствии с пунктом 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при представлении гражданину жилого помещения (по аналогии с выделением субсидии) учитываются действия и гражданско - правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий представлению гражданину жилого помещения, но не менее чем за пять лет.
Таким образом представление жилого помещения ей или выделение субсидии на приобретение жилья возможно было бы лишь по истечении пяти лет с момента совершения ею действий, приведших к ухудшению жилищных условий, то есть 22.08.2010г.
В протоколе жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия № от 01.09.2010года, жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ ... УФСИН России по Республике Мордовия было указано рассмотреть вопрос об обоснованности нахождения её в списках очередников на улучшение жилищных условий.
Согласно протоколу № от 21.09.2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, ей указано на отсутствие в документах учетного дела - акта обследования жилищных условий, поскольку пять лет назад - 22 августа 2005 года она с мужем прописались по адресу: <Адрес 2>, в однокомнатную квартиру площадью - ... кв.м., к матери мужа - З.Д., ..., в связи с уходом за ней, тем самым ухудшила свои жилищные условия. Акт обследования жилищных условий необходимо было предоставить до __.__.____. Однако акт обследования жилищных условий, какого жилого помещения в протоколе не указан, в связи с чем ею было представлено экспертное заключение по протоколу измерения показателей микроклимата № от 12.10.2009г. жилого помещения по адресу: <Адрес 2>, согласно которого замеры микроклимата (относительная влажность воздуха в жилой комнате) не соответствует СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно - эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям".
Тем не менее согласно протокола № от 19 ноября 2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, в связи непредставлением документов, подтверждающих обоснованность постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно: решения главы администрации о непригодности её жилья и акта межведомственной комиссии о признании квартиры непригодной для проживания по состоянию на 15 декабря 1997 года, а также то, что на момент постановки на учет на получения жилья и улучшении жилищных условий, общая площадь её жилого помещения. составила - ... кв.м., жилая площадь - ... кв.м., что составляла ... кв.м. на каждого члена семьи, состоящего на тот момент их 3 человек, при норме - 7 кв.м., она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ - неправомерные действия должностных лиц, органа, осуществляющего принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Она считает, что неправомерные действия должностных лиц органов осуществляющих постановку на учет, которые способствовали постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении должны быть доказаны в судебном порядке. Принятое решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия о снятие её с очереди на улучшение жилищных условий по основаниям предусмотренным п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ незаконно, поскольку оно противоречит п.8 ст. 57 ЖК РФ, тем самым нарушает ее права.
С решением жилищно- бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия не согласна, просит суд признать протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № в части снятия её с очереди на улучшение жилищных условий незаконным.
Восстановить её - Орешкину Г.И. в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия с 15 декабря 1997 года.
В судебном заседании представитель ответчика - представитель ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия- старший юрисконсульт организационно- аналитического отдела ФБУ ЛИУ№ - Гришунина О.Е. иск не признала и суду пояснила, что истец Орешкина Г.И. на основании заявления от 15.12.1997 г. решением жилищной комиссии Учреждения ЖХ-385№ от 24.12.1997 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15.12.1997 г., протокол о постановке на учет Орешкиной Г.И. от 24.12.1997 года не сохранился. На основании ст. 29 ЖК РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем требованиям установленным санитарным и техническим требованиям.
Основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания в указанных случаях изложены были в Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания утвержденном приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 г. № 529.
Рассмотрение соответствующих вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии местных органов власти. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от ведомственной принадлежности выносилось главой местной администрации. Утвержденный акт служил основанием для решения вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке. По состоянию на момент постановки заявительницы в очередь в 1997 г. в учетном деле отсутствовали следующие документы: решение главы администрации о пригодности ее квартиры, акт межведомственной комиссии о признании квартиры заявительницы непригодной для проживания.
На момент постановки на очередь заявительница с составом семьи 3 человека проживала по адресу: <Адрес 1>.
В учетном деле № Орешкиной Г.И. имеется справка, выданная администрацией Явасского городского поселения Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия в которой указано, что истица совместно с мужем - А.А. и сыном - С.А. в период с __.__.____ по август 2005 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <Адрес 1> в трехкомнатной квартире общей площадью ... кв.м., в том числе жилой площадью - ... кв.м. В соответствии с п. 7а Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденные постановлением Совета Министров Мордовской АССР и Президиума областного совета профсоюзов от 03 декабря 1984г. №518 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Мордовской АССР» на дату постановки гр. Орешкиной Г.И. на очередь норма жилой площади на одного человека составляла 7 кв.м. Следовательно, Орешкина Г.И. была поставлена в очередь на получение жилья и улучшении жилищных условий в нарушение норм жилищного законодательства.
