Дело №2-209/2011 г. Решение в законную силу не вступило Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Козловой А.А., при секретаре Федулиной М.Ю., с участием представителя истца Рустамова А.Г., представителя ответчика Цубы В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Зубцове 20 сентября 2011 года гражданское дело по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства. В заявлении заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Петров О.Г. указал, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей <адрес> Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о сбросе канализационных стоков на рельеф местности и в водные объекты (р. Шешма), а также о загрязнении почвы неочищенными сточными и фекальными водами, поступающими от жилого сектора <адрес>. В ходе проведения проверки, прокуратурой установлено, что в канализационной насосной станции <адрес> отсутствуют перекачивающие насосы, в результате чего не осуществляется перекачка сточных вод из канализационной сети на очистные сооружения и происходит истечение сточных вод из смотрового колодца канализационной сети, расположенного напротив дома <адрес>, на земли населенных пунктов, что недопустимо и ведет к загрязнению почвы д. <адрес> водного объекта р. Шешма. Канализационные сети, канализационная насосная станция и очистные сооружения (д. <адрес>) находятся в настоящее время в собственности МО «Вазузское сельское поселение» (согласно распоряжению Администрации Тверской области №502-ра от 24.06.2009 и акту приема-передачи муниципального имущества от 24.07.2009 г. (приложение № 1, строка 6, 7, 10). Проверка показала, что должных мер к обеспечению надлежащей работы системы водоотведения сточных вод от жилого сектора д№ со стороны Администрации МО Вазузское сельское поселение, которая является собственником указанных объектов, не принимается. Канализационные сети, канализационная насосная станция и очистные сооружения администрацией МО Вазузское сельское поселение в целях реализации своих полномочий по водоотведению сточных вод, закрепленных пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», никому не переданы. Так, не принимается мер по перекачке и очистке сточных и фекальных вод от жилого сектора (4-х многоквартирных домов, расположенных в <адрес>), в результате чего происходит выливание сточно-фекальных вод из колодца канализации на почвы населенного пункта и в водный объект. Таким образом, создается реальная угроза загрязнения и заражения земель населенного пункта <адрес>, реки Шешма, что является грубым нарушением природоохранного и санитарного законодательства. Данным бездействием со стороны администрации Вазузского сельского поселения нарушаются пункт 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и ст.21 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов. Попадание неочищенных сточных и фекальных вод на рельеф местности населенного пункта вблизи жилых домов и детских учреждений, создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, может повлечь причинение вреда окружающей природной среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О санитарно- Однако, согласно лабораторным исследованиям проб воды из р. Шешма, проведенным <адрес> филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Ржеве и Ржевском районе качество сточных вод, попадающих в р. Шешма из канализационного колодца, расположенного рядом с домом 10 в д<адрес> не соответствует требованиям нормативов по микробиологическим показателям СанПиН 2.1.5.980-00. Согласно микробиологическим исследованиям наличие общих колиформных бактерий превышает норму в 400 раз, ТКБ превышают норму в 2000 раз. Согласно лабораторным исследованиям проб почвы у канализационного колодца, расположенного напротив дома 10 в <адрес>, проведенным ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области в городе Ржеве и Ржевском районе (протокол лабораторных исследований № г.99. от 02.08.2011г.) состояние почвы у канализационного колодца не соответствует требованиям нормативов по микробиологическим показателям. Часть 6 статьи 60 Водного Кодекса Российской Федерации запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не В ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяется, что государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Требования к состоянию водных объектов установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22 июня 2000 года, пункт 4.1.2 которых не допускает сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, в черте населенных пунктов, в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения. Вышеуказанные требования природоохранного и санитарного законодательства при организации и осуществления водоотведения от жилого сектора д. <адрес> Зубцовского района Тверской области не выполнены, неочищенные сточные воды попадают на территорию населенного пункта - <адрес>, в р. Шешма впоследствии в р. Волга, что недопустимо. Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей <адрес> Зубцовского района, других граждан, находящихся на данной территории, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и требование ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Нарушаются права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. У жителей д<адрес>, а также других граждан, отсутствует гарантия, что в результате неисправности канализационной сети д. <адрес> не произойдет загрязнение поверхностного водного объекта р. Шешма, загрязнения и порчи земель, что неисправная канализационная сеть в <адрес> не создаст опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 6 ч. 2 ст. 36 Устава МО «Вазузское сельское поселение», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведение. Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, Администрация МО Вазузское сельское поселение обязана принять все необходимые меры, в соответствии со своим полномочиям, для решения вопроса о недопущении возникновения инфекционных заболеваний, отравлений людей, эпидемий, загрязнения и заражения окружающей среды на территории населенного пункта, по причине аварийного состояния канализационной сети, а также принять меры к организации водоотведения жилого сектора <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые Администрацией МО Вазузское сельское поселение, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде. В соответствии с п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В связи с изложенным, обеспечение прав жителей <адрес> Зубцовского района Тверской области и граждан, пребывающих в данном месте, может быть обеспечено только посредством обращения в суд и возложении на ответчика обязанности: устранить допущенные нарушения. В ст. 12 ГК РФ в частности указано, что защита гражданских прав Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор в заявлении просил: обязать Администрацию МО Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года: - организовать водоотведение сточных вод <адрес> Зубцовского района Тверской области в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» путем обеспечения функционирования канализационной сети и очистных сооружений, исключающего попадание неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты; - организовать восстановление канализационной насосной станции и обеспечить подачу сточных вод на очистные сооружения; - восстановить очистные сооружения; - обеспечить нормативную очистку сточных вод. В судебном заседании представитель истца старший помощник Волжского природоохранного прокурора Рустамов А.Г. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил требования в отношении срока, до которого ответчик обязан устранить нарушения, а именно до ДД.ММ.ГГГГ года. Представитель ответчика - Глава администрации МО Вазузское сельское поселение Цуба В.И. заявленные прокурором требования признал. Третьи лица: территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Ржеве, Ржевском, Зубцовском, Оленинском, Старицком районах ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица; Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Рустамова А.Г., представителя ответчика Цубы В.И. суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу ст. 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения. Обязанность и полномочия администрации Вазузского сельского поселения: организовать в границах сельского поселения водоснабжение, - закреплены так же в п. 4 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области. В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Представителю Администрации Муниципального образования Вазузское сельское поселение Цубе В.И. разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, в соответствии с которой при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении иска. Требования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры законны и обоснованны. Поскольку признание иска ответчиком по настоящему делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования прокуратуры. На основании изложенного, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 39, 173, 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Принять признание иска Администрацией муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области. Исковые требования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области об организации водоотведения в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования Вазузское сельское поселение Зубцовского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года: - организовать водоотведение сточных вод <адрес> Зубцовского района Тверской области в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» путем обеспечения функционирования канализационной сети и очистных сооружений, исключающего попадание неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты; - организовать восстановление канализационной насосной станции и обеспечить подачу сточных вод на очистные сооружения; - восстановить очистные сооружения; - обеспечить нормативную очистку сточных вод. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А. А. Козлова
эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
соответствующих требованиям технических регламентов.
благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.