Дело <Номер обезличен>
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Зональное | 23 апреля 2010 года |
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <ФИО1> об оспаривании действий должностного лица,
с участием заявителя, должностного лица территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю <ФИО должностного лица>
УСТАНОВИЛ:
<ФИО1> обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ТП УФМС России по <административно-территориальная единица обезличена> (далее - ТП УФМС) <ФИО должностного лица> связанные с понуждением к подаче заявления о выдаче вида на жительство, возложить на указанное должностное лицо обязанность прекратить незаконные действия, снять все ограничения, направленные ТП УФМС в налоговую инспекцию, банки и другие учреждения.
В обоснование заявления <ФИО1> указал, что в 1996 году он, вместе с родителями, как вынужденный переселенец из <название страны обезличино>, переехал на постоянное место жительства в РФ, в г.<название города обезличено>, и был признан гражданином России, о чём 18 октября 1996 года получил вкладыш к свидетельству о рождении. В настоящее время к нему со стороны миграционной службы предъявляются претензии о том, что он не является гражданином РФ, предложено на общих основаниях оформить вид на жительство в РФ, то есть признать отсутствие у него гражданства РФ. В органы налоговой инспекции и кредитные организации направлены соответствующие сведения. Поэтому <ФИО1> ограничен в гражданских правах, в свободе передвижения, выборе места жительства в РФ. На его обращение в ТП УФМС был дан ответ, согласно которому паспорт <Номер обезличен> ему выдан в нарушение установленного порядка. Указанный ответ противоречит требованиям ст.5,9 Федерального закона «О гражданстве РФ», так как родители заявителя - <ФИО2> и <ФИО3> - являются гражданами РФ с 1996 года.
В судебном заседании <ФИО1> своё заявление поддержал, пояснив, что в результате действий начальника ТП УФМС он, являясь студентом университета в г.<название города обезличено>, не может получить стипендию, не может совершать операции в банковских учреждениях. Кроме того, <ФИО1> готовится к службе в российской армии в элитных войсках, которой могут препятствовать наложенные ТП УФМС ограничения
Начальник ТП УФМС <ФИО должностного лица> пояснила, что при обмене паспорта по достижению возраста 20 лет <ФИО1> сотрудниками ТП УФМС было выявлено, что предыдущий паспорт гражданина РФ он получил в 2003 году, на основании п. «а» ст.18 Закона «О гражданстве РФ» в редакции 1991 года. Однако в форме № 1П отсутствовали записи о номере решения о признании гражданином РФ, о принявшем это решение подразделении. После направления запроса в соответствующий орган ответа не последовало. 13.04.2009 года <ФИО1> был оформлен паспорт гражданина РФ серии <Номер обезличен>, затем проведена служебная проверка по факту обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ <ФИО1>, по заключению которой было признано, что указанный паспорт заявителю был выдан в нарушение установленного порядка. На основании этого заключения от 29.07.2009 года <ФИО должностного лица> внесла соответствующие сведения о недействительности указанного паспорта <ФИО1> в форму №1П и автоматизированные базы данных, направила сообщения о недействительности этого паспорта в налоговую службу и избирательную комиссию. Также <ФИО должностного лица> пояснила, что имеется заключение УФМС России по <название субъекта Российской Федерации обезличино> от 22.04.2010 года, согласно которому обстоятельства, свидетельствующие о наличии гражданства РФ у родителей заявителя, <ФИО2> и <ФИО3>, отсутствуют. <ФИО1> может приобрести гражданство в упрощенном порядке, что не займет длительного времени.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 254,255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 5 Федерального закона РФ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (действовавшего на момент выдачи заявителю паспорта гражданина России) гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 10 того же Федерального закона документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Свидетель <ФИО2> показал, что он и вся его семья, супруга и двое детей, в 1996 году переехали из Казахстана на постоянное место жительства в Россию., в <название субъекта Российской Федерации обезличино>, где у них жили родственники, там приобрели дом, После переезда <ФИО2> сразу же обратился в уполномоченный орган с заявлением о приобретении гражданства России для всех членов семьи. Через некоторое время им оформили гражданство, ему и жене выдали паспорта, сыну, <ФИО1>, выдали вкладыш к свидетельству о рождении. Кроме того, <ФИО2> был присвоен статус вынужденного переселенца для получения социальной помощи. В последующем они из <название субъекта Российской Федерации обезличино> переселились в Алтайский край. <ФИО2> получал паспорт в связи с введением в РФ новых образцов паспортов, затем по достижении соответствующего возраста, и никогда ни к нему, ни к членам его семьи не предъявлялось претензий по вопросу приобретения гражданства России.