На основании протокола № от 19.11.2010 года действующая жилищная комиссия ФБУ ЛИУ № приняла решение о неправомерных действиях должностных лиц, принявших решение о поставке в очередь Орешкиной Г.И. на получение жилья и улучшении жилищных условий вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Действительно в ... году истица переселялась из ранее занимаемого помещения в однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес 2> общей площадью ... кв. м., ухудшив тем самым свои жилищные условия. В соответствии с п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину помещения, но не менее, чем за пять лет.
Однако истица снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части1. статьи 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которого граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если будет установлено, что основанием для принятия решения о постановке на учет послужили неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет и халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
В связи с изложенным просит суд в удовлетворении исковых требований Орешкиной Г.И. о признании протокола жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ... УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № в части снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий незаконным и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, с 15 декабря 1997года отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Орешкиной Г.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно заявлению от 05 декабря 1997 года следует, что Орешкина Г.И. обратилась в Учреждение ЖХ -385№ по месту прохождения службы с просьбой о постановке её на очередь по улучшению жилищных условий.
Из справки выданной ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия следует, что протоколы о постановке на очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий граждан в период с.01.02.1984 года по 01.01.2001 года в жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия отсутствуют.
При чем согласно заключения по материалам служебной проверки от 31 марта 2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, утвержденного начальником ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия А.П. установлено, об отсутствии протоколов о постановке граждан в очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий в период с 01.02.1984 года в отношении граждан, в том числе в отношении Орешкиной Г.И. с составом семьи -2 человека с 15.02.1997г. На всех граждан, в том числе на Орешкину Г.И. заведены учетные дела, имеются заявления о постановке в очередь на получение жилья или улучшения жилищных условий. В списках очередности граждан, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий с 2002 года все граждане значатся, в связи с чем жилищно - бытовая комиссия ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия полагали бы считать нуждающимися и состоящими в очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий указанных граждан, в том числе Орешкину Г.И., с даты подачи заявления.
В списке очередности сотрудников Учреждения ЖХ-385№ на получение жилья и улучшения жилищных условий по состоянию на 2000 год, утвержденным В.П., Орешкина Г.И. значиться по списку за №. Состав семьи 3 человека, основание постановки на учет - улучшение жилищных условий.
Согласно справки выданной администрацией Явасского поселкового Совета Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 28.08.2002 года Орешкина Г.И. со своей семьей мужем и сыном проживает по адресу <Адрес 1>.
В списке очередности сотрудников ФГУ ЛИУ№ УФСИН Росси по Республике Мордовия на получение жилья и улучшения жилищных условий по состоянию на 20.02.2005 года, утвержденным начальником ФГУ ЛИУ№., Орешкина Г.И. значиться по списку за №. Состав семьи 3 человека, основание постановки на учет - улучшение жилищных условий.
Согласно договору найма жилого помещения от __.__.____ №, заключенного между З.Д. и администрацией Явасского городского поселения Зубово-Полянского района Республики Мордовия последней и ее членам семьи (сыну А.А., снохе Орешкиной Г.И.) предоставлено в пользование квартира общей площадью ... кв.м. по адресу: <Адрес 2>, в которой в настоящее время Орешкина Г.И. проживает.
Из заключения по материалам служебной проверки от __.__.____ утвержденного начальником УФСИН России по Республике Мордовия следует, что председателю жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия на заседании жилищно-бытовой комиссии предложить Орешкиной Г.И. предоставить документы, подтверждающие обоснованность ее поставки на очередь на получение жилья (акт обследования занимаемого помещения на предмет соответствия технического санитарного состояния, требованиям норм). В случае не предоставления таких документов в месячный срок рассмотреть на заседании жилищно-бытовой комиссии вопрос о правомерности нахождения Орешкиной Г.И. в списках очередников с обязательным приглашением ее на заседание жилищно-бытовой комиссии.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия от 02 ноября 2009 года №, Орешкина Г.И. была оставлена в списке очередников на улучшение жилищных условий и получение жилья.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия № от 18.02.2010 года следует, что Орешкиной Г.И. в признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы на основании п.22 «б» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, отказано.
