Дело №2-223/2011 Решение в законную силу не вступило Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Зубцовский районный суд Тверской области г. Зубцов 15 ноября 2011 года в составе председательствующего судьи Фоминой Г.А. с участием помощника прокурора Зубцовского района Родина Н.Н. представителя ответчика – администрации Зубцовского района Шмелева И.Н. представителя истца- администрации муниципального образования г.Зубцов Мелещеня В.В. при секретаре Федулиной М.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городское поселение - город Зубцов Тверской области о признании незаконным распоряжение Главы администрации Зубцовского района №111-р от 21 апреля 2011 года о наделении полномочиями по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на территории города Зубцова У С Т А Н О В И Л: Прокурор Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городское поселение - город Зубцов Тверской области обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным распоряжение Главы администрации Зубцовского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ о наделении полномочиями по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на территории г.Зубцова Главу администрации муниципального образования г.Зубцов - Васильева Р.П., указав, что прокуратурой района в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего организацию деятельности органов местного самоуправления на территории Зубцовского района, было выявлено, что в соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, согласование границ и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности при проведении межевания на территории муниципального образования относится к компетенции муниципального района. В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального образования вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Таким образом, в нарушение указанных выше норм Глава администрации муниципального образования г.Зубцов Васильев Р.П. наделен Главой администрации Зубцовского района Бархатовым Р.П. полномочиями согласовывать границы, утверждать схемы расположения земельных участков на территории г.Зубцов в отсутствие надлежащим образом заключенного соглашения, без указания срока таких полномочий, санкций в случае неисполнения. без предусмотренных межбюджетных трансфертов, которые в 2011 году в бюджет муниципального образования г.Зубцов не поступали. Данное незаконное распоряжение влечет потенциальное нарушение прав неопределенного круга лиц при утверждении схем расположения земельных участков и согласования их границ на территории муниципального образования, а также нарушаются права и законные интересы муниципального образования город Зубцов на получение межбюджетных трансфертов из муниципального района в целях исполнения передаваемых полномочий. Полномочия прокурора на обращение в суд вытекают из ч.1 ст.45 ГПК РФ. В судебном заседании помощник прокурора Зубцовского района Родин Н.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации муниципального образования Зубцовский район – Шмелёв И.Н. иск не признал, пояснив, что распоряжение Главы администрации Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ « 111-р не нарушает ничьих прав, так как это распоряжение не является распорядительным документом, которым переданы полномочия главе администрации МО г.Зубцов. Окончательное решение по распоряжению земельным участком остается за администрацией Зубцовского района. Своим распоряжением глава администрации Зубцовского района доверил Главе администрации МО г.Зубцов – Васильеву Р.П. представлять интересы администрации Зубцовского района по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в государственной и муниципальной собственности при проведении межевания на территории г.Зубцова. Считает, что данное распоряжение выполняет роль доверенности, но ошибочно было указано не доверенность, а распоряжение. Также ошибочно была написано и о передаче полномочий, хотя подразумевается, что Бархатов П.В. фактически не уполномочил, а доверил Васильеву Р.П. представлять интересы администрации Зубцовского района по оговоренным вопросам. В настоящее время для осуществления действий по согласованию границ и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в государственной и муниципальной собственности при проведении межевания на территории г.Зубцова выдаётся доверенность. Полагает, что на основании ст.220 ГПК РФ производство по делу должно быть прекращено. Также подтвердил, что распоряжение главы администрации района является властным волеизъявлением, которое не является обязательным для главы администрации муниципального образования г.Зубцов. Представитель Главы администрации муниципального образования г.Зубцов – Мелещеня В.В. пояснила, что принятое постановление Главы администрации Зубцовского района не является распорядительным документом для администрации МО г.Зубцов и не нарушает чьих-либо права. Более того оно соответствует их интересам, так как на основании данного распоряжения администрация МО г. Зубцов согласовывает предоставление и выделение земельных участков исключительно с целью учета в муниципальном образовании г.Зубцов выделенных и предоставленных в пользование или на праве собственности земельных участков. Отсутствие или наличие согласования главы МО г.Зубцов не влечет за собой отказ или привилегированное право на получение земельного участка у граждан г.Зубцова, которые в любом случае должны проводить согласование границ земельного участка, с целью исключения повреждения каких-либо инженерных сетей (электро-, газо-, водопроводные, тепловые сети и т.д.) в г.Зубцове, которые принадлежат администрации МО г.Зубцов на праве собственности. Исследовав материалы дела, выслушав Родина Н.Н., Шмелёва И.Н., Мелещеня В.В., суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в порядке, установленном земельным законодательством. Полномочия органа местного самоуправления по согласованию границ и утверждению схем расположения земельных участков следуют из положений п.2,5 ст.31, п.4 ст.34, п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ. Так же статьи 30-32 Земельного кодекса РФ предусматривают, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам для различных целей, осуществляется с обязательным проведением работ по их формированию. Состав данных работ включает в себя кроме прочего подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание). Из Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ « О землеустройстве» так же видно, что необходимые согласования являются частью работы по оформлению земельного участка, при формировании землеустроительной документации, куда в обязательном порядке входит и карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) – это документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Данные сведения отражены в межевом плане, содержащем в том числе и информацию по схеме расположения земельного участка и его границе. Формой межевого плана предусматривается также и составление акта согласования границы земельного участка. Таким образом, согласование границ и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности при проведении межевания на территории муниципального образования относится к компетенции муниципального района. Данные положения подтвердили в суде и стороны. В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального образования вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. Аналогичные положения имеются в ст. 10 Устава муниципального образования «Зубцовский район». ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Зубцовского района Бархатовым П.В. вынесено распоряжение №-р о наделении Васильева Р.П. – Главы администрации муниципального образования г.Зубцов полномочиями по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на территории г.Зубцова. Глава администрации муниципального образования г.Зубцов - Васильев Р.П. наделен Главой администрации Зубцовского района - Бархатовым Р.П. полномочиями при проведении межевания на территории города Зубцова согласовывать границы и утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящейся в государственной и муниципальной собственности в отсутствие надлежащим образом оформленного соглашения. Данное распоряжение в нарушение ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 10 Устава муниципального образования «Зубцовский район», не содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, не предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашений, а так же срок действия соглашения. Другого соглашения по передаче своих полномочий по данному вопросу суду не представлено. Ссылка на то, что оспариваемое распоряжение не является соглашением, а фактически является доверенностью, не состоятельна, так как оспариваемый документ называется распоряжением, а не доверенностью. При этом оформление доверенности также должно происходить надлежащим образом ( ст.53 ГПК РФ). Суд не принимает и утверждение Шмелёва И.Н. о том, что в распоряжении ошибочно указана формулировка о наделении полномочиями, хотя имеется в виду оказание доверия. Суд не может руководствоваться предположениями и домыслами и рассматривает оспариваемое распоряжение в соответствием с его наименованием и содержанием, то есть как властное волеизъявление о наделении полномочиями Васильева Р.П. – Главы администрации муниципального образования г.Зубцов представлять интересы Администрации Зубцовского района по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на территории г.Зубцова при проведении межевания, изданное в нарушение указанных выше требований закона. В ст.15 ч.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не указано, по каким конкретно действиям передаются полномочия. Отсюда следует, что полномочия могут быть переданы как для принятия окончательного решения по какому-либо вопросу, так и для осуществления каких-то промежуточных действий, имеющих определенное значение. По распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане при проведении межевания. Суд полагает, что независимо от того, какие последствия могут наступить в случае неисполнения главой администрации МО г.Зубцов этих действий, данное распоряжение прямо указывает на передачу определенных полномочий в целях исполнения требований ст. 3 п.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по распоряжению земельными участками. При этом ст.15 ч.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает при передаче полномочий и взаимные права сторон, то есть в законе указаны требования по оформлению передачи тех или иных полномочий путем заключения соглашения. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р о передачи полномочий по ряду вопросов, входящих в компетенцию администрации Зубцовского района, но переданных по данному распоряжению главе администрации муниципального образования г.Зубцов оформлено, как без правильного названия своего нормативного акта, так и без учета положений, устанавливающих основания и порядок прекращения их действий, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, без указаний финансовых санкции за неисполнение соглашений, а также срок действия соглашения, то есть распоряжение оформлено не в соответствии с требованиями закона, а следовательно, является незаконным. Других законных оснований у главы администрации района о возложении обязанности по согласованию границ и утверждению схем на главу муниципального образования г.Зубцов в виде издания распоряжения, нет, что следует из Устава муниципального образования «городское поселение-город Зубцов» Зубцовского района и Устава муниципального образования «Зубцовский район». Суд полагает, что данное незаконное распоряжение затрагивает интересы всех жителей муниципального образования, круг лиц которых не является постоянным (неопределенный круг лиц), затрагивает права и законные интересы муниципального образования город Зубцов на получение межбюджетных трансфертов из муниципального района в целях исполнения передаваемых полномочий. Полномочия прокурора на обращение в суд подтверждаются ст.45 ГПК РФ. Руководствуясь ст. ст. 45, 254- 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городское поселение - город Зубцов Тверской области о признании незаконным распоряжения Главы администрации Зубцовского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ о наделении полномочиями по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на территории города Зубцова удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Главы администрации Зубцовского района Тверской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ №-р о наделении полномочиями по вопросу согласования границ и утверждения схем расположения земельных участков на территории города Зубцова Главу администрации муниципального образования г.Зубцов - Васильева Р.П.. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Г.А.Фомина Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2011 года. Судья Г.А.Фомина