удовлетворен иск о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытового мусора



Дело №2-267/2011

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 18.11.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Козловой А.А.,

при секретаре Плакидовой О.В.,

с участием представителя заявителя помощника прокурора Зубцовского района Тверской области Родина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Зубцове 07 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации города Зубцова по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным, У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Зубцовского района Тверской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации Зубцовского района по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным.

В своем заявлении прокурор указал, что согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования город Зубцов (далее – Устав), согласно которому организация в границах городского поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения МО город Зубцов.

В соответствии со ст. 33 Устава Администрация городского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

В ходе проведения проверки, проведенной 05 сентября 2011 года территориальным отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Ржеве, Ржевском, Зубцовском, Оленинском, Старицком районах, было установлено, что территория детской площадки между домами , , по <адрес> не убирается, завалена твердыми бытовыми отходами (бытовым мусором).

Земельный участок, на котором находится детская площадка между домами , , по <адрес>, не отнесен к имуществу, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирных домах (, , по <адрес>) на праве общей долевой собственности, о чем свидетельствуют кадастровые паспорта земельных участков домов и по <адрес>, в планы которых не включен земельный участок, на котором находится детская площадка.

Земельный участок многоквартирного <адрес> не сформирован.

Верховный Суд РФ и высший Арбитражный Суд РФ в совместном постановлении Пленумов №10 и №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Собственники помещений многоквартирных домов , , по <адрес> и управляющая организация, обслуживающая данные дома, не несут обязанность по содержанию территории детской площадки, в том числе по организации сбора и вывозу бытовых отходов и мусора.

Наличие на детской площадке между домами , , по <адрес> твердых бытовых отходов и мусора является нарушением ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Указанные факты нарушают право на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и особенно несовершеннолетних детей, постоянно, временно проживающих в многоквартирных домах , , по <адрес>, иных лиц как проживающих на территории <адрес>, так и гостей города, которые изъявили бы желание провести время на вышеуказанной детской площадке. Установить данный круг лиц не представляется возможным.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного прокурор в заявлении просил признать бездействие Администрации МО <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с детской площадки между домами , , по <адрес> незаконным и обязать Администрацию <адрес> организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с детской площадки между домами , , по <адрес>.

Представитель заявителя прокурор Родин Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, уточнил требования в части срока устранения нарушений, а именно: просил возложить обязанность на Администрацию муниципального образования город Зубцов организовать вывоз бытовых отходов и мусора с детской площадки между домами , , по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация МО г. Зубцов, надлежащим образом была извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.

В письменных возражениях представитель Администрации МО г. Зубцов Мелещеня В.В. указала, что в соответствии с п. 18 ч. 1, п. 19 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросу местного значения отнесена организация благоустройства и озеленения территории поселения, сбор и вывоз бытовых отходов.

Мусор у домов , , по <адрес>, который находится во дворе, располагается на дворовой территории.

Общие положения Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области (утв. Постановлением Администрации Тверской области от 26.11.2008 г. № 430-па) раскрывают понятие дворовой территории.

Дворовая территория – это территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями.

Раздел XII Правил, содержит перечень организационных мероприятий по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий.

Согласно пункту 12.1 Правил, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий возлагаются:

- по уборке и содержанию прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям и временным объектам (далее – объекты), встроенным нежилым помещениям территорий на расстоянии не менее пяти метров от периметра объекта, внешних стен помещения, но не далее границы проезжей части улиц, автомобильных дорог – на собственников, владельцев, пользователей объектов, встроенных нежилых помещений;

- по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее пяти метров – на хозяйствующий субъект, в собственности, владении, пользовании которого находится указанная территория.

Обязанности по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий, возлагаемые на собственников, владельцев, пользователей территорий, а также в случаях, когда лицо, осуществляющее указанные обязанности не предусмотрено, возлагаются на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам прилегающей к ним территории на расстоянии не менее пяти метров - на владельцев и/или пользователей, арендаторов этих территорий; граждан, юридических лиц.

Пункт 11 статьи 50 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.

Пункт 6 данной статьи закрепил, что особенности возникновения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законодательством РФ.

Земельный кодекс РФ предусматривает, что пользование, владение, распоряжение земельными участками в границах городского поселения осуществляет муниципальное образование «Зубцовский район».