Из ответа заместителя начальника ФБУ «Центр жилищно-коммунального хозяйства» ФСИН России от февраля 2010 года следует, что семья Орешкиной Г.И. на момент принятия решения о постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий была зарегистрирована и проживала в жилом помещении общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., расположенном по адресу: <Адрес 1>, таким образом, на каждого члена семьи приходилось по ... кв.м. жилой площади. Документы, подтверждающие, что данное жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, либо признано в установленном законом порядке непригодным для постоянного проживания (решение межведомственной комиссии) в деле отсутствуют.
Кроме того, Орешкина Г.И. в августе 2005г. со своим мужем переселись из занимаемого ранее жилого помещения в однокомнатную квартиру З.Д. общей площадью ... кв.м. расположенную по адресу: <Адрес 2>, тем самым ухудшив свои жилищные условия. Таким образом представление жилого помещения или выделение субсидии на приобретение жилья возможно было бы лишь по истечении пяти лет с момента совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, то есть не ранее 22 августа 2010 года.
Из справки, выданной администрацией Явасского городского поселения Зубово-Полянского района Республики Мордовия от __.__.____ № Орешкина Г.И. совместно с мужем - А.А. и сыном С.А. в период с июня 1990 года по август 2005 года была зарегистрирована и проживала по адресу: <Адрес 1> в трехкомнатной квартире общей площадью ... кв.м. в том числе жилой ... кв.м. В квартире на указанный период имелись коммунальные удобства -водопровод, электричество и печное отопление. По санитарно-техническим нормам квартира не отвечала установленным требованиям, Орешкина Г.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в учреждении ЖХ-385№ с 15.12.1997 года, как работавшая в тот период в данном Учреждении.
Согласно протоколу № от 29.04.2010 года жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия, при пересмотре учетных дел граждан, состоящих в очереди на получение жилья и улучшении жилищных условий, в отношении Орешкиной Г.И. недостающих документов не выявлено и Орешкина Г.И. оставлена в очереди на получение жилья и улучшении жилищных условий.
Однако согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия № от 01.09.2010 года следует, что жилищной комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия предложено рассмотреть вопрос об обоснованности нахождения в списках очередников на улучшение жилищных условий - Орешкиной Г.И.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии № от 21.09.2010 года Орешкиной Г.И. указано на отсутствие акта обследования жилищных условий. "Пять лет назад она ухудшила свои жилищные условия, весь необходимый пакет документов на жилье в котором она проживает в настоящее время у нее имеется. Постановлено: до 20.10.2010г. предоставить секретарю жилищной комиссии необходимые документы в учетное дело граждан состоящих в очереди на улучшения жилищных условий и получения жилья".
Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ № УФСИН России по Республике Мордовия № от __.__.____ снята Орешкина Г.И. с очереди на улучшение жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ состав семьи 2 человека.
Уведомлением № от 19.11.2010 года подтверждается, что истица Орешкина Г.И. исключена из очередников, на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ «основанием принятия решения о постановке на учет послужили неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Сообщениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от __.__.____ за №, от __.__.____ №, справками Зубово - Полянского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по Республике Мордовия __.__.____ №, от __.__.____ № подтверждается, что за Орешкиной Г.И., зарегистрированной недвижимости в виде жилого помещения не зарегистрировано.
Согласно акту обследования помещения от 08 апреля 2011 года межведомственной комиссией при администрации Зубово-Полянского района Республики Мордовия Орешкина Г.И. нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Зубово -Полянского муниципального района Республики Мордовия от 08 апреля 2011 года, квартира <Адрес 1> не соответствует требованиям предъявляемым к жилому помещению
Из показаний заместителя главы Явасского городского поселения Зубово -Полянского муниципального района Республики Мордовия допрошенной в качестве свидетеля С.В. следует, что в соответствии с жилищным кодексом РСФСР учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялся по месту работы. В 1997 году учет нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников работающих в Учреждении ЖХ-385№ велся в данном учреждении и жилищно-бытовая комиссия обязана была составить акт проверки жилищных условий Орешкиной Г.И. по установленной форме и сделать заключение комиссии. До 2004 года весь жилищный фонд п. ... находился на балансе Учреждения ЖХ-385№, с 2009 года находиться в муниципальной собственности Явасского городского поселения.
