Дело №2-167/2010
Решение в законную силу не вступило
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зубцовский районный суд Тверской области
в г. Зубцове 20 июля 2010 года
в составе председательствующего судьи Фоминой Г.А.
представителя истца Чернышева Н.Б.
представителя ответчика Кокина Ю.В.
при секретаре Федулиной М.Ю.
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ГУВ «Зубцовская станция по борьбе с болезнями животных» об обустройстве мест для размещения твердых бытовых и медицинских отходов
У С Т А Н О В И Л:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ГУВ «Станция по борьбе с болезнями животных» об обустройстве мест для размещения и временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов на территории СББЖ в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства: размещении площадки для установки контейнеров, предназначенных для временного хранения медицинских и твердых бытовых отходов, обустройстве площадки для установки контейнеров, обеспечении установки герметичных, неповрежденных контейнеров, указав, что в мае-июне 2010 года Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок сбора, хранения и утилизации медицинских отходов в деятельности лечебно-профилактических учреждений в Зубцовском районе, в ходе которой были выявлены нарушения действующего санитарного и природоохранного законодательства при обращении с медицинскими и твердыми бытовыми отходами.
В соответствии с Уставом ГУВ «Зубцовская СББЖ» осуществляет такие виды деятельности как лечение животных (диагностическое, лечебно-профилактическое, терапевтическое, хирургическое, акушерско-гинекологическое, противоэпизоотическое и другие услуги), все виды лабораторных исследований, хранение, использование и реализация лекарственных средств, препаратов и изделий ветеринарного назначения, кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги.
В процессе деятельности ГУВ «Зубцовская СББЖ» образуются медицинские и твердые бытовые отходы, для которых должны быть предусмотрены места для их размещения и временного хранения с последующей их утилизацией.
Проверка показала, что на территории ГУВ «Зубцовская СББЖ» по адресу: Тверская область, г. Зубцов, ...
- места для размещения и временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов не оборудованы специальной площадкой и ограждением (нарушен п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест»);
- имеющийся контейнер для сбора отходов установлен на землю на расстоянии 10 метров от здания амбулатории. Твердое, водонепроницаемое покрытие и ограждение в месте установки контейнера отсутствует. На контейнере отсутствует маркировка, обозначающая класс отходов.
Согласно п. 7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, открытая площадка для установки контейнеров должна иметь асфальтированную поверхность и быть удобной для подъезда автотранспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Открытые площадки для установки контейнеров располагаются не менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов и не менее 100 метров от пищеблоков.
В соответствии с п. 8.2 СанПиН 2.1.7728-99, хранение и транспортировка отходов на территории лечебно-профилактического учреждения классов А, Б, В допускается только в герметических многоразовых контейнерах.
Согласно п. 7.5 СанПиН 2.1.7.728-99, сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры. Контейнеры для сбора отходов различных классов должны обладать легко различимыми отличиями. Контейнеры для сбора отходов одного класса должны быть полностью идентичны.
Невыполнение требований законодательства об отходах производства и потребления способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, может привести к возникновению инфекционных и иных заболеваний у людей, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании старший помощник Осташковского межрайонного природоохранного прокурора - Чернышев Н.Б. иск поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнив, что просит обязать ответчика устранить изложенные выше недостатки в срок до Дата обезличена 2010 года.
Представитель ответчика – заведующий отделом ветеринарии на территории Зубцовского муниципального образования Тверской области Кокин Ю.В. исковые требования признал полностью, пояснив, что в настоящее время проводятся мероприятия по устранению допущенных нарушений, которые полностью будут устранены до Дата обезличена 2010 года
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Чернышева Н.Б., представителя ответчика Кокина Ю.В., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворяет их по следующим основаниям.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» «7-ФЗ от Дата обезличена 2002 года (в редакции от Дата обезличена 2009 года) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от Дата обезличена 1998 года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 22 Федерального закона РФ от Дата обезличена 1999 года Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест» (утв. Минздравом ССС Дата обезличена 1988 года №4690-88).
