с. Зональное 23 июня 2010 года
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района Алтайского края в интересах <ФИО1> к <ФИО2> о признании права состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях,
с участием помощника прокурора Паулусова Е.В., представителя истицы <ФИО1> - <ФИО4>, представителя ответчика <ФИО3>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зонального района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал следующее.
<ФИО1>, являясь участником Великой Отечественной войны, обратилась в жилищную комиссию при <ФИО2> с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей в этом было отказано. Жилищная комиссия усмотрела препятствие для постановки <ФИО1> на указанный учёт в связи с тем, что она являлась собственником жилого дома по <Адрес>, в <Адрес>, продала его в 2007 году, и с момента этой сделки не прошёл установленный законом пятилетний срок. Однако, вопреки выводу жилищной комиссии, прокурор считает, что у <ФИО1> не было цели ухудшить своё положение с тем, чтобы приобрести право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Так, <ФИО1> обратилась с заявлением о постановке на учёт незадолго до заседания жилищной комиссии, состоявшегося <Дата обезличена> года, в связи с распространением информации о предоставленной участникам ВОВ возможности улучшить жилищные условия. Ранее у <ФИО1> имелось своё жильё в доме по <Адрес>, <Адрес>, которое полностью уничтожено в 1999 году в результате пожара, допущенного по вине соседей. После этого она проживала в <Адрес> у своего сына, <ФИО4>, который в 2000 году приобрёл дом по <Адрес>, <Адрес> для <ФИО1>, и она владела этим домом на праве собственности. Однако проживание <ФИО1> в указанном доме было сопряжено со значительными трудностями в силу её возраста и состояния здоровья, так как дом был неблагоустроенным, с печным отоплением, без туалета и водопровода, поэтому <ФИО1> была вынуждена продать дом и переехать жить к сыну в <Адрес>.
В настоящее время <ФИО1> не может жить с сыном в одной квартире, нуждается в своём жилье. Проживает она в доме по <Адрес>, <Адрес>, который приобретён <ФИО4> для себя в качестве дачи. Этот дом также неблагоустроенный, с печным отоплением, без туалета, в связи с чем проживание в нём для <ФИО1> является затруднительным.
По мнению прокурора, <ФИО1> должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ, что является обязательным условием для предоставления ей в дальнейшем государственной социальной поддержки, для реализации её прав в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а также в соответствии с положениями ст.ст.25, 39 Конституции РФ.
Прокурор просил:
1) признать <ФИО1> нуждающейся в улучшении жилищных условий;
2) признать противоречащим Жилищному кодексу РФ решение жилищной комиссии при <ФИО2> от <Дата обезличена>г. об отказе <ФИО1> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий;
3) обязать <ФИО2> поставить <ФИО1> на учет участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом даты первоначального официального обращения её в органы местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Паулусов Е.В. настаивал на удовлетворении иска в полном объёме.
Представитель истицы <ФИО1> - <ФИО4> - также поддержал иск прокурора, подтвердив обстоятельства, указанные в обоснование искового заявления. При этом пояснил, что дом по <Адрес>, который он купил для матери после пожара, был плохой, матери там было трудно жить, поэтому его продали, причём по крайне низкой цене, в связи с чем отсутствовала возможность приобрести для матери благоустроенное жильё.
Представитель ответчика <ФИО3> пояснила, что действительно при рассмотрении жилищной комиссией заявления <ФИО1> продажа её квартиры в 2007 году была расценена как ухудшение заявителем жилищных условий с целью приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему решению.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 11 статьи 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в числе граждан указанной категории - участники Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В удостоверении <Номер обезличен>, копия которого имеется в деле, указано, что <ФИО1> является участником Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года №407) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Согласно статье 1 закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - государственные полномочия).
Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями, в частности, в отношении граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьёй 3 названного выше закона Алтайского края предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, в том числе, ведут в установленном порядке учет вышеуказанных граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с законом Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 3).
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как усматривается из объяснений сторон и материалов дела, в частности из сообщения, направленного <ФИО1> <ФИО2> совершённая в 2007 году истицей сделка по продаже её дома по <Адрес>, <Адрес> была расценена как ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии у <ФИО1> в период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года права собственности на указанный жилой дом.
Действительно, согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Между тем, довод прокурора о том, что <ФИО1> не совершала действий, которые влекут указанные последствия, подтверждается установленными по делу обстоятельствами.
Имеется копия акта о пожаре, из которого следует, что <Дата обезличена> года сгорел из-за неисправности дымохода дом по <Адрес>, <Адрес>, принадлежащий <ФИО1>
Также установлено, что <ФИО1>, не имеющая собственного жилого помещения, проживает в доме по <Адрес>, <Адрес>, общей площадью 29,8 кв.м., который принадлежит на праве общей совместной собственности супругам <ФИО4> и <ФИО5>
Данные обстоятельства подтверждаются имеющейся в деле копией свидетельства о государственной регистрации права, а также справкой <ФИО6> сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю от <Дата обезличена> года.
Доводы о том, что вышеуказанный дом является неблагоустроенным, и его можно использовать лишь как дачу, согласуются с данными о небольшой площади этого объекта недвижимости, а также с его техническим паспортом, имеющимся в учётном деле <ФИО1>, которое было представлено на обозрение суду.
Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии у <ФИО1> в период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года права собственности на жилой дом по <Адрес>, <Адрес> не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку в судебном заседании нашли подтверждение доводы о том, что отчуждение дома было вынужденной мерой, и эта мера не позволила <ФИО1> приобрести другое жильё. Данные обстоятельства согласуются с материалами дела и объяснениями участников судебного разбирательства.
Таким образом, исходя из вышеприведённых норм законодательства и установленных по делу обстоятельств, участника Великой Отечественной войны <ФИО1> нельзя считать обеспеченной жилым помещением.
Поэтому подлежит удовлетворению иск прокурора в части требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления - <ФИО2> - принять <ФИО1> на учет участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты первоначального официального обращения её в это орган
Поскольку существо заявленного прокурором в порядке искового производства спора заключается в защите права <ФИО1> состоять на указанном учёте, остальные требования, изложенные в исковом заявлении, не относятся к предмету иска, в связи с чем не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Обязать <ФИО2> принять <ФИО1> на учёт участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты обращения указанного лица в данный орган местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2010 года.
Судья Зенченко В.Н.