В связи с изложенным вышеперечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, свидетельствующими о том, что Орешкина Г.И. в период работы на аттестуемых должностях в уголовно - исполнительной системе, правомерно была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, и на момент постановки на учет по улучшению жилищных условий, её квартира не была пригодна для проживания, Орешкина Г.И. и её семья по настоящее время жильем не обеспечивалась.
В силу ст.29 п.2 Жилищного Кодекса РСФСР (действующего на момент возникших правоотношений в части постановки истца на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий) предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Как видно из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия за № от 19 ноября 2010 года, комиссией было решено исключить Орешкину Г.И. из списка очередности на улучшение жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а именно, в связи с тем, что в 1997 году Орешкина Г.И. неправомерно была поставлена на очередь на улучшение жилья, поскольку документального подтверждения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания не имеется.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшения жилых помещений в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, акт о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится межведомственными комиссиями, назначенными исполкомами районных городских Советов народных депутатов, представителей ЖЭО, БТИ, санитарного узла, управления пожарного надзора.
Судом установлено, что основанием для снятия Орешкиной Г.И. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось то, что в учетном деле её нет акта межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес 1> непригодным для проживания на момент постановки на учет.
Из пояснений, данных Орешкиной Г.И. в судебном заседании следует, что в 1997 году ЖБК Учреждения ЖХ-385№ не требовало предоставить акт межведомственной комиссии о признании её жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений.
В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Следовательно, статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантируются права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на заключение с ними договора социального найма. Гражданин снимается с учета лишь после получения жилого помещения по договору социального найма.
Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п./п.1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение им жилых помещений.
Указанная норма закона содержит также указание на то, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, их перечень не подлежит расширению законами субъектов РФ.
Из обжалуемого протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия за № от 19 ноября 2010 года усматривается, что истец Орешкина Г.И. снята со списка очередности на улучшение жилищных условий согласно п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В силу п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятии на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из требований п.6 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ вытекает, что граждане снимаются с очереди в случае, если при подаче документов для постановки на учет гражданин представил недостоверные сведения, которые послужили основанием для постановки данного гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и впоследствии выявилось несоответствие данных сведений действительности, то орган, осуществляющий постановку на учет, обязан снять данного гражданина с учета из-за отсутствия правовых оснований, дающих ему возможность состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Неправомерные действия должностных лиц органов, осуществляющих постановку на учет, которые способствовали постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, должны быть доказаны в судебном порядке.
Одним из оснований снятия Орешкиной Г.И. с очереди на улучшение жилищных условий явилось то, что при обращении с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, к заявлению не приложены акт межведомственной комиссии о признании квартиры истца непригодной для проживания на момент постановки на очередь. Вместе с тем, Орешкина Г.И. действительно является нуждающимся в улучшении жилищных условий, дом <Адрес 1>, где расположена квартира №, 1985 года постройки, щитовой, 8-ми квартирный барачного типа, дом ветхий, комнаты сырые, фундамент разрушился, балки перекрытия провисли, то есть не соответствует требованиям предъявляемым к жилому помещению.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает не состоятельными приведенные в обжалуемом протоколе заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года основания, послужившие исключению истца Орешкину Г.И. из списков очередности ввиду непредставления ею акта межведомственной комиссии, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств того, что указанный акт у истца был своевременно истребован.
В связи с изложенным суд находит не состоятельными и не обоснованными доводы ответчика в части правомерности исключения истца из списков очередности на улучшение жилищных условий в связи с неправомерными действиями должностных лиц ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия при решении вопроса о принятии на учет на улучшение жилищных условий Орешкиной Г.И., поскольку доказательств об оспаривании в судебном порядке неправомерных действий жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия, осуществивших постановку на учет Орешкину Г.И. в 1997 году в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для применения к спорным правоотношениям требований пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации у жилищной комиссии ФБУ ЛИУ№ УФСИН России по Республике Мордовия не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение №" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 года № в части снятия Орешкиной Г.И. с очереди на улучшение жилищных условий- незаконным.
Восстановить Орешкину Г.И. в очереди на улучшение жилищных условий по Федеральному бюджетному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение №" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия с 15 декабря 1997 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Зубово - Полянский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий, судья: Н.Е. Заренкова.
На момент опубликования решение не вступило в законную силу