В деле имеются копии удостоверений вынужденного переселенца, выданных родителям <ФИО1> - <ФИО2> и <ФИО3> - миграционной службой Омской области, в которых имеются отметки о выдаче им паспортов в 1996 году отделом внутренних дел <административно-территориальная единица обезличена>.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 12 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года №1948-I гражданство Российской Федерации могло быть приобретено не только в результате его признания, но и в порядке регистрации.
Статья 18 названного закона определяла лиц, приобретавших гражданство Российской Федерации в порядке регистрации:
а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;
д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;
е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Вопросы гражданства детей были предусмотрены главой IV указанного закона. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следовало гражданству родителей (часть 1 статьи 25). Если оба родителя или единственный родитель приобретали гражданство Российской Федерации или у них прекращалось гражданство Российской Федерации, то соответственно изменялось гражданство детей (часть 1 статьи 26).
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации (утверждена Приказом МВД РФ от 05.05.1993 года №210) для получения вкладышей гражданами Российской Федерации представляются паспорт гражданина СССР или свидетельство о рождении либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего, а также иные документы, определяющие принадлежность данного лица к гражданству Российской Федерации, предусмотренные Перечнем (Приложение 1 к Инструкции).
Согласно данному Перечню для граждан бывшего СССР, прибывших на постоянное жительство на территорию России после 6 февраля 1992 года и приобретших гражданство Российской Федерации в качестве таких документов предусматривались паспорт гражданина СССР со штампом прописки на территории России после 6 февраля 1992 года и справка к нему, выданная органами внутренних дел России, с указанием основания и даты приобретения российского гражданства.
Отец заявителя - <ФИО2>, <Дата обезличена> года рождения, уроженец <административно-территориальная единица обезличена> <название страны обезличино>; 26.09.1996 года <наименование обезличено> РОВД <название субъекта Российской Федерации обезличино> документирован паспортом гражданина СССР серии <Номер обезличен> в связи с изменением гражданства; 12.11.2002 года ОВД <административно-территориальная единица обезличена> документирован паспортом гражданина РФ серии <Номер обезличен> в связи с общим обменом; 06.07.2005 года ОВД Зонального района документирован паспортом гражданина РФ серии <Номер обезличен> в связи с достижением возраста 45 лет.
Мать заявителя - <ФИО3>, <Дата обезличена> года рождения, уроженка <административно-территориальная единица обезличена> <название страны обезличино>; 27.07.1996 года <наименование обезличено> РОВД <название субъекта Российской Федерации обезличино> документирована паспортом гражданина СССР серии <Номер обезличен> в связи с утратой паспорта гражданина СССР, выданного 27.09.1986 года <наименование обезличено> РОВД <административно-территориальная единица обезличена>; 12.11.2002 года ОВД <административно-территориальная единица обезличена> документирована паспортом гражданина РФ серии <Номер обезличен> в связи с общим обменом; 12.02.2008 года ОВД <административно-территориальная единица обезличена> документирована паспортом гражданина РФ серии <Номер обезличен> в связи с достижением возраста 45 лет.
Согласно выданному 18.10.1996 года вкладышу к свидетельству о рождении серии <Номер обезличен> <ФИО1> является гражданином РФ.
Из вышеприведённых показаний свидетеля <ФИО2> следует, что он, как гражданин бывшего СССР, прибывший для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, заявил в 1996 году, то есть до 31 декабря 2000 года, о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Данное утверждение согласуется с материалами дела, и не опровергнуто. Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о несоответствии оформления и выдачи упомянутого вкладыша к свидетельству о рождении <ФИО1> установленному на тот момент порядку.
28 марта 2003 года <ФИО1> по достижении 14 лет документирован ОВД по <административно-территориальная единица обезличена> паспортом гражданина РФ, серии <Номер обезличен>.
13 апреля 2009 года ТП УФМС <ФИО1> оформлен паспорт гражданина РФ, серии <Номер обезличен>, в связи с достижением 20 лет.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что <ФИО1> выдавались уполномоченными органами не менее трёх документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации.
В соответствии со статьями 18,22,23 Федерального закона РФ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.
