с. Зональное <Дата> года
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Зонального района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зонального района Алтайского края об устранении нарушений в сфере противодействия терроризму и экстремизму,
с участием помощника прокурора Паулусова Е.В., представителя ответчика Рыковой И.С.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремизму включает в себя и принятие профилактических мер органами местного самоуправления. Противодействие экстремистской деятельности состоит в тесной связи с проявлениями терроризма.
В соответствии с п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного федерального закона).
Кроме того, данным федеральным законом установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму должны издаваться нормативно правовые акты в целях организации планомерной работы в данном направлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
Согласно ст. 46 данного федерального закона проекты муниципальных правовых актов могут вноситься на рассмотрения главой муниципального образования, администрацией муниципального образования.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона, органами местного самоуправления муниципального образования какая-либо работа в области профилактики экстремизма и терроризма в 2010 году не проводится, нормативно-правовые акты (программа профилактики экстремизма и терроризма) не принимались.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что Решением Зонального районного Собрания депутатов от <Дата> г. <Номер> принята районная программа «Профилактика экстремизма и терроризма на территории Зонального района на 2008-2009 г.г.». Данной программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на противодействие вышеуказанным проявлениям, в конце 2009 года срок действия этой программы истек.
Прокуратурой района в 2010 г. было внесено представление главе Зонального района о необходимости принятия данной программы в целях осуществления полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных вышеуказанными нормами закона. Однако администрация района полностью проигнорировала требования прокурора, мотивируя отказ в принятии указанной программы отсутствием денежных средств, в бюджете района.
Кроме того, на период 2010 г. в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства финансирование каких-либо мероприятий по профилактике указанных проявлений из средств местного бюджета вообще не предусмотрено.
По мнению прокурора, деятельность администрации по исполнению требований федерального законодательства о противодействии экстремизму и терроризму является неудовлетворительной, поскольку за истекший период 2010 г. профилактические мероприятия не проводились, их проведение не планировалось.
Бездействие администрации района по соблюдению вышеуказанных норм закона на период 2010 г., свидетельствует об отсутствии планомерности и организации работы в данном направлении, что является недопустимым.
Возникшая неблагоприятная ситуация, наряду с грубым нарушением закона, создает условия для проявления экстремизма и терроризма на территории Зонального района, и при отсутствии проведения надлежащей работы в данном направлении, принятия и финансирования профилактических мероприятий может привести к непосредственному совершению вышеуказанных проявлений и террористических актов на территории района, в том числе к возникновению опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальных образований.
На основании изложенного прокурор просил:
1) признать бездействие ответчика незаконным в связи с непринятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму на территории Зонального района;
2) обязать ответчика принять меры к устранению нарушений вышеуказанного законодательства, в том числе разработать, направить на рассмотрение в ЗРСД и профинансировать районную целевую программу по профилактики экстремизма и терроризма на территории Зонального района», в срок не позднее 1 августа 2010 г.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Паулусов Е.В. уточнил исковые требования, просил признать бездействие ответчика незаконным в связи с отсутствием районной целевой программы по профилактике экстремизма и терроризма на территории <Адрес>, и обязать ответчика разработать и направить на рассмотрение Зонального районного Собрания депутатов указанную программу, а также профинансировать её, установить ответчику срок - до 1 августа 2010 года.
Представитель ответчика Рыкова И.С. не признала исковые требования прокурора, пояснив, что действительно ввиду отсутствия финансовых возможностей Зональным районным Собранием депутатов при распределении средств на финансирование муниципальных целевых программ за счёт районного бюджета на 2010 год не была предусмотрена целевая программа, которую требует разработать прокурор. Однако Администрацией Зонального района Алтайского края в целях организации профилактической работы по противодействию экстремизму и терроризму принимались конкретные меры. Были утверждены новый состав районной антитеррористической комиссии, положение о ней и регламент её работы. Данной комиссией разработан план, в соответствии с которым выполняются соответствующие мероприятия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований прокурора.
В подтверждение доводов представителя ответчика о том, что Администрацией Зонального района Алтайского края в целях организации профилактической работы по противодействию экстремизму и терроризму принимались конкретные меры, представлены соответствующие документы.
Так, постановлением от <Дата> года <Номер> утверждён состав антитеррористической комиссии администрации Зонального района. Имеется положение об этой комиссии и регламент, на основании которых она осуществляет свою деятельность, а также план мероприятий на 2010 год.
Кроме того, согласно пункту 16 приложения к решению Зонального районного Собрания депутатов Алтайского края от <Дата> года в районном бюджете предусмотрены средства на финансирование целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Зональном районе на 2009-2012 годы.
Учитывая данные обстоятельства, суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что какая-либо работа в области профилактики экстремизма и терроризма в 2010 году не проводится. Представленные ответчиком документы, вопреки утверждению прокурора о незаконном бездействии, свидетельствуют об участии Администрации Зонального района Алтайского края в указанной профилактической деятельности.
Сам факт отсутствия районной целевой программы по профилактике экстремизма и терроризма на 2010 год не означает невыполнение Администрацией Зонального района Алтайского края своих обязанностей в указанной сфере деятельности, направленной на обеспечение безопасности граждан, не нарушает их права и нормы действующего федерального законодательства, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении.
Поэтому иск и в части требования о возложении на орган местного самоуправления такой обязанности как разработка и финансирование программы с указанным наименованием удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Зонального района Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2010 года.
Судья Зенченко В.Н.