Дело №2-215/2011 Решение не обжаловано, вступило в законную силу 11.10.2011 г. Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации представителя ответчика Винокурова А.А., представителей 3-их лиц Соловьевой А.Г., Шмариной О.Л., Прокурор Зубцовского района Тверской области обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 2 г. Зубцова» (далее по тексту – МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова») о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области пожарной безопасности. В своем заявлении прокурор указал, что прокуратурой Зубцовского района проведена проверка исполнения МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» законодательства в области пожарной безопасности. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №313), собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожранная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. В ходе проверки установлено, что в нарушение: п. 3 ППБ 01-03 СО 153 34 21 1222-2003 РФ молниезащита здания школы не соответствует предъявленным требованиям; п. 3 ППБ 01-03 РФ п. 2.1.11 ППБ 101-89 РФ не все двери оборудованы устройствами для самозакрывания; п. 21 ППБ 01-03 РФ территория школы своевременно не убирается от горючих отходов, мусора, травы; п. 44 ППБ 01-03 РФ слуховое окно чердачного помещения здания основной школы не закрыто; п. 94 ППБ 01-03 РФ необходимый подъезд к естественному водоему от здания школы для забора воды в случае пожара отсутствует; п. 60 ППБ 01-03 РФ в мастерской, в кабинете информатики здания школы используется оборудование с нарушением требований паспорта изготовителя. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д. В нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, помещения МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» в полной мере не отвечают предъявленным законом требованиям пожарной безопасности. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Наличие в МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права детей в ней обучающихся, посетителей и персонала учреждения на охрану жизни и здоровья и в случае возникновения пожароопасной ситуации создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью. Учитывая изложенные обстоятельства, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан прокурор Зубцовского района Тверской области просит возложить на МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» обязанность по устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности. В судебном заседании представитель истца, исполняющий обязанности прокурора Зубцовского района Тверской области Панус И.Ю., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил суд возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности в срок до 01 октября 2012 года. Представитель ответчика Винокуров А.А. в судебном заседании исковые требования признал частично. Винокуров А.А. суду пояснил, что часть указанных в иске нарушений устранено. Так, все двери оборудованы устройствами для самозакрывания; территория школы очищена от горючих отходов, мусора, травы; слуховое окно чердачного помещения здания основной школы закрыто; все оборудование в мастерской, в кабинете информатики используется в настоящее время в соответствии с требованиями паспорта изготовителя. Представитель ответчика Винокуров А.А. пояснил, что на момент проверки школы государственным пожарным инспектором 17.08.2011 проводился капитальный ремонт кровли здания школы, поэтому на территории школы имелся строительный мусор, и слуховое окно было открыто. В помещении мастерской на электронаждаке отсутствовал защитный кожух. Данные нарушения устранены до суда. Также прекращена эксплуатация электронагревательной плиты в кабинете информатики здания начальной школы. Администрацией школы в настоящее время подана заявка на финансирование устройства подъезда к естественному водоему для забора воды в случае пожара, так как школа не располагает необходимыми материальными средствами. На замену молниезащиты оформлен заказ. Данные нарушения устранить в 2011 году не представляется возможным в связи с отсутствием необходимого финансирования. Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Зубцовского района Тверской области Шмарина О.Л. с исковыми требованиями согласилась частично, поддержала доводы представителя ответчика Винокурова А.А. Представитель третьего лица Шмарина О.Л. суду пояснила, что Отдел образования примет все меры для оказания помощи МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» в устранении нарушений правил пожарной безопасности. Однако обустройство подъезда к естественному водоему для забора воды и установка молниезащиты потребуют вложения финансовых средств, которые не были запланированы в расходах на 2011 год. Представитель третьего лица Администрации Зубцовского района Тверской области Соловьева А.Г. с исковыми требованиями согласилась частично и суду пояснила, что большинство нарушений правил пожарной безопасности администрацией МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» устранены до рассмотрения дела в суде. Однако устранение других указанных выше нарушений, требующих финансовых вложений, возможно в течение следующего финансового года, так как расходы на эти цели в бюджете муниципального образования «Зубцовский район Тверской области» на 2011 год не предусмотрены. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Пануса И.Ю., представителя ответчика Винокурова А.А., представителей третьих лиц Шмариной О.Л. и Соловьевой А.Г., суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 года №69- ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня2003 г. №313), собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожранная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д. Судом установлено, что часть выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности устранено. Так, все двери оборудованы устройствами для самозакрывания; территория школы очищена от горючих отходов, мусора, травы; слуховое окно чердачного помещения здания основной школы закрыто; все оборудование в мастерской, в кабинете информатики используется в настоящее время в соответствии с требованиями паспорта изготовителя. В этой части в удовлетворении требований прокурора необходимо отказать. Факт наличия других нарушений правил пожарной безопасности, перечисленных в исковом заявлении, представитель ответчика Винокуров А.А. в судебном заседании не отрицал. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно п. 4.4 Устава МОУ «ООШ № 2 г. Зубцова» учреждение обязано обеспечить пожарную и экологическую безопасность своей деятельности. Факты нарушений требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации МОУ «Основная общеобразовательная школа №2 г. Зубцова» подтверждаются предписанием №43/34/1-14 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25 мая 2011 года. Из акта внеплановой проверки главного государственного инспектора г. Зубцова и Зубцовского района по пожарному надзору Агапенкова С.С. следует, что в МОУ «ООШ № 2 г. Зубцов» 17 августа 2011 года были выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности РФ: п. 3 ППБ 01-03 СО 153 34 21 1222-2003 РФ молниезащита на здании основной школы отсутствует, на здании начальной школы не проверена на соответствие требованиям; п. 3 ППБ 01-03 РФ п. 2.1.11 ППБ 101-89 РФ в здании основной и начальной школы на дверях запасных и основных эвакуационных выходов не оборудованы устройства для самозакрывания; п. 21 ППБ 01-03 РФ территория школы своевременно не убирается от посторонних отходов, мусора п. 44 ППБ 01-03 РФ слуховое окно чердачного помещения здания основной школы находится в открытом состоянии; п. 60 ППБ 01-03 РФ в помещении мастерской здания начальной школы электронаждак эксплуатируется с нарушением требований паспорта изготовителя. В предписании № 43/34/1-14 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25 мая 2011 года также указано требование оборудовать подъезд к естественному водоему от здания начальной школы для забора воды в случае пожара. Данное требование до настоящего времени не выполнено, что следует из объяснений представителя ответчика Винокурова А.А. Суд считает обоснованными доводы истца о том, что наличие в МОУ «ООШ № 2 г. Зубцов» вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права обучающихся в нем детей, посетителей и персонала учреждения на охрану жизни и здоровья и в случае возникновения пожароопасной ситуации создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью. В силу пп. 9 п. 1 ст. 33336 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 88 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 33320 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально удовлетворенных судом исковых требований. Согласно положениям п.п. 3 п. 1 ст. 33319 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по искам неимущественного характера для организаций уплачивается в размере 4000 рублей. Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. ст. 20, 34, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.п. 3 п. 1 ст. 33319, п.п. 8 п. 1 ст. 33320, пп. 9 п. 1 ст. 33336 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 88, 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 2 г. Зубцова» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области пожарной безопасности удовлетворить частично. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2 г. Зубцова» в срок до 01 октября 2012 года устранить выявленные нарушения в области пожарной безопасности, а именно: установить молниезащиту на здании основной школы, на здании начальной школы проверить на соответствие требованиям пожарной безопасности; оборудовать необходимый подъезд к естественному водоему от здания школы для забора воды в случае пожара. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать. Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 2 г. Зубцова» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 (четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья А. А. Козлова