Согласно пункту 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, (утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года №828 с последующими изменениями), выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
Приказом ФМС России от 07.12.2009 года №339 утверждён Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
Пункт 4 Административного регламента определяет, что предоставление государственной услуги по выдаче, замене и исполнение государственной функции по учету паспортов осуществляются в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"
Пунктом 23 предусмотрены основания для отказа в выдаче паспорта, в частности, отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 80 в случае установления факта выдачи паспорта в нарушение установленного порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке паспорта паспорт подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт.
Решение о признании паспорта, выданным в нарушение установленного порядка, принимается руководителем территориального органа или его заместителем.
При наличии технической возможности для формирования в АС "Российский паспорт" электронного учета материалов, послуживших основанием для принятия решения о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка, производится их сканирование с использованием АРМ "Территория".
Гражданину выдается акт об изъятии паспорта. В акте указываются: дата, место, должность и фамилия лица, составившего акт, фамилия, имя и отчество лица, которому оформлен паспорт, серия и номер изымаемого паспорта и причина его изъятия. Акт подписывается лицом, его составившим, и утверждается начальником органа внутренних дел Российской Федерации или руководителем подразделения.
Изъятые паспорта направляются в подразделение по последнему месту жительства гражданина, у которого изъят паспорт, или по месту выдачи паспорта.
Поступившие в подразделения изъятые паспорта уничтожаются в установленном Административным регламентом порядке. В заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П производится соответствующая отметка, после чего заявление помещается в архивную картотеку.
Подразделение, получившее изъятый паспорт, но ранее его не выдававшее, направляет в подразделение, выдавшее указанный паспорт, сообщение по форме N 22П для произведения соответствующей отметки и помещения заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П в архивную картотеку.
При отмене руководителем территориального органа или его заместителем решения о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка граждане документируются новыми паспортами в установленном Административным регламентом порядке.
В деле имеется заключение по материалам служебной проверки по факту обоснованности выдачи паспорта Российской Федерации от 29.07.2009 года, которым паспорт <ФИО1>, серии <Номер обезличен> признан выданным 13.04.2009 года в нарушение установленного порядка
Должностным лицом, начальником ТП УФМС <ФИО должностного лица> на основании указанного заключения внесены изменения в автоматизированные системы и заявление о выдаче паспорта (форма №1П), а также направлены сообщения в налоговую службу и избирательную комиссию. При этом паспорт у <ФИО1> не изымался.
Данные действия должностного лица не соответствуют требованиям норм законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, которые приведены выше. Суд соглашается с доводами <ФИО1> о том, что этими действиями нарушаются его права.
Из объяснения указанного должностного лица следует, что оснований для отказа в замене паспорта <ФИО1> в связи с достижением им возраста 20 лет не имелось.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что вопреки названному заключению от 29.07.2009 года вышеуказанный паспорт выдан <ФИО1> в установленном порядке, доказательств иному не представлено.
Доводы должностного лица о том, что не подтвердилось приобретение <ФИО1> и его родителями гражданства Российской Федерации, в данном случае не являются основанием для ограничения прав и свобод заявителя.
При наличии у <ФИО1> паспорта гражданина Российской Федерации, выданного в установленном порядке, фактические данные о прекращении этого гражданства у данного лица в порядке, предусмотренном законом, отсутствуют. Нет доказательств, которые бы указывали и на прекращение гражданства РФ у родителей <ФИО1> Поэтому ссылка должностного лица ТП УФМС на заключение от 22.04.2010 года не может быть принята во внимание.
Таким образом, заявление <ФИО1> об оспаривании действий должностного лица следует признать обоснованным.
Должностному лицу, начальнику ТП УФМС <ФИО должностного лица> надлежит устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и свобод <ФИО1> действиями (внесение изменений в автоматизированные системы и заявление о выдаче паспорта (форма №1П), направление сообщений в налоговую службу и избирательную комиссию), связанными с признанием его паспорта серии <Номер обезличен> выданным в нарушение установленного порядка.
Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать заявление <ФИО1> обоснованным.
Обязать должностное лицо, начальника территориального пункта УФМС России по <административно-территориальная единица обезличена> <ФИО должностного лица> устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и свобод <ФИО1> действиями, связанными с признанием его паспорта серии <Номер обезличен> выданным в нарушение установленного порядка.
Направить настоящее решение в течение трёх дней со дня вступления его в законную силу в Управление Федеральной миграционной службы России <административно-территориальная единица обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2010 года.
Судья В.Н. Зенченко