Муниципальное образование «Зубцовский район» право владения, пользования на земельные участки и придомовые территории в границах которых расположены жилые дома в муниципальное образование «Городское поселение – город Зубцов» не передавало, в связи с чем, представитель считает, что МО г. Зубцов является ненадлежащим ответчиком по делу и предъявленные требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя Родина Н.Н., суд пришел к выводу о том, что требования прокурора обоснованны, а доводы Администрации МО г. Зубцов о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ст. 32 Устава муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области (в редакции от 27.05.2011) администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделяется настоящим Уставом городского поселения полномочиями по решению вопросов местного значения.

К вопросам местного значения, полномочия по которым осуществляет Администрация городского поселения, п. 25 ч. 2 ст. 33 Устава относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Бездействие Администрации муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» в части организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора подтверждается коллективной жалобой жителей домов №, по <адрес> в <адрес> в Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Ржеве, Ржевском, Зубцовском, Оленинском, Старицком районах, фотоснимками территории детской площадки, расположенной между указанными домами.

Из протокола об осмотре территорий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что территория детской площадки возле жилых домов №, по <адрес> завалена твердыми бытовыми отходами (бытовой мусор - бумага, пластиковые бутылки и т.д.), территория не убрана.

В силу ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Наличие на детской площадке между домами , , по <адрес> твердых бытовых отходов и мусора является нарушением ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Раздел XII Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденных Постановлением Администрации Тверской области от 26.11.2008 г. № 430-па (далее по тексту - Правила), содержит перечень организационных мероприятий по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий.

Согласно подпунктам 2, 5 пункта 12.1 Правил, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий возлагаются:

- по уборке и содержанию прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям и временным объектам (далее – объекты), встроенным нежилым помещениям территорий на расстоянии не менее пяти метров от периметра объекта, внешних стен помещения, но не далее границы проезжей части улиц, автомобильных дорог – на собственников, владельцев, пользователей объектов, встроенных нежилых помещений;

- по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее пяти метров – на хозяйствующий субъект, в собственности, владении, пользовании которого находится указанная территория.

В силу пункта 12.2 Правил обязанности по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий, возлагаемые на собственников, владельцев, пользователей территорий, а также в случаях, когда лицо, осуществляющее указанные обязанности не предусмотрено, возлагаются:

1) на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее пяти метров - на владельцев и/или пользователей, арендаторов этих территорий; граждан, юридических лиц;

2) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, - на администрации муниципальных образований, эксплуатационные организации;

3) на земельных участках, находящихся в частной собственности, и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее пяти метров – на собственников объектов: граждан и юридических лиц.

Согласно кадастровым паспортам на земельный участок с кадастровым номером 69:09:0070108:17, расположенный по адресу: <адрес>, и на земельный участок с кадастровым номером 69:09:0070108:6., расположенный по адресу: <адрес>, - земельный участок, на котором находится детская площадка между домами , , по <адрес>, не отнесен к имуществу, принадлежащему собственникам помещений в многоквартирных домах , по <адрес> на праве общей долевой собственности.

Земельный участок многоквартирного <адрес> не сформирован. Следовательно, земля под данным многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Поскольку территория детской площадки между домами , по <адрес> находится далее границы проезжей части улицы, на расстоянии более 5 метров от внешних стен указанных многоквартирных домов, данный земельный участок не передан во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, учитывая приведенные выше положения подпунктов 2, 5 пункта 12.1, подпункта 2 пункта 12.2 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, обязанности по организации и /или производству работ по уборке территории данной детской площадки должна нести администрация муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов».

Утверждения представителя Администрации городского поселения Мелещеня В.В. о том, что организация работ по уборке данной детской площадки – обязанность муниципального образования «Зубцовский район» противоречит так же нормативным положениям ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лица к МО г. Зубцов о признании незаконным бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с детской площади между домами , и по <адрес> предусмотрены ст. 45 ГПК РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора Зубцовского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Муниципального образования город Зубцов по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с детской площадки между домами , , по <адрес>.

Возложить на Администрацию Муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области обязанность: организовать в срок до 25 ноября 2011 года сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с детской площадки между домами , , по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А. А. Козлова