удовлетворен иск о признанииправа на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения



Дело №2-15/2012

Решение в законную силу не вступило

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Зубцовский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Козловой А.А.,

при секретаре Плакидовой О.В.,

с участием истца Дуйцевой Е.Е., представителей истца Чугунова А.А., Крыловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Зубцове 13 января 2012 года гражданское дело по иску Дуйцевой Е.Е. к Администрации муниципального образования г. Зубцов об установлении факта аварийности жилого дома и о признании права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения, У С Т А Н О В И Л:

Дуйцева Е.Е. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Зубцов об установлении факта аварийности жилого дома и о признании права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения.

В исковом заявлении Дуйцева Е.Е. указала, что она обратилась в Администрацию муниципального образования город Зубцов с заявлением о признании её жилого дома, расположенного по адресу: г. Зубцов, ул. Колхозная, д. 4 аварийным.

Межведомственная комиссия Администрации муниципального образования г. Зубцов ДД.ММ.ГГГГ признала жилой дом не подлежащим ремонту. Однако ДД.ММ.ГГГГ Постановлением ее поставили на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с номером очереди 88.

По действующему законодательству не существует никакой внеочередной очереди. Ответчик должен был принять меры к предоставлению истцу жилого помещения вне всякой очереди.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В соответствии с пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль над его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 52 указанного Положения решение соответствующего органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде в порядке искового производства.

Истец полагает, что нарушено ее конституционное право, которое общеизвестно и прямо закреплено в Конституции РФ, а именно ее право на жилище, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям и благоустроенное применительно к условиям муниципального образования <адрес>.

Истец просит установить факт того, что ее дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным, и признать за ней (истцом) право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения.

В судебном заседании Дуйцева Е.Е. исковые требования поддержала и суду пояснила, что она является ветераном Великой Отечественной войны - «Труженик тыла». Проживает по адресу: <адрес>, одна. Дом одноэтажный шлакоблочный и ему 50 лет. Данный дом они строили с мужем. В настоящее время в доме провалился пол, местами обвалился потолок. В доме течет крыша, потрескались стены. В доме все гнилое и ремонту не подлежит. Истец обратилась в администрацию МО <адрес> с заявлением о признании ее жилого дома аварийным. Комиссия обследовала дом и дала заключение о непригодности проживания в данном доме. Впоследствии ее поставили на очередь под номер 88. Истец полагает, что жилой дом аварийный, и что она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Истец подтвердила, что указанный дом она подарила своей дочери Крыловой М.В. в 2010 году, так как сама имеет преклонный возраст (81 год) и не имеет возможности надлежащим образом содержать дом.

Представитель истца Чугунов А.А. иск подержал и суду пояснил, что жилой <адрес>, расположенный на <адрес> в <адрес> имеет аварийное состояние и опасен для проживания. Дуйцева Е.Е. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет льготы как «Труженик тыла». Полагает, что она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Представитель истца Крылова М.В. иск поддержала и суду пояснила, что её мать Дуйцева Е.Е. около 50 лет проживает в жилом доме по указанному выше адресу. Дом старый, очень давно не ремонтировался, так как истец в преклонном возрасте, а она (Крылова М.В.) одна в течение 15 лет растит троих детей и не имеет ни физической, ни финансовой возможности помочь матери в ремонте дома. Члены межведомственной комиссии осматривали дом и пришли к заключению, что дом непригоден для проживания. Дуйцеву Е.Е. поставили на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь под номером 88. Однако проживать в указанном выше доме невозможно.

Ответчик Администрация муниципального образования город Зубцов была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала об отложении дела в связи с невозможностью явки представителя Администрации.

В силу ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Ответчик не представил суду сведения об уважительных причинах неявки своего представителя. Поэтому суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

В письменных доводах и возражениях ответчика по существу спора, ответчик указал, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании п.п. 8-9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Дуйцева Е.Е. имела в собственности жилой дом и земельный участок, в котором она на сегодняшний день и проживает, что подтверждается справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Дуйцева Е.Е. подарила свой земельный участок и жилой дом ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением федеральной службы государственной регистрации серия 69-АВ (69-АВ ).

Пункт 6 статьи 56 ЖК РФ предусматривает, что основанием для снятия с учета граждан является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Акт обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилое помещение признано непригодным для проживания, отменен Администрацией МО г. Зубцов и признан незаконным в результате того, что выводы сделаны необоснованно и незаконно, анализ непригодности дома сделан при визуальном осмотре жилого помещения Дуйцевой, однако дом находится в удовлетворительном состоянии и подлежит реконструкции и ремонту.

Таким образом, Дуйцева Е.Е. была поставлена на учет незаконно и подлежит снятию по основаниям ст. 53, п. 6 ст. 56 ЖК РФ.

Кроме того, руководствуясь ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Выписку из постановления истец получил ДД.ММ.ГГГГ. Трехмесячный срок для обжалования истек ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация МО город Зубцов считает, что исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Дуйцевой Е.Е., представителей истца Чугунова А.А. и Крыловой М.В. суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в части.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В соответствии с пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль над его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Факт регистрации Дуйцевой Е.Е. по адресу: <адрес>, подтверждается домовой книгой, сведениями о регистрации по месту жительства, содержащимися в паспорте истца.

