удовлетворен иск о понуждении обратиться в регистрирующий орган для постановки на учет бесхозяйн



Дело №2-187/2010

Решение в законную силу не вступило

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Зубцов 23 августа 2010 года

Зубцовский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Виноградова В.Е.,

при секретаре Федулиной М.Ю.,

с участием помощника прокурора Трифонова А.А.,

представителя ответчика Костиной Л.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ульяновское сельское поселение Зубцовского района о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения;

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ульяновское сельское поселение Зубцовского района о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения.

В заявлении прокурор Зубцовского района указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка по соблюдению на территории Зубцовского района при эксплуатации гидротехнического сооружения законодательства по обеспечению безопасности на указанной системе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся платины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов в каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Прокуратурой установлено, что на территории МО «Ульяновское сельское поселение» Зубцовского района находится гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия у ... Ульяновского сельского поселения Зубцовского района.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, дают положения ст. 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статус указанного ГТС как бесхозяйного, является объектом создающим повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с п. 10 ст. 33 Устава МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района администрация сельского поселения принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения пруда на ручье без названия у ... Ульяновского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от Дата обезличена 2009 года, техническое состояние гидротехнического сооружения является неудовлетворительным, собственника у объекта нет.

Прокурором района по результатам проверки 15.02.2010 года в адрес главы МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района Тверской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Представление было рассмотрено, согласно ответа Главы МО Ульяновское сельское поселение, приняты следующие меры для устранения нарушений: начата работа по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта вышеуказанного гидротехнического сооружения, а также администрацией МО Ульяновское сельское поселение ведутся переговоры с руководителями ООО «Женардес» о принятии указанного сооружения на Балан ООО «Женардес».

До настоящего времени администрацией МО «Ульяновское сельское поселение мер по постановке гидротехнического сооружения пруда на ручье без названия у д. Кобяково на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, в муниципальную собственность не принято.

Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, и не обеспечивает безопасность граждан, охраны их жизни и здоровья.

В связи с изложенным обратились с иском в суд о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Трифонов А.А. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика – глава администрации Муниципального образования Ульяновское сельское поселение Зубцовского района Костина Л.Б. иск признала в полном объеме. Пояснила, что первоначальные меры для устранения нарушения законодательства были предприняты, однако в связи с отсутствием средств на признание гидротехнического сооружения бесхозяйным, не исполнили представление. При формировании бюджета на следующий год этот вопрос станет предметом рассмотрения.

Представитель третьего лица – Управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадхору по Тверской области в суд не явился, возражений не представил.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся платины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов в каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Из объяснения представителя истца – Трифонова А.А. следует, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории МО «Ульяновское сельское поселение» Зубцовского района находится гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия у ... Ульяновского сельского поселения Зубцовского района. Право собственности на данный гидротехнический объект у МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района в соответствии с законом не установлено. Статус указанного ГТС как бесхозяйного, является объектом создающим повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.

В силу требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с п. 10 ст. 33 Устава МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района администрация сельского поселения принимает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.

Согласно акту обследования гидротехнического сооружения пруда на ручье без названия у ... Ульяновского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 16 июня 2009 года, техническое состояние гидротехнического сооружения является неудовлетворительным, собственника у объекта нет.

Прокурором района по результатам проверки 15.02.2010 года в адрес главы МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района Тверской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответу Главы МО Ульяновское сельское поселение, приняты следующие меры для устранения нарушений: начата работа по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта вышеуказанного гидротехнического сооружения, а также администрацией МО Ульяновское сельское поселение ведутся переговоры с руководителями ООО «Женардес» о принятии указанного сооружения на Баланс ООО «Женардес».

Из объяснений представителя ответчика Костиной Л.Б. следует, что до настоящего времени администрацией МО «Ульяновское сельское поселение мер по постановке гидротехнического сооружения пруда на ручье без названия у ... на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, в муниципальную собственность не принято.

Суд приходит к выводу о том, что Администрация МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района ненадлежащим образом исполняет вопросы местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, и не обеспечивает безопасность граждан, охраны их жизни и здоровья, в связи с чем, исковое заявление прокурора Зубцовского района к МО Ульяновское сельское поселение Зубцовского района о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 14, 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 225 ГК РФ, ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковое заявление прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Ульяновское сельское поселение Зубцовского района о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения.

Обязать администрацию Муниципального образования Ульяновское сельское поселение Зубцовского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия у ... Зубцовского района.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский райсуд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья В.Е. Виноградов