Согласно п. 2 Санитарных правил 42-128-4690-88 – объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН).
В соответствии с п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 – учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений должны своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов, оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, обеспечивать сборниками и инвентарем, принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Порядок сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений установлен санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата обезличена 1999 года (ред. от Дата обезличена 2009 года).
Настоящие Правила и нормы определяют правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений (п. 2.1 СанПиН 2.1.7.728-99).
Под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в том числе взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в том числе анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи.
Согласно п. 7.5 СанПиН 2.1.7.728-99, сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры. Контейнеры для сбора отходов различных классов должны обладать легко различимыми отличиями. Контейнеры для сбора отходов одного класса должны быть полностью идентичны.
Согласно п. 7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, открытая площадка для установки контейнеров должна иметь асфальтированную поверхность и быть удобной для подъезда автотранспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Открытые площадки для установки контейнеров располагаются не менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов и не менее 100 метров от пищеблоков.
В соответствии с п. 8.2 СанПиН 2.1.7728-99, хранение и транспортировка отходов на территории лечебно-профилактического учреждения классов А, Б, В допускается только в герметических многоразовых контейнерах.
Как установлено, в Дата обезличена 2010 года Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего порядок сбора, хранения и утилизации медицинских отходов в деятельности ГУВ «Зубцовская СББЖ», были установлены нарушения действующего санитарного и природоохранного законодательства при обращении с медицинскими и твердыми бытовыми отходами, а именно:
- контейнерная площадка не оборудована твердым, водонепроницаемым покрытием, не ограждена. На контейнере отсутствует маркировка. Не выдерживается санитарный разрыв от лечебного корпуса, при нормативном расстоянии не менее 25 м., фактически площадка расположена в 10 метрах от здания лечебного корпуса;
- места для размещения и временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов не оборудованы специальной площадкой и ограждением.
В судебном заседании представитель ответчика – заведующий ГУВ «Зубцовская СББЖ» Кокин Ю.В. с указанными нарушениями согласился.
Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей, как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе, и окружающей природной среде, что предусмотрено ст. 42 Конституции РФ, указывающей на право каждого на благоприятную окружающую среду, в силу чего исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Полномочия прокурора по обращению в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) по спору, возникшему из экологического правонарушения, вытекает из ст. 45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194 - 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ГУВ «Зубцовская станция по борьбе с болезнями животных» удовлетворить.
Обязать ГУВ «Зубцовская станция по борьбе с болезнями животных» Тверской области, расположенного по адресу: г. Зубцов, ..., обустроить места для размещения и временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов на территории СББЖ по адресу: Тверская область, г. Зубцов, ..., в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства (с требованиями СанПин 2.1.7.728-99 «Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» и требованиями СанПиН 42-128-4690-99 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест», а именно:
- разместить площадку для установки контейнеров, предназначенных для временного хранения медицинских и твердых бытовых отходов, на расстояние не менее чем в 25 метров от лечебного корпуса (согласно п. 7.9 СанПиН 2.1.7.728-99) до Дата обезличена 2010 года;
- обустроить площадку для установки контейнеров, предназначенных для временного хранения твердых бытовых и медицинских отходов, твердым, водонепроницаемым покрытием, ограждением (согласно п. 7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, п. 2.1.3, п. 6.3 СанПиН 42-1284690-88) в срок до Дата обезличена 2010 года;
- обеспечить установку герметичных, неповрежденных контейнеров для хранения твердых бытовых и медицинских отходов с герметичными, плотно закрывающимися крышками, с соответствующей маркировкой для хранения отходов разных классов раздельно (согласно п. 7.5, п. 7.9 СанПиН 2.1.7.728-99, п. 7.6 СанПиН 2.1.7728-99) в срок до Дата обезличена 2010 года.
Взыскать с ГУВ «Зубцовская СББЖ» судебные издержки в виде государственной пошлины в доход государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток через Зубцовский районный суд Тверской области.
Судья Г.А. Фомина