Дело №2-90/2011 г.
Решение вступило в законную силу 11.05.2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области
г. Зубцов 27 апреля 2011 года
в составе председательствующего судьи Фоминой Г.А.
с участием помощника Осташковского Межрайонного природоохранного прокурора Сотник А.С.
представителя администрации МО Вазузское сельское поселение Степановой Н.Б.
при секретаре Федулиной М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Осташковского Межрайонного природоохранного прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области по организации сбора и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенных пунктов <адрес> Вазузского сельского поселения незаконным, указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в Зубцовском районе было выявлено, что на территории населенных пунктов <адрес> администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 2 п.5, 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов самоуправления поселения.
Кроме того, в соответствии с подп.20 п.2 ст. 33 Устава МО Вазузское сельское поселение администрация сельского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В нарушение данных норм законодательства администрация Вазузское сельское поселение Зубцовского района не организовала своевременный вывоз бытовых отходов и мусора, что может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека, представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений.
Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Вазузское сельское поселение Зубцовского района по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенных пунктов <адрес> и обязать администрацию МО Вазузское сельское поселение на данных территориях до ДД.ММ.ГГГГ года - согласовать периодичность вывоза отходов и мусора, места сбора бытовых отходов и мусора с органами Роспотребнадзора;
- обустроить площадки с водонепроницаемым покрытием для сбора бытовых отходов и мусора;
- установить контейнеры с герметично закрывающимися крышками или обустроить навес.
В судебном заседании помощник Осташковского Межрайонного природоохранного прокурора Сотник А.С. заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, полагая, что недостатки по организации сбора и вывоза мусора должны быть устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель администрации муниципального образования Вазузского сельское поселение – Степанова Н.Б. не возражает против удовлетворения заявления прокурора, полагая, что указанные в заявлении прокурора нарушения должны быть устранены до ДД.ММ.ГГГГ года.
Изучив материалы дела, выслушав Сотник А.С., Степанову Н.Б., суд считает заявленные требования Осташковского Межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Устава МО Вазузское сельское поселение ( подпункт 20 п. 2 ст. 33 ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на администрацию МО Вазузское сельское поселение Зубцовского района.
Проведенной проверкой было установлено, что на территории населенных пунктов <адрес> МО Вазузское сельское поселение сбор и вывоз мусора не организован, не оборудованы места для временного хранения и сбора отходов и мусора, не установлена периодичность удаления твердых бытовых отходов, места временного размещения бытовых отходов не согласованы с органами Роспотребнадзора. Утилизация бытовых отходов и мусора осуществляется силами местного населения, путем его сожжения и закапывания в землю на своих приусадебных участках, а также вывозом на несанкционированную свалку.
Согласно пунктам 5 и 6 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Ст. 13 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования по обращению с отходами на территориях муниципальных образований, где указано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям и нормам Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест».
В соответствии с п. 2 СанПиН 42-128-4690-88 – объектами очистки являются территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Для сбора твердых бытовых отходов необходимо применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 10 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В соответствии со 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также согласно ст. 8 Устава МО Вазузское сельское поселение Зубцовского района организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов самоуправления поселения.
О выявленных недостатках на территории М. Коробино и Высокино Зубцовского района Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой 10 ноября 2009 года за №02-07/09 было внесено представление, которое администрацией МО Вазузское сельское поселение не выполнено до настоящего времени.
Невыполнение администрацией требований природоохранного законодательства, а также санитарно-эпидемиологических норм и правил нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на экологическую безопасность.
Бездействие администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения также может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и возникновению инфекционных заболеваний опасных для здоровья человека, представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений.
Никем и ничем не оспаривается отсутствие специально отведенных и оборудованных в соответствии с законодательством площадок для сбора мусора и твердых бытовых отходов в д. М<адрес> Зубцовского района, в связи с чем, суд находит бездействие администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на указанной выше территории незаконными.
Суд считает необходимым также обязать администрацию МО Вазузское сельское поселение организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории населенных пунктов <адрес> и до ДД.ММ.ГГГГ года - согласовать периодичность вывоза отходов и мусора, места сбора бытовых отходов и мусора с органами Роспотребнадзора;
- обустроить в данных населенных пунктах площадки с водонепроницаемым покрытием для сбора бытовых отходов и мусора с удобными подъездами для транспорта;
- установить контейнеры с герметично закрывающимися крышками или обустроить навес.
Руководствуясь ст. ст. 45, 254- 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области о признании бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенных пунктов <адрес> Зубцовского района Тверской области.
Обязать администрацию МО Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории населенных пунктов <адрес> в соответствии с санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88):
- согласовать периодичность вывоза отходов и мусора, места сбора бытовых отходов и мусора с органами Роспотребнадзора;
- обустроить в населенных пунктах <адрес> Зубцовского района Тверской области площадки с водонепроницаемым покрытием (должны быть открытыми и удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.) для сбора бытовых отходов и мусора с удобными подъездами для транспорта;
- установить контейнеры с герметично закрывающимися крышками (для определения числа устанавливаемых контейнеров следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов) или обустроить навес.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня его провозглашения.
Судья Г.А.Фомина