Наличие жилого дома по адресу: <адрес>, его размер и технические характеристики подтверждается техническим паспортом на жилой дом. В техническом паспорте дом значится 1965 года постройки, общая площадь дома – 50,8 кв. м, жилая - 33,7 кв. м.

В силу требований ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процесс эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости конструкций и оснований.

Из объяснений истца Дуйцевой Е.Е. следует, что все необходимые для признания ее жилого помещения непригодным для проживания документы истцом переданы должностному лицу Администрации муниципального образования <адрес>. Данный факт ответчиком не оспаривается.

Доводы истца о непригодности для проживания занимаемого ею жилого дома подтверждаются представленными в суд письменными доказательствами.

Так, согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная постановлением Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установила, что фундамент дома просел, разрушен, стены дома имеют разрушение и деформированы, дощатые перегородки деформированы, перекрытия имеют местную гнилость в местах, сопряженных со стенами, крыша имеет местные протечки, оконные и дверные блоки гнилые, требуется ремонт печей, полы гнилые, просели, инженерное обеспечение в доме отсутствует. В результате обследования межведомственная комиссия в акте указала, что дом имеет значительный износ строительных конструкций, устойчивость и прочность снижены, имеет место деформация несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения деревянных конструкций; здание ремонту не подлежит.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии жилой <адрес>, расположенный на <адрес> в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.

Оснований не доверять акту обследования и заключению межведомственной комиссии у суда не имеется.

Нарушения порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 («Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции») в действиях межведомственной комиссии судом не установлены.

В состав комиссии входят высококвалифицированные специалисты, такие как начальник архитектурно-строительного отдела Администрации Зубцовского района, директор Зубцовского филиала ГУП «Тверское областное БТИ», главный специалист-эксперт отдела Государственной жилищной инспекции Тверской области, зам. Главного государственного санитарного врача ТУ «Роспотребнадзора» по Тверской области в г. Ржеве, Ржевском, Зубцовском районе и другие специалисты. Председатель комиссии – заместитель Главы Администрации МО г. Зубцов Богданович В.К.

Согласно акту проведения плановых, внеплановых мероприятий по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист-эксперт отдела Государственной жилищной инспекции Тверской области Петров М.В. установил, что жилой <адрес>, расположенный на <адрес> в <адрес> ремонту не подлежит, помещение для проживания непригодно.

В акте также отмечено: фундаменты разрушены, просели; стены гнилые, деформированы; полы зыбкие, просели; потолки провисают; столярные изделия (окна, двери) сгнили; кровля шиферная имеет местные протечки. Инженерное обеспечение в доме отсутствует.

На основании Постановления Главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В письменных возражениях ответчик указал, что истец Дуйцева Е.Е. была поставлена на учет незаконно и подлежит снятию с учета по основаниям ст. 53, п. 6 ст. 56 ЖК РФ

Ссылка ответчика на ст. 53 ЖК РФ несостоятельна.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Заключение Дуйцевой Е.Е. ДД.ММ.ГГГГ договора дарения жилого дома не привело к ухудшению её жилищных прав. Поскольку дом подарен дочери, истец продолжает проживать в данном жилом доме, и право на проживание в нём не потеряла.

Истец Дуйцева в судебном заседании утверждала, что отчуждение жилого дома произведено ею без намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Причиной, побудившей её подарить дом, послужило достижение истцом преклонного возраста, невозможность надлежащим образом содержать дом. Иное ответчиком не доказано.

Доводы ответчика о том, что истец Дуйцева Е.Е. подлежит снятию с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 6 статьи 56 ЖК РФ (выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет) несостоятельны.

Ответчиком не указано, какие именно неправомерные действия и какого должностного лица имели место при принятии на учет Дуйцевой Е.Е. Ответчик в письменных возражениях не указал, какие именно сведения, не соответствующие действительности, представила в орган, осуществляющий принятие на учет, Дуйцева Е.Е.

Доводы ответчика администрации МО город Зубцов о том, что акт обследования межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилое помещение признано непригодным для проживания отменен и признан незаконным в результате того, что выводы сделаны необоснованные и незаконные, дом Дуйцевой находится в удовлетворительном состоянии и подлежит реконструкции и ремонту, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку документальные подтверждения отмены акта обследования межведомственной комиссии, и доказательства несоответствия акта предъявляемым законом требованиям ответчик в суд не представил.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Таким образом, жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 08.02.2011 № 85-В10-7.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что требования Дуйцевой Е.Е. в части признания за нею права на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения обоснованны и подлежат удовлетворению.

Между тем требование истца об установлении факта аварийности занимаемого истцом дома удовлетворению не подлежит.

Согласно п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции аварийным может быть признан многоквартирный дом.

Жилой <адрес>, согласно данным технического паспорта, является одноэтажным объектом индивидуального жилищного строительства, 1965 года постройки.

Поэтому суд считает необходимым отказать в удовлетворения требования истца об установлении факта аварийности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 14, 15, 57 ЖК РФ, ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дуйцевой Е.Е. к Администрации муниципального образования г. Зубцов об установлении факта аварийности жилого дома и о признании права истца на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения удовлетворить частично. Признать за Дуйцевой Е.Е. право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения. В удовлетворении исковых требований Дуйцевой Е.Е. к Администрации муниципального образования <адрес> об установлении факта аварийности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А. А. Козлова

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2012 года.

Судья А. А. Козлова